13:29
пятница,
26 апреля 2024 г.
14.95
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
3 декабря 2015

Здесь не равнина, здесь климат иной

Не зря говорят, что для настоящего мужчины преград не существует, особенно если есть мечта. Наш земляк Александр Сахаровгод назад решил покорить Эльбрус. И воплотил­-таки свою мечту в жизнь.

Попытка не пытка

По горам Северного Кавказа Александр  не раз ходил со своим  другом Михаилом Шведовым, побывали они в районе Фишта, Красной Поляны. А потом решили с друзьями подняться на Эльбрус. «Идеей этой заразили меня мой зять-спорт-
смен и его брат, живущий в Сочи, – рассказывает Сахаров. – Я долго думал, потом позвонил  Михаилу. Взвесили мы все «за» и «против» и решили – надо попытаться. Поездку наметили на июль. Друг, кстати, и сына с собой взял».
В группу набралось 14 человек, четверо ярославцев, остальные москвичи и сочинцы, сопровождали путешественников два инструктора. «Как и договаривались, – продолжает рассказ Александр, –  собрались  в базовом лагере на поляне Азау, недалеко от селения Терскол. Разбили лагерь.  За 10 – 11 дней мы должны были совершить подъем и вернуться назад. Июль, кстати, выбрали не случайно. Это самый благоприятный месяц для восхождения, солнечных дней намного больше, чем в другие месяцы».
Подъем на Эльбрус, самую высокую горную вершину России и Европы, сопряжен с массой сложностей. Например, чтобы человек чувствовал себя комфортно на высоте три тысячи метров, он должен адаптироваться постепенно. С ходу начать подъем и без устали карабкаться вверх не получится.
В первый день, по словам Александра, группе удалось подняться на высоту 3300 метров, потом все спустились в базовый лагерь, расположенный на  отметке 2300 метров, здесь и переночевали. Конечно, не везде есть только пеший подъем, например, на южном склоне Эльбруса построили канатную дорогу, по ней без особых сложностей тебя забросят сразу на высоту 3700 метров. Другое дело, что южный склон не у всех любителей экстремального туризма пользуется популярностью. Как говорят многие из них, он слишком густонаселен, однако это не мешает альпинистам всего мира снова и снова приезжать сюда.

Заночевали в «Бочках»

Наши же путешественники после ночевки в течение суток по канатной дороге добрались до знаменитого лагеря «Бочки», где собралось немало людей, разговаривающих на разных языках.
История этого лагеря уходит в 30-е годы  XX века. Сначала там появились домики, которые сделали из обрезков толстенных труб очень большого диаметра,  они напоминали бочки, отсюда и название лагеря. В 1988 году в лагере произошла страшная трагедия – пожар, который унес жизни людей и разрушил практически все. Однако вскоре здесь появились новые домики, где сегодня находят свой приют альпинисты-любители.
– Все домики отапливаются, – говорит Александр. – Несмотря на то что на дворе июль, ночью в горах очень холодно. А вообще от погоды здесь зависит все. Летние месяцы считаются самыми благоприятными для восхождения, но гарантии того, что и в это время не случится каких-то природных катаклизмов, никто не даст. Предугадать, какой будет погода в ближайшие часы, когда наступит пора совершить первый тренировочный подъем, практически невозможно. Нам вот с погодой не очень повезло.
Незадолго до появления  ярославцев, снегопад стал причиной жуткой трагедии. Группа альпинистов, начав подъем, оказалась в снежном облаке. Шли практически вслепую. Одна из девушек оступилась и сорвалась в пропасть… Увы, но на Эльбрусе подобные трагедии случаются каждый год.
В «Бочках» группа активно готовилась к восхождению: проверяли экипировку, запас продуктов. Всех ждал подъем на высоту 4200 метров, где предстояло разбить основной лагерь. По существующим правилам в лагере надо пробыть подольше, чтобы привыкнуть к перепаду давления и нехватке кислорода. Однако наши путешественники, подгоняемые желанием подняться выше, решили не задерживаться в «Бочках» надолго, а идти вперед. Для некоторых участников группы это оказалось роковым решением.

...и на везение не уповай

Конечно, есть еще один способ ускорить восхождение. Можно за определенную плату, около 1000 долларов с группы, подняться на ретраках (специальные машины на гусеничном ходу) до высоты 5000 метров, а там с профессиональными инструкторами в хорошую погоду дойти до вершины, но это совершенно другой расклад.
– Рюкзак был собран. Я также положил туда тушенку и крупу. Начали подъем, и вдруг я услышал звуки, похожие на взрыв. Оказалось, это взрываются мои банки с тушенкой. Представляете, какой на высоте перепад давления! – вспоминает Сахаров.
Поднявшись на высоту 4200 метров, путешественники увидели, что многие ребята уже разбивают палатки, которые стояли на маленьких пятачках, к каждой были привалены камни. Поставили палатку и ярославцы.
– Поднимался ветер. Вскоре он так усилился, что нашу палатку просто сорвало с места, как кусок обычной ткани. Что делать? Надо было любыми путями пробиваться к стационарному лагерю, – продолжает Александр. – Мы вновь вышли в путь. Однако пройдя немного, обнаружили, что двум нашим ребятам стало плохо, они приняли решение вернуться в лагерь в Азау, а  вскоре к ним присоединился еще один… Меня тоже начало тошнить, сильно заболела голова, стало невозможно нормально дышать. Я понял, что меня настигает «горняшка» – болезнь, которой подвержены многие альпинисты. Пытаться с ней справиться, перетерпеть – невозможно. Слышал, что кто-то пьет таблетки, чтобы облегчить состояние, но это не выход. Самое правильное – удлинить адаптационный период и помочь организму перестроиться, приспособиться к новым условиям, в частности, к кислородному голоданию.  
Ночью Сахарову стало хуже, в течение трех суток он не мог уснуть. По словам Александра, стоило ему забыться, как перед глазами возникали картины, которые при нормальных обстоятельствах и вообразить невозможно. Видения были яркими и страшными, признается путешественник, они буквально преследовали его, дышать становилось все труднее. Тем не менее днем группа продолжала готовиться к основному подъему, доходили до скал Пастухова и вновь спускались.

Добраться до небес

Кстати, как рассказывает Александр, на Эльбрусе все восхождения начинаются в полночь, чтобы к утру альпинисты могли добраться до вершины, а к 14.00 уже спуститься. Даже если ты к намеченному времени не добрался до нужной высоты, идти дальше нельзя – только вниз, таковы правила.
Девятого июля группа должна была начать основное восхождение. Александр по-прежнему чувствовал себя неважно, поэтому решил не рисковать и не создавать сложностей своим товарищам. Ровно в полночь он проводил друга и вернулся в лагерь.
– Ребята потом мне рассказали, что ночью температура опустилась до минус 10 градусов, – вспоминает он. – Сначала небо было ясным, но вдруг в одно мгновение его заволокло тучами, и пошел снег, да  такой сильный, что ничего не видно на расстоянии вытянутой руки. До вершины оставалось метров пятьдесят, когда один парень из группы рухнул вниз… Хорошо, что тот, кто был с ним связке, успел его удержать, однако идти самостоятельно парнишка уже не мог, пришлось его нести. А буквально через несколько минут случилось еще ЧП – одна из девушек уронила рукавицы, которые тут же унес ветер. В считанные мгновения руки у нее почернели,  кожа на них начала лопаться. Девушка пыталась как-то защитить руки, но ничего не получалось. Вдобавок у нее сдвинулись очки, глаза начало слепить, и она ничего не видела…
Преодолевая трудности,  несмотря на нулевую видимость, основная группа все же дошла  до вершины. Всем, кто обратно идти не мог, помогли спуститься. В 11 часов путешественники добрались до лагеря. Здесь пострадавшим оказали первую помощь, обогрели…
Домой возвращались уставшие, но полные впечатлений. На вопрос, не жалеет ли наш герой о том, что не удалось покорить заданную высоту, Александр отвечает оптимистично: «Не удалось сейчас, удастся на следующий год! Но до отметки 5610 все равно дойду». И с улыбкой добавляет: «Меня многие спрашивают: и на что тебе сдались эти горы? Но я не знаю, как объяснить людям, что только в горах ты встречаешь тех, кого понимаешь с полуслова, с кем говоришь на одном языке. А еще горы дают мощнейший заряд энергии и сильные эмоции. Я потом пару месяцев как на крыльях летаю, не чувствуя усталости».

ФОТО из архива Александра Сахарова

Андрей ЖАРОВ, заместитель начальника управления развития потребительского рынка, предпринимательства и туризма мэрии города Ярославля:

- В нашей стране действительно немало мест, где можно интересно и с пользой отдохнуть, и то, что ярославцы начали осваивать новые маршруты именно внутри России, –  замечательно! Сегодня  активно раскупаются туры не только выходного дня, но и на более длительные сроки, в частности, в ту же Кабардино-Балкарию, о которой с таким увлечением рассказывает Александр Сахаров. Я бы посоветовал горожанам обратить внимание и на путешествия в Пермский край, Башкортостан,  где немало пещер, по которым  интересно походить, причем посмотреть их будет любопытно не только взрослым, но и детям.
Что касается нашего региона, то у нас набирает обороты событийный, интерактивный туризм. В этом направлении работают Ростов, Углич, Переславль, Вятское. В Ярославле тоже есть немало мест, где можно с пользой провести выходные. Это уже поняли жители Москвы, Санкт-Петербурга, других городов, они с удовольствием приезжают к нам даже зимой. 

Автор: Людмила Дискова

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать