14:14 Вторник, 11 Мая 2021
12+
ЭЛ№ФС 77- 75974 от 19.06.2019 +7 (4852) 30-76-08 news@city-news.ru

Земснарядами по «тромбам»

29 Августа 2012
Резервы российского речного судоходства рождаются на Волге.Прогуливаясь по набережным, ярославские и рыбинские старожилы замечают: на реке стало тише. Интервалы между гудками деловито идущих вверх и вниз по течению грузовых или пассажирских судов кажутся длиннее. Судоходство переживает, пожалуй, не лучшие времена.


Речники стремятся обеспечить в каждую навигацию 5-процентный прирост перево-зок по «главной улице» России, а также по Волго-Донскому каналу, международному транспортному коридору Север – Юг и могучим сибирским водным артериям. По данным Минтранса, объем речных перевозок в 2011 г. составил 126,6 млн т, что на 13% больше уровня 2010 г.
В нынешнюю навигацию в Росморречфлоте ожидают 10 – 12% роста. Динамика подъема высока. Впрочем, даже такие темпы позволят пароходствам лишь приблизиться к утраченным в кризис 2008 – 2009 гг. позициям. Отрасль испытала тогда глубокий спад по сравнению с другими видами транспорта. Даже итоги перевозки по внутренним водным путям 2011 г. по сравнению с советским периодом меньше в 4,5 раза.
Одна из причин – необходимость улучшения габаритов судовых ходов из­-за обмеления русел. Только дноуглубительных работ требуется ежегодно на 23 млн кубометров.

Мелководье излечимо
На Волге с этой проблемой боролись еще в XIX веке. Возле Рыбинска караваны большегрузных судов вставали на перевалку: ход на Тверь был закрыт. Гидротехнические работы по углублению русла имели тогда местное значение, будучи сведенными к чистке отдельных перекатов и мелей, из­за которых российские купцы, бывало, от души проклинали реку-­кормилицу. Сегодня их лица смотрят на современников с музейных портретов. Рыбинское и другие водохранилища во многом изменили ситуацию. Но обеспечение транспортного оборота по внутренней речной системе до сих пор сдерживается незавершенностью создания унифицированных глубин на трассе Единой глубоководной системы России.
Анализ состояния отечественного дноуглубительного флота показывает, что почти вся техника (270 единиц) подлежит списанию по срокам службы. Такое положение таит в себе угрозу обвала транспортировки экспорта­импорта из устьевых портов и объема перевозок по внутренним водным путям. Их протяженность более чем 100 тысяч километров. Дел – непочатый край.
Немногие ярославцы знают, что цитадель строительства специализированного флота для обслуживания габаритов речных магистралей находится рядом – в Рыбинске. Кроме тамошнего ЗАО «Завод гидромеханизации» такие суда в нашей стране спускают на воду лишь на Цимлянском судостроительном заводе. А работают они на водных просторах не только бывшего СССР, но и за рубежом: от Узбекистана и Египта до Панамы и Монголии. Причем благодаря надежности и простоте в обслуживании не по одному десятку лет.
Технический директор рыбинского предприятия Юрий Баринов рассказал об одном из здешних земснарядов, дожившем до 40­летнего возраста. К прибытию на родину для профилактики тот оказался во вполне сносном состоянии.
– Суда такого назначения из­за высокого абразивного износа механизмов по норме служат четверть века, – пояснил генеральный директор Ростовского центрального проектно­-конструкторского бюро «Стапель» Николай Тертышный, к которому мы обратились за экспертной оценкой. – Но в реальности их средний возраст в нашей стране на десять лет больше. Износ большинства землесосов речного класса – свыше 85%, обслуживают их многочисленные экипажи, что требует больших финансовых затрат.
– На морских акваториях, – подчеркнул компетентный собеседник, – пройдена точка невозврата. Это обернулось авральным привлечением к таким работам иностранных компаний. Речники могут побороться за приоритет российских специалистов и оборудования, хотя технический флот не обновлялся около 30 лет. Ремонт старых земснарядов для углубления и очистки водоемов не дешевле покупки новых. Наши предприятия строят надежную технику. Нужен государственный подход к делу.
В таком мнении сошлись и участники разговора на «круглом столе» на тему «Роль и место гидромеханизации в современной России». Он состоялся в феврале в Ярославле.

Хозяйский подход
Россия вошла во Всемирную торговую организацию. По нормам ВТО решено переформатировать программы поддержки производства сельхозтехники и авиастроения, а также судостроительной отрасли. Господдержка должна пойти производителям напрямую. Кроме того, запланирован ряд мер административного характера, например, по линии таможенного администрирования. Не случайно власть и бизнес следят за ситуацией, стремясь выпускать конкурентоспособную продукцию.
Владимир Симонов, председатель правления Некоммерческого партнерства «Экономический совет Ярославской области», который объединяет представителей крупного и среднего бизнеса, считает, что надо соблюсти сразу несколько факторов. Среди них внедрение новых технологий и оборудования, высокая квалификация специалистов, рост производительности и качества труда. Такие шаги диктует необходимость модернизации предприятий на конкурентном поле. Не обойтись и без мер защитительного характера. Особенно актуально это на ярославском политическом переломе образца 2012 г. Перемены в областной и городской власти отражаются на экономике. И частные случаи порой приобретают государственный масштаб.
Обновление традиционного производства землесосных агрегатов на рыбинском «Гидромехе» – пример, безусловно, положительный. С приходом московских инвесторов здесь поначалу задались вопросом: не новые ли экономические «корсары» появились на Волге? Оказалось, пришли добрые хозяева, для которых слово «прибыль» окрашено в те же тона, что и для именитых купцов, немало сделавших в свое время для развития Ярославля, Рыбной слободы и других волжских городов и весей.
Заинтересованные в развитии производства менеджеры завода неделями не вылезают из командировок, налаживая деловые связи с партнерами по всей стране и в ближнем зарубежье, где по традиции сосредоточены основные покупатели их продукции. Земснаряды постепенно становятся универсальными, учитывают индивидуальные потребности заказчиков. Руководство завода, по словам исполнительного директора Светланы Кочуевой, расширяет ассортимент изделий. Изготовлены и сданы две так называемые шаланды. Это символизировало для «Гидромеха» старт нового направления – «чистого» судостроения. Есть твердое намерение освоить строительство катеров.

Эксплуатируют с умом
Один из признанных профессиональным сообществом специалистов, кандидат технических наук, руководитель заводского научно­технического центра Сергей Штин скрупулезно перечисляет особенности предприятия. Оно располагает шестью производственными и литейным корпусами, оснащенными токарным, фрезерным, сварочным и другим оборудованием для машиностроительного производства.
Весной предприятие вновь подтвердило сертификат соответствия Морского и Речного регистров. Все это, включая уникальную «литейку» с электродуговой печью на 6 тонн горячего металла, собственную котельную, централизованное газоснабжение, железнодорожную ветку и автомобильные подъездные пути, эксплуатируют с умом. Запланирована реконструкция слип­устройства для спуска на воду готовых изделий – с ростом его мощности. Как часть соцпакета для персонала сохранили рисковавший стать «непрофильным» оздоровительный центр «Орленок». В нем с удовольствием отдыхают дети возвращающихся на родное предприятие квалифицированных специалистов – из Рыбинска, Ярославля и даже из­-за пределов региона.
Специалисты завода учли международный опыт с достоинствами и недостатками передовых разработок, предложив «пилотные» проекты многофункциональных земснарядов – от гиганта на 8 тысяч кубометров грунтовой смеси до малогабаритного агрегата для очистки речек, озер и прудов. Об этом часто болят головы у муниципальных чиновников. Что касается первого агрегата, раньше в России подобная техника, но вдвое больше по водоизмещению, справлялась лишь с объемом в 4 тысячи кубов. Опытный образец второго судна изготовят по собственной инвестиционной программе. Обе модели в России пока не производит никто.
В нашей области при участии региональных и муниципальных органов власти приносят свои плоды эффективные программы поддержки товаропроизводителей. Тех, кто не плачется в жилетку, а продвигает на российский и мировой рынок качественную продукцию. От стимулирования ярмарочно-­выставочной деятельности до субсидирования процентной ставки рефинансирования по кредитам, направленным на модернизацию ярославской промышленности. ЗАО «Гидромех» со своими ноу-­хау готов вписаться в такие программы практически в любых вариантах.

Сообщающиеся сосуды
Безусловно, интенсивность судоходства по великой русской реке и другим водным путям страны зависит не только от наличия дноуглубительной техники. Не менее значимо наведение порядка на многочисленных водохранилищах и плотинах, построенных по большей части в «тучные» советские годы. Одно из доказательств – недавние печальные события на Кубани, когда невнимание властей к коварству речных русел обернулось большой бедой для жителей Краснодарского края.
Известные на весь мир мощные ярославские гидротехнические сооружения тоже требуют тщательного ухода. Налоговые поступления от роста оборотов судоходных компаний за счет перевозки грузов, пассажиров и стимулирования внутреннего водного туризма по определению будут работать на развитие территорий. Об этом, кстати, говорили в конце мая участники состоявшегося в областном центре традиционного международного туристического форума Visit Russia 2012.
Не случайно, по нашим сведениям, на уровне правительства региона обсуждается здравая идея объединения усилий профильных предприятий, имеющих отношение к эксплуатации транспортных возможностей Волги. Вплоть до приведения в божеский вид притоков, питающих главную реку России. В капиллярах тоже не должно быть «тромбов». Пару лет назад, к примеру, жители Большого Села не верили в полезность «кузнечика», так с юмором окрестили там землеснаряд. До тех пор пока не увидели, как ожило русло речки Юхоти. Техника безжалостно расправилась с илом на дне.
Так или иначе, персонал ЗАО «Завод гидромеханизации» совместно с коллегами на профильных предприятиях Ярославля и области готов внести вклад в то, чтобы публика на волжских набережных благодаря очистке фарватеров Единой глубоководной системы получила шанс чаще слышать гудки теплоходов. Если Волга начнет работать в полную силу, в буквальном смысле слова заработают и Ярославль, и Рыбинск, и вся область. Не сбросишь со счетов и очистку локальных водоемов. Тех же прудов в парках областного центра, где наводит порядок мэрия города.

Автор: Виктор КОРНИЛОВ

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»


Муниципальные правовые акты

Вы можете ознакомиться с муниципальными правовыми актами.
Подробнее.

Свежий номер

Читать

Связаться с редакцией
Приёмная:
+7 (4852) 30-76-08
Эл. почта:
Здесь могла быть ваша реклама