18:11
суббота,
5 октября 2024 г.
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
10 января 2013

Живем как можем

Уходящий 2012 год должен был переломить плачевную ситуацию в жилищно­коммунальном хозяйстве страны. Вместо этого мы организованно отступили по всем фронтам в сторону назревающего коллапса. 

Посчитали, прослезились…

За счет программы с использованием средств регионального Фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области за весь 2012-й в Ярославле удалось профинансировать капремонты лишь 12 жилых домов.

Деятельность аналогичного фонда во всероссийском масштабе, согласно Федеральному закону № 185, должна была прекратиться в 2010 году. Но народ чуть ли не вожжами затаскивали в процесс выполнения программы. Выгоду жильцы почувствовали только к третьему траншу. Кроме того, признают первые лица государства, исполнители закона вывели за пределы страны 25 миллиардов рублей, предназначенных на эти цели. Ушедшие за кордон деньги «аукнулись» ухудшением состояния домов. Недаром собственники квартир постоянно жалуются в редакцию «Городских новостей» на свои беды – крыши текут, фасады осыпаются, канализация благоухает… Порой – сильнее, чем до капитального ремонта.

Рекордсменом стал дом на Московском проспекте, 125. После основного кап-ремонта там сделано два гарантийных. По словам жильцов, непрерывная «забота» государства привела к тому, что даже 5 процентов софинансирования кажутся теперь неподъемной суммой, поскольку зашкаливают для собственников каждой квартиры за 7 тысяч рублей.

 

Не знаю, счетчик будет?..

Уже год, как в каждом многоквартирном доме должны быть модифицированы все теплоузлы и установлены общедомовые счетчики коммунальных ресурсов. Этого требует Федеральный закон № 261 об энергосбережении и энергоэффективности. Причем оплатить работы по установке и модернизации должны собственники квартир. 

Сравните стоимость установки общедомовых счетчиков в пересчете на стандартную квартиру в современном доме на 500 квартир с одним тепловым узлом или «брежневке» на 80 квартир, где аналогичных узлов – два. Если учесть, что в «брежневках» живут не миллионеры, понятно, почему многие не проявили энтузиазма. Поэтому сроки сначала отодвинули на полгода, а затем вышел приказ Минрегиона № 627, который позволил не устанавливать общедомовые счетчики, если нет технической возможности. Правда, оплату экспертизы его авторы тоже взвалили на собственников квартир. 

Прогноз таков: если жильцы не мычат не телятся – поставщик энергоресурсов установит общедомовые счетчики на «убитый» теплоузел в подвале с насквозь гнилыми трубами. Есть и другой путь – увеличить нормативы там, где жильцам лень собраться и выяснить, готов ли подвал к переменам. Но он может дать как позитивный, так и негативный результат, поскольку увеличит число неплательщиков.

 

Советы без любви

Не больше, чем установлено приборов учета, создано в Ярославле управляющих советов собственников площадей многоквартирного дома.

Такой экзотический способ замены ТСЖ предписывает статья 161.1 новой редакции Жилищного кодекса РФ. Но реальными правами советы не обладают – не образуют юридического лица, дом не получает лицевого счета, то есть в финансовом смысле остается в полной зависимости от управляющей компании. Поэтому попытка государства навязать необходимость создания общественной организации (которая исходя даже из названия создается добровольным решением граждан) выглядит забавно. 

Правда, в кооперативных кондоминиумах судьбы общедомового имущества даже в годы советской власти решались сообща. По большей части именно они преобразовались в ТСЖ. Там, где эта форма управления действительно работает, реформа ЖКХ движется неплохими темпами. В Ярославле появилось несколько домов, где установили приборы учета и сэкономили на коммунальных ресурсах. 

 

Кому рулить системой?

Сфера ЖКХ – индикатор процессов, которые идут в обществе. Коллапс в ней назрел еще в позднем СССР. А вот замысел реформ сводится к тому, чтобы наделить собственников квартир ответственностью за весь дом. Сделать «как в Европе». Вот только там не строили типовых 5- и 9-этажек, рассчитанных на эксплуатацию по социальному найму. Бездарно сооруженные теплосети с потерями до 60 процентов в цивилизованных странах тоже вряд ли отыщешь. Наши собственники не глупее и за-

дают резонный вопрос: зачем жильцам вмешиваться в управление домами, если от них по-прежнему ничего не зависит? 

Что делать? Продолжать ли создавать конкурентную среду или вернуть

все на круги своя? По букве закона мы движемся в первом направлении. Если исходить из результатов, все больше голосов раздается в пользу возврата жилищно-коммунального хозяйства государству. Тем более что люди с «липкими ладошками» стали присваивать не государственные деньги, а средства населения. Формально у собственников жилья есть выбор – сменить вороватых управляющих на честных. Цель государства в 2013 году – создать эффективную конкурентную среду, чтобы такие управляющие появились.

В новом году «Городские новости» продолжат следить за тем, чем все это обернется для системы ЖКХ и потребителей коммунальных услуг в Ярославле.

Автор: Анатолий КОНОНЕЦ

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать