10:14
воскресенье,
13 октября 2024 г.
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
18 мая 2010

Жизнь меняется только в лучшую сторону

Сейчас даже не верится, что с детьми, лишившимися родительского попечения, некоторое время назад не знали, что делать. Не было опыта работы с такими детьми в конце 90-х. Детских домов и интернатов катастрофически не хватало, а те, что существовали, были переполнены и находились не в лучшем состоянии. Ситуация изменилась буквально за несколько лет. Сейчас детей-сирот активно берут на воспитание в семьи и детские дома закрывают. Они снова становятся детскими садами.

–До 1998 года я работала начальником дошкольного сектора моторного завода, – рассказывает директор детского дома Ленинского района Елена Кузнецова. – Содержать детские сады заводу становилось все труднее, и он активно сбрасывал их со своего баланса. К 1998 году из 29 детсадов осталось 15. Мне предложили поработать директором детского дома. Я согласилась, и мы открыли детский дом в пустующем, полуразрушенном помещении бывшего детского сада. Денег ни у нас, ни у города тогда не было, но беспризорных детей становилось все больше, и надо было срочно предпринимать какие­то меры.
Мебель, инвентарь, стиральный порошок, одежду и обувь для детей Елена Кузнецова собирала с миру по нитке – что­то дал моторный завод, другие предприятия, что­то принесли добрые люди. Городское финансирование было недостаточным, и большую помощь оказывали спонсоры и шефы. Поначалу в детских домах было много ребят из числа «бродяжек». Были и самые трудные дети – малолетние правонарушители, которые курсировали между детским домом и спецшколой закрытого типа.
С 2005 года государственное финансирование детских домов стало областным. Дети уже были одеты, накормлены, устроены в школы. Когда решились самые насущные вопросы, стали вставать другие, более высокого порядка. Дети должны жить в семье, развиваться, уметь найти свое место в обществе. В конце концов, сироты нуждались в психологической реабилитации: оставленные родителями дети часто страдают низкой самооценкой, депрессивными расстройствами. Их надо научить общаться, с уважением относиться к себе и окружающим, верить в себя и людей. Но как разбудить в брошенных детях простые человеческие чувства и веру в хорошее будущее? Что для этого делать? К кому обращаться? В детских домах не было даже нужных для этого специалистов. Стабильного финансирования тут мало необходимы были технологии психологической реабилитации и социальной адаптации детей, оказавшихся в детских домах.
В поисках ответов на эти сложные вопросы обратились к мировому опыту помощи детям­ сиротам. Поначалу иностранцы, а в этой работе принимали участие и американцы, и датчане, и даже представители Люксембурга, помогали нашим детским домам по всем направлениям: совместно с городской властью финансировали ремонт зданий, для персонала организовывали обучающие семинары, устраивали благотворительные акции. Это очень помогло всем специалистам, работающим с детьмисиротами, стать профессиональнее в решении трудных вопросов воспитания особенных детей.
– В нашем деле всему приходится учиться с нуля, – рассказывает председатель правления благотворительной организации «Друзья русских сирот» Галина Евстифеева. – В 2006 году был принят закон о патронате. В течение одного года из детского дома в патронатные семьи ушли 11 детей. А за два года в области образовалось 25 патронатных семей. Согласно закону отдых, обучение, дополнительное образование, лечение ребенка обеспечивал детский дом, а специалисты детских домов должны были помогать патронатным семьям. Кроме того, надо было обеспечить психологическое сопровождение семьи. Но тогда никто не знал, что такое патронатная семья и как надо действовать. Мы пригласили социального педагога из Англии, который провел несколько обучающих семинаров для специалистов органов опеки и попечительства и директоров детских домов. И наши специалисты получили конкретные рекомендации по подготовке патронатных родителей.
З
акон о патронатных семьях действовал два года, и за это время в детских домах стали создаваться первые службы сопровождения опекунов и попечителей. Вклад патроната в развитие региональной системы семейного устройства детей­сирот неоценим. В 2008 году вступил в силу новый закон Российской Федерации «Об опеке и попечительстве». Он хоть и ввел ограничения для патроната, но также предусматривает всестороннее сопровождение любой замещающей семьи.
– Бывают моменты, когда родители начинают сомневаться, жалеют, что взяли чужого ребенка в семью, – говорит Елена Кузнецова. – Они не знают, что такие кризисные ситуации случаются во всех опекунских семьях. И надо – а главное, возможно! – помочь им преодолеть этот кризис. Для этого на базе детского дома работает служба сопровождения опекунских семей, которая имеет в штате семейного психолога, социального педагога, юриста, врача­психиатра. Служба оказывает комплексную помощь семье. На базе нашего детского дома работает клуб «Золотое сердце», на его занятиях приемные родители могут поделиться своими проблемами, передать опыт. Клуб сплачивает родителей, помогает им осознать, что все проблемы решаемы. Первое время, пока ребята привыкают к новой семье, они постоянно приходят в детский дом – двери для них всегда открыты. Они могут позаниматься, пообщаться с воспитателями, со своими друзьями. Мы приглашаем опекунские семьи на все наши мероприятия, будь то посадка деревьев или благотворительная ярмарка. А когда кризисы первых лет преодолеваются, семья становится крепкой и дружной. И дети гордятся тем, что обретают семью.
На сегодняшний день в детском доме Ленинского района остались 29 детей – за пять последних лет больше половины прежних воспитанников нашли свою семью. Детские дома сейчас меняют направление своей деятельности – на их базе создаются службы сопровождения опекунов и попечителей и социальной адаптации детей­сирот. Сейчас в городе две такие службы сопровождения: первая работает на базе детского дома музыкальнохудожественного воспитания им. Винокуровой, вторая – на базе детского дома Ленинского района. В сентябре прошлого года мэр Ярославля Виктор Волончунас подписал постановление о создании служб, и сейчас понятно, что это было решение «в яблочко» – желающих получить ту или иную консультацию записывают уже на два месяца вперед. Ведь, по словам специалистов, многие трагичные случаи в приемных семьях, о которых сообщают СМИ, происходят именно потому, что ни родители, ни дети своевременно не получили должного сопровождения специалистов.
–?О
бщественные организации всегда идут на шаг впереди государственных структур, говорит председатель правления ЯРБОО «Друзья русских сирот» Галина Евстифеева, так как целенаправленно изучают опыт работы других регионов и стран. Это очень помогает развитию детских домов. В детском доме Ленинского района проводится большая работа по социальной адаптации подростков. Здесь работает клуб для подростков «Школа жизни». Ведь в детском доме ребята полностью обеспечены всем необходимым, но, выходя во взрослую жизнь, они даже не знают, как правильно распределить деньги, как искать работу, заплатить за квартиру, приготовить себе поесть. Теперь этим житейским премудростям детей учат в детском доме.
Еще одна интересная форма работы – дружба студентов­волонтеров с воспитанниками детских домов. В США она называется «Большой брат», а у нас – «Диалог индивидуальностей». Студенты приходят к детям в гости, делают с ними уроки, играют, рисуют, ходят в кино, придумывают интересные мероприятия. Они учат детей танцевать, кататься на скейте, петь. По словам Елены Кузнецовой, это самые лучшие партнеры для детей, и именно «большие сестры» и «большие братья» помогают спасти ребенка, когда он замыкается в себе или начинает увлекаться психоактивными веществами.
– Дети порой любят «старших сестер и братьев» даже больше родителей, – говорит Елена Кузнецова. – В жизни, если у ребенка появляется такой старший друг, то ему очень повезло. А для наших детей старших друзей готовят специально – в центре, созданном при управлении по молодежной политике мэрии Ярославля, студенты проходят полугодовую педагогическую подготовку. Еще недавно у нас было 11 пар. Сейчас осталось меньше, так как дети разошлись по семьям. Но и когда они уходят, эта дружба не прекращается.
Вообще, в работе с детьмисиротами очень много творчества. Ведь это особые дети, чья нелегкая судьба объединяет всех, независимо от национальности, социального статуса или финансовых возможностей. Елена Кузнецова говорит, что именно в детском доме она почувствовала настоящую жизнь, наполненную общением, встречами с интересными людьми, постоянным кипением творческих идей.
– Ситуация меняется очень быстро, – рассказывает она. – Буквально несколько лет назад мы на благотворительные деньги покупали мыло и стиральный порошок. Сейчас, когда у меня спрашивают, что надо детям, я говорю: «Оплатите Наташе профессиональные курсы – это будет лучший подарок». Если раньше за детьми надо было хотя бы уследить, проконтролировать их, то сейчас у них нет времени на деструктивные занятия. У ребят много увлечений – в детском доме работают музыкальная и художественная студии, ремесленная мастерская, компьютерный класс. Они постоянно к чемуто готовятся – то к кулинарному шоу, то к благотворительной ярмарке, то к концерту. Они рано задумываются о профессии и мечтают поступить в вуз. Так что жизнь меняется быстро, и только в лучшую сторону.

Автор: Ирина ШКАРНИКОВА

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать