Папа выкинул на улицу
В 2004 году в Ярославле открыт детский социально-реабилитационный центр «Медвежонок». Сегодня в его стационарном отделении находятся 30 детей из города и области. В «Медвежонок» попадают малыши и подростки, которые долгое время подвергались домашнему насилию: кого-то доставили сюда сотрудники полиции по протоколу изъятия из семьи, кто-то сбежал от родительского террора.
Трехлетний Дима, недавно научившийся говорить, на вопрос, как оказался здесь, деловито отвечает: «Меня папа сначала об стенку стукнул, когда я плакал, а потом на улицу выкинул – в снег, вот я к вам и попал».
Мальчуган был выброшен на улицу своим отцом как котенок, раздетый и разутый. За то, что родитель не вынес детского плача. Дима долго стучался в дом и плакал, но его никто не впустил, мама была на работе. Времени, которое ребенок провел на улице раздетый, хватило, чтобы он заработал воспаление легких и попал в больницу. После этого жуткого случая мальчика изъяли из семьи и направили в детский реабилитационный центр.
Таких судеб, как у Димы, воз и маленькая тележка.
Мама била и запирала в шкаф
Бытовому насилию чаще подвергаются дети из неблагополучных семей. Родители срывают на них злость за неудавшуюся жизнь, неустроенность, неуверенность в завтрашнем дне.
В начале года в «Медвежонок» поступила 7-летняя Лариса. Девочка жила вместе с мамой и старшей сестрой Викой. Их мать, молодая одинокая женщина, время от времени заливала свою боль за неудавшуюся жизнь и одиночество алкоголем. Выпив, она как фурия набрасывалась на дочерей. Нередко доходило до рукоприкладства – шлепала по щекам, била по голове, запирала в темном шкафу. Детки молча сносили материнские истерики. Обе думали, что сами виноваты, что причина материнской агрессии – их плохое поведение. Следы «воспитания» заметили учителя и забили тревогу. В дом нагрянула комиссия по делам несовершеннолетних. Проверяющих поразила обстановка, в которой воспитывались девочки: крохотная коммунальная комнатушка выглядела очень бедно. Дети не имели самого необходимого: игрушек, книжек, часто отсутствовали продукты питания.
В отношении их матери возбуждено уголовное дело по статье 115 УК РФ («Нанесение побоев») и 156 УК РФ («Жестокое отношение к детям»). Суд лишил мать родительских прав, оштрафовал и направил на принудительное лечение от алкоголизма. В суде родительница признала вину, а вот свое поведение объяснить не смогла. Дочерей изъяли из семьи и поместили в два разных социально-реабилитационных центра. В «Медвежонке» обнаружилось, что Лариса больна туберкулезом легких. В больнице врачи и медсестры долго выхаживали несчастного ребенка. Мама навещала девочку, приносила игрушки, пыталась восстановить контакт с дочерью. Возможно, начала осознавать вину. Но смогут ли дочери простить ее за страдания? След от них останется в душах на всю жизнь.
– Мама Маши когда-то тоже воспитывалась в детском доме. Возможно, поэтому она не смогла дать дочери тепла и любви, – говорит социальный педагог центра Татьяна Сучкова. – Но оснований для лишения матери родительских прав нет.
Выяснилось, что родители девушки – обеспеченные люди, у них свой бизнес: кафе и магазины. Единственную дочь они воспитывали строго – любое отклонение от их требований было смерти подобно. Если Марина задерживалась из школы на несколько минут, мама устраивала жуткий скандал. Она приучила дочь к строжайшей дисциплине: дом – школа – тренировки, никаких подружек и друзей. Родители часто отпускали в адрес дочери обидные замечания: мол, и толстая она как корова, и за фигурой не следит, и бестолковая, и руки не из того места растут.
Девочка молча сносила попреки, но, когда родители запретили ей встречаться с парнем, сказав, что он ей не пара, Марина не выдержала и ушла из дома. Первое время она чувствовала себя одинокой и несчастной, часто плакала. Родители постоянно подавляли в дочери личность, обесценивали ее интересы, что для подростка болезненно.
Долгое время Марина находилась в социально-реабилитационном центре. Педагоги и психологи пытались найти причину конфликта в семье, устраивали встречи с мамой, папой и молодым человеком Марины. В конце концов родители признали ее право на жизнь и любовь. Сегодня ей исполнилось 18 лет. Девушка вернулась домой. Конфликтов в семье не возникает.
Детская психика – тонкая материя
– Чем опасно бытовое насилие? – задали мы вопрос Наталье Мальковой.
– Полученная ребенком травма – это не только синяки. Бывают явные следы насилия, те, что бросаются в глаза. А бывают те, которые не сразу заметишь. Незаживающие раны от унижения могут навсегда остаться в душе ребенка.
Дети младшего возраста часто хранят в тайне то, что с ними случилось дома. Побои и унижения от родителей они могут воспринимать как норму, молча страдать и терпеть, считая, что сами виноваты, что причина – их плохое поведение.
Ребенок, подвергшийся унижению, насилию, начинает вести себя иначе, чем его сверстники. У него появляется немотивированная бдительность, он становится подозрительным, закрытым для общения со сверстниками, может замкнуться в себе, время от времени проявляя приступы ярости. У жертвы домашнего насилия притупляются эмоции. Ребенок вяло реагирует на происходящее, его ничто не радует, может наступить депрессия. Маленького человека мучают непрошеные воспоминания.
Родителям нужно помнить, что детская психика – это тонкая материя. Обращаться с ней нужно аккуратно и нежно, чтобы не оставить неизгладимый след на всю жизнь. Те, кто жесток к своим детям, не должны забывать о том, что зло когда-нибудь вернется.
Комментарии