16:37
четверг,
28 марта 2024 г.
1.06
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
2 октября 2019

Как в Ярославле строили набережную

В Музее истории города до 20 октября работает выставка «Превратим Ярославль в самый благоустроенный город на Волге!». Под таким девизом в нелегком 1944 году был осуществлен героический масштабный проект благоустройства набережной реки Которосли .

С августа по ноябрь

27 июля 1944 года на заседании Ярославского горкома ВКП(б) было принято решение о строительcтве новой набережной в Ярославле, которая должна была соединить Американский мост через реку Которосль (ныне мост, соединяющий Московский проспект с Богоявленской площадью) и Стрелку, а также Дом управления Ярославской железной дороги и завод «Красный маяк». Были установлены жесткие сроки строительства – с 19 августа по 7 ноября, всего 75 дней. Проект, а набережная строилась по типу Волжской – с проезжей асфальтированной частью, газонами, пешеходными дорожками и чугунными перилами, разрабатывался в очень короткие сроки. Архитекторы Капачинский, Некрасов и Тильш работали над ним 3 дня. Главным инженером был назначен Александр Федоров, главный архитектор Ярославля в 1941 – 1952 годах.

Строительство велось методом народной стройки. 19 августа 1944 года прошел митинг. «Со всех сторон стекались на место будущей стройки колонны людей. Следом за знаменосцами шли рабочие, служащие, инженерно-технические работники предприятий и учреждений с лопатами, ломами, кирками, носилками. Играли оркестры. У всех было приподнятое настроение, как это бывает перед большим и значительным событием. На фронтоне серого здания висел огромный алый плакат: «Товарищи! Построим новую хорошую набережную в подарок 27-й годовщине Великого Октября!» – писал «Северный рабочий». Всего в августе – ноябре вышло 34 спецвыпуска газеты, они подробно освещали ход строительства. В одном из них напечатано письмо-призыв землякам фронтовика Алексея Шадрина, освободителя Латвийской ССР.

Со своим инвентарем

Сразу после митинга приступили к масштабным работам. Ожили тихие, похожие на окраинные улицы, наполнились голосами и рабочим шумом. Паровозоремонтный завод, фабрика имени 1 Мая, лесозавод имени Суворова и другие предприятия выполнили заказ на изготовление инструментов. Но поначалу приходили со своим инвентарем. Было широко развернуто социалистическое соревнование строительных участков и отдельных работников. Ход соревнований ежедневно освещался в стенгазетах, «боевых листках», плакатах, «молниях», на досках показателей. Была учреждена Книга почета передовиков-строителей.
  
Бригада электромашиностроительного завода удержала переходящее Красное знамя до конца строительства. Трое членов бригады – Баталичева, Жаренкова и Касаева – поставили рекорды, которые никто перекрыть не смог. На колке щебня для будущей дороги они перевыполнили задание на 500 и 800 процентов!

Устраивали и дни массового воскресника. На предприятиях Кировского района с большим подъемом и воодушевлением проходили собрания. Волнующую речь произнесла работница Тулякова: «Недавно я получила извещение о гибели сына на фронте. Словами не выразить, как тяжело мне. Но рук не опускаю. Не имею права опускать. Этими старыми руками немало еще сделаю для погибели врага. Я участвовала в строительстве дороги Ярославль – Рыбинск и Ярославль – Кострома и теперь буду строить новую набережную». Замечательно трудилась и пожилая строительница Варвара Шелепина. А 70-летний каменотес Николай Григорьевич Балакирев и еще четверо других стариков выполняли по 2 – 3 нормы в день. «Мне уже 50 лет. Здоровье неважное. По заключению врачебной комиссии должен работать неполный день. Но ни разу не воспользовался этим правом», – писал штукатур Колобов. Он строил на набережной лестницу – укладывал ступеньки и отделывал их. Хвалили и домохозяек-стахановок Сталинского района. У лучших в трудовой книжке имелось по 4 выхода с оценками «хорошо» и «отлично».

Ученики ФЗО № 9 Кагановичского района приходили с мастерами, очищали площадь от картофельных плетей, вытаскивали из грунта бревна. В бригады входили и девочки-подростки, и школьники, и надомницы. Последние, несмотря на то что обременены большими семьями, не отказались от работы, таскали и разбивали щебень. «На фронте у меня муж и сын. Весной получила известие, что мой мальчик тяжело ранен в обе ноги. С тех пор места себе не находила от тоски. Сидишь, бывало, шьешь, а думы не оставляют ни на минуту. Другое дело на трассе. Тут работа живая, интересная, все время среди людей. Рядом работают такие же матери, жены фронтовиков. Поговоришь с ними, боль свою выскажешь и их теплым словом поддержишь – все легче становится», – писала А.М. Зернова, надомница фабрики.

Готовы трудиться

А вот еще одно воспоминание. «Мы работаем грузчиками на базе Главсоль. Как узнали о строительстве новой набережной, решили сходить, чтобы оглядеться, что и как. А когда уже пришли – нашлась неотложная работа. Во рву чуть не доверху мусор засыпан. Если его сверху засыпать землей, то грунт потом будет оседать. Впятером недолго выкинуть мусор, чтобы из-за него людям потом задержки не было. Строителями мы никогда не работали. Но чтобы красивей был наш город, готовы потрудиться на славу...» – и внизу пять женских фамилий.

Среди передовиков стройки была группа землекопов товарища Каляева, пересыпавшая вручную 5,5 тысячи кубометров земли! На площадке засыпали рвы, разбирали старые сараи и заборы, очищали территорию от металлического лома и мусора. Ломами выдергивали из мостовой булыжники. Копку грунта очень затрудняли переплетенные корни старых деревьев. Но, к чести строителей, к проблеме подходили разумно: «Отрубить эти цепкие пальцы нельзя – может погибнуть дерево».

Вдоль монастырской стены по Первомайской улице посадили красивые пирамидальные ели. Особенно трудоемкой была подготовка котлованов. Рабочий день экскаваторщика Василия Шустрова начинался значительно раньше, чем на других участках, а заканчивался с наступлением темноты. Железная лапа экскаватора то и дело цеплялась за толстые срубы стен древних построек. Тогда на помощь приходили рабочие с топорами и ломами. Умелого экскаваторщика машина слушалась безотказно, но однажды, не выдержав напряжения, лопнул трансмиссионный вал… Около трех тысяч кубометров земли вынул только из котлованов стахановец Шустров.

Все силы бросила на быстрейшее завершение стройки и комсомольско-молодежная бригада в составе 14 эвакуированных рабочих блокадного Ленинграда. Поправившись, ребята работали упорно и старательно. «Своей работой мы должны показать ярославцам, как велика наша благодарность за их гостеприимство. Пусть участие в народной стройке оставит память о нас в городе, ставшем нам родным домом», – сказал Николай Павленко, единственный юноша в бригаде.

В первый выход ребята выполнили две с половиной нормы. «А больше не можем разве? – спросила Тося Полещенко. – Давайте попробуем». Выработку свою комсомольский коллектив довел до 351 процента! К слову, Тося Полещенко 4 раза сдавала кровь для спасения раненых защитников Родины, а Надя Андреева – 8. Жители отработали 120 000 человеко-дней. Незаметны были и сентябрьские дожди, и октябрьская стужа. И вскоре было трудно представить, что еще совсем недавно по краю улиц раскидывались многочисленные огороды, а у стен древнего монастыря громоздились огромные свалки железного лома…
Автор: Анастасия Соловьева

Комментарии

Другие новости раздела «Великой Победе посвящается»

Читать