01:10
суббота,
27 апреля 2024 г.
14.95
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
8 июля 2009

Партизаны молочной войны

В последнее время фирмы-производители на что только не идут в надежде сократить издержки. Когда в стране появляются проблемы с платежеспособностью – кредиты не выдают, а оборотные средства тают, то приходится идти на что угодно, лишь бы реализовать свою продукцию. Производитель сам ищет выход на покупателя и становится актуальной идея избавления от посредников. Под удар попадают сетевые структуры и оптовики.Первая ласточка – доставка питьевой воды в офисы. Ею преимущественно стараются заниматься сами производители. Действует такой бизнес на вполне законных основаниях: заключаются договора на обслуживание на реализованный товар, выписываются чеки и т.д.   

Сегодня у торговцев водой уже появляются если не конкуренты, то – последователи. Теперь во многих офисах Ярославля приторговывают молочными продуктами. Сами понимаете, бизнес новый и не всегда в рамках закона. Схема его обычно следующая: раз в неделю работники той или иной конторы, офиса составляют совместный заказ, собирают деньги и в течение одногодвух дней производитель завозит что заказали. А заказывают обычно творог, сметану, молоко. Конечно, все эти продукты можно приобрести в известном сетевом магазине (а они в городе на каждом шагу имеются: «Магнит», «Ярославские магазины», «АРС», «Дикси», «Пятерочка»), но не факт что от покупки в сетях вы выиграете: продукт можете получить того же качества, что вам приносят прямо на работу, разве что значительно дороже. Возникает вопрос – почему дороже?

Конфликт производителя и продавца, пожалуй, один из вечных. В чем заключается главная задача производителя? В том, что он занимается производством. В нашем случае – сам содержит животных, сам пасет коров, добывает молоко, перерабатывает молоко в творог, сметану и т.д. Ну а дальше? Дальше – делает наценку (15%) и отдает либо оптовикам, которые свозят все на склад, либо сразу в магазины, которые делают уже свою надбавку, в среднем 50 – 70% от цены производителя.

– На мой взгляд, именно мы делаем львиную долю работы, получаем лицензии на деятельность, а в конце концов сети начинают диктовать условия: делайте то, что мы говорим, иначе не выставим ваш товар на полки, а если и выставим, то задвинем его туда, где ни один покупатель не найдет. Несправедливо, – говорит директор компании, работники которой пошли по офисам Ярославля разносить творог.

Сегодня в офисах, кстати, можно приобрести не только килограмм­другой творога местного производства, но и костромской сыр, например. Реализуют его, разумеется, уже другие люди – приезжие из соседней области. Впрочем, совсем не удивительно, что едут из Костромы: если Тула славится пряниками, то Кострома не без основания называется сырной столицей.

– У нашего сыра уровень качества очень высок: используем дорогие закваски и собственное молоко высшего качества. А по уровню цены наши основные конкуренты – белорусы, которые до недавнего времени поставляли сыр стоимостью 120 рублей. Не понимаю, как такое может быть. При всех субсидиях такую низкую себестоимость получить невозможно, это ниже отпускной цены завода! Подозреваю, низкая цена получается за счет снижения качества продукта: до стран СНГ такой сыр доходит недозревший, день, скажем, на девятый. А чтобы созреть, ему нужно дней сорок! – делится соображениями генеральный директор сыроварни.

Сегодня зачать дело производства сыра для начинающей компании – задача почти неподъемная. Во­первых, многие заводы просто разрушило время. Во­вторых, молоко днем с огнем не сыщещь: там, где его производят, установили «насосы» крупные монополисты уровня «ВимБиль­Данн». Молоко выкачивают, как нефть. И вся местная переработка хиреет. Тот факт, что предприниматель умудрился организовать свое производство с производительностью 30 тонн в месяц и занятостью в 150 человек и 600 коров – дорогого стоит. Тем более, что еще пять лет назад завод, на котором сегодня налажено производство, по сути, пребывал в стадии банкротства. С большим трудом прошла процедура реанимации и реорганизации, но все­таки – прошла, и предприятие живет: активно кредитовалось и кредитуется. Просрочек по платежам не имеет. Как не имеет пока и прибыли. Но к прибыли дело идет: введена система эффективного планирования и жесткой экономии.

– Все ищут новые формы, как донести до потребителя свою продукцию, – говорит бизнесмен. – Одна из этих форм – прямые продажи, которые в принципе имеют право на жизнь. Они не могут быть приоритетными, так как проблему полностью не решишь. В общем, есть две причины, почему мы начали ходить по офисам: мы хотим получить оборотные средства и стараемся популяризовать свои продукты. То есть вы попробовали наш сыр, кто­то другой попробовал, в конце концов вы станете спрашивать его в магазинах, и там поймут, что он востребован. Это как в автосалоне, где продаются «форды» и «мицубиси». Один человек спросил «ауди», другой спросил «ауди». В конце концов ассортимент автосалона увеличится.

Но вполне возможно, подобная тонкая тактика внедрения в торговые сети (по крайней мере производителям молочной продукции) не понадобится: в свете недавнего охлаждения союзнических отношений с братским белорусским народом на торговых полках обещает появиться немало свободного места.
   

Автор: Владислав КУКРЕШ

Комментарии

Другие новости раздела «Экономика»

Читать