23:28
пятница,
26 апреля 2024 г.
14.95
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
20 марта 2014

Перспективы Ярославля

Месяц назад в беседе с заместителем мэра Ярославля Леонидом Комаровым мы говорили о том, что земля – один из основных источников пополнения городской казны. Но  активом она становится, когда власть включается в процесс ее разумного использования. В пользу этого суждения появились новые аргументы.

 

Прирост большой – перспективы выше
   Динамика прироста поступлений платежей от использования земельных участков составила в 2014 году тридцать процентов по отношению к аналогичному периоду 2013 года (113,8 миллиона рублей к 79,4 миллиона). В январе – феврале 2012 сумма эта и вовсе составляла 74 миллиона. Возникает закономерный вопрос: есть ли у этой работы потенциал роста, поскольку тридцать процентов – это очень много.
   – На самом деле сегодня городская казна недополучает практически 900 миллионов рублей из этого источника поступлений, – пояснил Леонид Юрьевич. – К примеру, одна только организация должна за пользование земельным участком 60 миллионов рублей. Необходимо разобраться с освобождением тех участков, на которых вопреки разрешениям и заявленным планам ничего не строится. При этом некоторые владельцы умудряются уклоняться и от арендных платежей. Потенциал пополнения бюджета здесь огромный.

Привлечь инвесторов – создать среду
   Еще один источник пополнения бюджета – продажа свободных земельных участков. В 2013 году прошло 47 аукционов по продаже участков под индивидуальное жилищное строительство, 9 аукционов – под жилищное строительство и один – для возведения объектов соцкультбыта. Торги принесли городу 205 миллионов рублей, и еще 20 миллионов поступило непосредственно от продажи земли. В нынешнем году «обсчитаны» всего два месяца, но уже состоялось 8 аукционов: три – под ИЖС, три – под жилищное строительство и два – под объекты соцкультбыта. Это принесло 58 миллионов рублей.
   – Мы – городская власть, – напоминает Леонид Юрьевич. – Поэтому именно мы должны создавать для инвесторов наиболее приемлемые условия. Во-первых, надо лучше готовить участки к продаже. Даже при оформлении документации. Во-вторых, наряду с разрешительными документами на участок мы должны  представлять и технические условия на строительство. Это, с одной стороны, упростит и укоротит инвестору путь по инстанциям, с другой – исчезнет соблазн получить технические условия не под тот вид застройки, на которую он получил разрешение. А затем, естественно, и осуществить строительство, допустим, многоэтажного дома вместо подземной автостоянки.
   Есть и другой резерв упрощения жизни инвесторов – новые информационные технологии. На сайте управления земельных ресурсов уже работает раздел «Личный кабинет арендатора», но пока в нем зарегистрирован всего 221 субъект землепользования. Практически все они (девяносто два процента, если быть точным) – юридические лица. Без личного визита в управление открыть «виртуальный кабинет» возможно, а вот пользоваться им нельзя. Нужно явиться в управление для получения учетной записи и пароля. Мы хотим исключить необходимость личного визита и предполагаем, что эта мера позволит инвесторам точно и практически без затрат рабочего времени решать основные вопросы взаимодействия с городскими властями.   

Земельный контроль как необходимость
   Муниципальным комитетом по земельному контролю в 2013 году проведено 1458 проверок использования земельных участков. Выявлено 957 нарушений. В нынешнем году проведено 139 проверок, обнаружено 98 нарушений. При этом весь штат комитета насчитывает 12 сотрудников. Может быть, речь скорее об ошибках землепользователей, не имеющих представления о действующих законах?
   – Основная часть нарушений совершается не по незнанию, – убежден заместитель мэра. – Это осознанный расчет на то, что при систематическом нарушении законов можно безболезненно иногда платить штрафы. Прибыль перекрывает убытки. При этом сумма штрафов, пополнивших городскую казну в прошлом году, составила 2,3 миллиона рублей, что само по себе немало, но и здесь есть потенциал роста. Хотелось бы располагать большим количеством сотрудников, осуществляющих муниципальный контроль. Но нам в неменьшей степени важны изменения законодательной базы. Судите сами: сегодня можно взять разрешение на строительство индивидуального жилого дома в секторе частной застройки и возвести 4–5-квартирный дом, который в большинстве случаев функционирует как коммерческая недвижимость. И все в общем законно: согласно федеральному законодательству на этапе выдачи разрешения осуществляется контроль над строительством объектов выше 3 этажей и площадью более 1,5 тысячи квадратных метров. Все, что не попадает под эти габариты, не подлежит контролю со стороны государственной строительной инспекции. К сожалению, демократичность в отношении застройщиков подразумевает подобные действия, которые дорого обходятся городской казне. Сегодня продолжается работа с федеральным БТИ, для того чтобы изменить положение вещей в сторону реальных потребностей муниципальных властей.

Важность формулировок
   Городская земля – это не только застройки. Что толку жить в городе, по которому ни проехать ни пройти? Между тем городской бюджет сегодня с трудом позволяет ремонтировать даже то, что имеется. Выход просматривается в грамотном построении отношений с федерацией.
   – Принято считать, что главная транспортная проблема Ярославля –  Московский проспект, – пояснил Леонид Юрьевич. – Автомобили через три года будут больше стоять на нем, чем двигаться. Аналогичная ситуация и в других районах – к примеру, Брагино тоже становится местом транспортного коллапса. Именно поэтому ни строительство Карабулинской развязки (кстати, земли под эти цели зарезервированы на семь лет), ни возведение нового моста через Волгу не панацея. Речь может идти о полномасштабном обновлении транспортной схемы. Денег на осуществление такого проекта нет ни в городском бюджете, ни даже в региональном. Остается надеяться на руководство страны, которое поддерживает развитие сети федеральных автодорог. Но чтобы получить деньги из федерального бюджета, необходимо ясное, логичное и максимально точное обоснование того, что именно эта транспортная схема позволит решить самые важные проблемы грузо- и пассажиропотока в Ярославле.
Анатолий КОНОНЕЦ

Автор: Ольга Скробина

Комментарии

Другие новости раздела «Экономика»

Читать