10:47
пятница,
26 апреля 2024 г.
14.95
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
27 января 2016

Вокруг транспортных карт

По данным на середину января, в Ярославской области было выдано около 230 тысяч транспортных карт. Из них 125 тысяч – в Ярославле.

 

Всего в регионе льготы на проезд в общественном транспорте имеют около 450 тысяч человек. Но не все они довольны нововведением – вокруг транспортных карт разгорелись нешуточные споры.

Пенсионеры по выслуге лет  

Несмотря на то что процесс выдачи транспортных карт, можно сказать, вышел на финишную прямую, вопросов меньше не становится. Особенно у тех ярославцев, кто с 1 января этого года полностью или частично лишился льгот на проезд в общественном транспорте.
Напомним, первыми, кому отказали в 50-процентной льготе, а соответственно, и в получении транспортных карт, стали пенсионеры Министерства обороны и МВД, ушедшие на заслуженный отдых по выслуге лет. Как неоднократно поясняли еще в конце прошлого года в областном департаменте труда и социальной поддержки населения, согласно Социальному кодексу региона они никогда и не имели права на льготный проезд.
– Ветераны военной службы будут иметь право на данную льготу только по достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости, – разъяснял заместитель директора департамента Игорь Кравчук.
Таким образом, пенсионеры Минобороны и МВД смогут вновь оплачивать половину стоимости проезда в общественном транспорте лишь после того, как им исполнится 55 (для женщин) или 60 (для мужчин) лет.

Инвалиды после ранения

Не могли получить в МФЦ транспортную карту со 100-процентной компенсацией проезда и бывшие сотрудники силовых структур, ставшие инвалидами в результате полученных ими ранений при исполнении служебного долга.
Валерий Николаевич Лупанов получил ранение, когда находился в командировке в Чеченской Республике, где проходила контртеррористическая операция. Ему присвоили третью группу инвалидности. После этого в его пенсионном удостоверении сделали запись, что он является лицом, приравненным к инвалидам ВОВ. Все согласно Федеральному закону «О ветеранах» от 1995 года. Логично было предположить, что раз Валерий Николаевич имеет статус приравненного к инвалидам Великой Отечественной войны, то и по Социальному кодексу Ярославской области имеет полное право на стопроцентно бесплатный проезд в транспорте.
Однако в региональном департаменте труда и социальной поддержки населения считают иначе. Как сообщили в ведомстве на запрос «Городских новостей», Федеральным законом «О ветеранах» от 1995 года инвалидам и участникам Великой Отечественной войны действительно была предусмотрена льгота на бесплатный проезд на всех видах городского транспорта, кроме такси. Но после вступления в силу изменений в федеральное законодательство в 2005 году эта льгота была заменена на ежемесячную денежную компенсацию, которую выплачивает Пенсионный фонд Российской Федерации.
– В то же время Федеральным законом «О ветеранах» установлено, что в дополнение субъекты Российской Федерации могут устанавливать иные меры социальной поддержки, – пояснила заместитель начальника отдела по делам ветеранов и инвалидов департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области Анна Титова. В целях дополнительной защиты прав и законных интересов отдельных категорий граждан, в том числе и инвалидов вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), имеющих удостоверение «Инвалида о праве на льготы», статьей 58 Социального кодекса Ярославской области предусмотрена такая дополнительная региональная мера социальной поддержки – в виде освобождения от оплаты 50 процентов стоимости проезда в городском сообщении  на всей территории Ярославской области.
Получается, единственное, на что может рассчитывать сегодня Валерий Николаевич и как инвалид вследствие ранения при исполнении, и как пенсионер по возрасту, это на 50-процентную льготу при проезде.

Чернобыльцы и несовершеннолетние узники лагерей

В схожем положении оказались чернобыльцы и несовершеннолетние узники концлагерей. На декабрьском заседании комитета по социальной, демографической политике и здравоохранению Ярославской областной думы было даже предложено внести в Социальный кодекс поправки, которые бы гарантировали этим людям льготы на проезд.   
Как  пояснила «Городским новостям» председатель комитета Лариса Ушакова, рабочая группа действительно подготовила такие поправки, однако при внимательном рассмотрении ситуация оказалась не столь однозначной.  По словам Ларисы Юрьевны, и чернобыльцы, и малолетние узники концлагерей относятся к федеральным льготникам.
До 2005 года, пока не произошли изменения в законодательстве, они также имели право на бесплатный проезд в городском транспорте. Но после вступления в силу новых норм льгота была заменена на денежные выплаты, то есть монетизирована.
– По информации, которую нам предоставило областное правительство, ежемесячно эти люди получают через Пенсионный фонд от 2 до 3 тысяч рублей, в этой сумме заложена и компенсация на проезд в общественном транспорте, – пояснила Лариса Ушакова. – Несмотря на это, в Социальном кодексе Ярославской области еще при его принятии в 2008 году было прописано, что в том числе чернобыльцы и несовершеннолетние узники концлагерей имеют право на 50-процентную льготу на проезд. Эта норма действует и сегодня. То есть эти люди и без каких-либо поправок в кодекс могут получить транспортные карты, позволяющие ездить в городском транспорте за половину стоимости билета.

Верните стопроцентную льготу!

В числе тех, кто остался без 100-процентной льготы за проезд, оказались и инвалиды первой группы. По информации начальника отдела организации назначения и выплаты пособий и компенсаций департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области Александра Селиванова, по Социальному кодексу право на стопроцентно бесплатный проезд предоставляется лишь трем категориям граждан.
– Это лица, находящиеся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больные туберкулезом, направляющиеся на консультацию в базовое противотуберкулезное учреждение либо для прохождения лечения в условиях дневного стационара, – объяснил Александр Борисович. – Дети-инвалиды и инвалиды, находящиеся на программном гемодиализе, направляющиеся для прохождения лечения в медицинской организации.
Сами инвалиды 1-й группы, не относящиеся к этим категориям, имеют свое мнение на этот счет.
«Как можно было отнять бесплатный проезд у инвалидов 1-й группы? – задается вопросом в своем письме в редакцию читательница Елизавета Перцева. – Лучше не давайте 50-процентную льготу сопровождающим. Социальный работник из-за большой нагрузки только раз в неделю может куда-то сопроводить прикрепленного к нему инвалида. Лучше мы сами заплатим за проезд нашего сопровождающего, так как это нечасто происходит, а нам, инвалидам, верните 100-процентную льготу».
«Я являюсь ветераном войны – тружеником тыла, имею медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг., – пишет в редакцию  Валентин Васильевич Логинов. – При получении транспортной карты меня отнесли к категории с 50-процентной компенсацией стоимости проезда в городском транспорте, приравняв к молодым сегодняшним пенсионерам и ветеранам труда Ярославской области. Считаю это несправедливым, ведь нас осталось уже немного. В соседних областях, в том числе в Костромской, наша категория льготников пользуется 100-процентной компенсацией за проезд. Неужели бюджет промышленного Ярославля беднее костромского? Убедительная просьба внести изменения в 73-ю статью Социального кодекса Ярославской области, предусмотрев в них бесплатный проезд в транспорте для тружеников тыла».

Лучше, чем ничего

Все нарекания ярославцев в адрес новой системы платы за проезд посредством транспортных карт можно объединить в один вопрос: почему еще вчера мы ездили совершенно бесплатно, а сегодня вынуждены оплачивать половину либо полную стоимость билета?
В соответствующих департаментах лишь разводят руками, дескать, те же ветераны МВД и Минобороны должны были платить за проезд и в 2015 году, и ранее. Почему они ездили бесплатно, могут знать только кондукторы и руководители транспортных предприятий. Зато сегодня, после «ревизии» всех льгот в этом вопросе будет  наведен полный порядок.
Конечно, такое объяснение вряд ли удовлетворит людей, потерявших свои льготы. С другой стороны, имеет право на существование и такое мнение по поводу транспортных карт, которое оставил на интернет-сайте «Городских новостей» пользователь по имени Николай:
– Надо не возмущаться, а радоваться, что хоть так предоставляют льготу. В нынешних экономических условиях это непросто. Оплата по картам лучше, чем ничего.

Автор: Сергей Романовский

Комментарии

Другие новости раздела «Экономика»

Читать