13:09 Пятница, 13 Декабря 2019
12+
ЭЛ№ФС 77- 75974 от 19.06.2019 +7 (4852) 30-76-08 news@city-news.ru

ЕГЭ – билет в будущее? Все намного сложнее!

29 Мая 2019
Как организовать подготовку к экзаменам максимально эффективно? Как не запаниковать и не упасть духом, если все получилось не так блистательно, как хотелось бы? Об этом мы беседуем с заведующим отделом психологического сопровождения «Центра профессиональной ориентации и психологической поддержки «Ресурс» Артемом Лодеровским.
– Артем Владимирович, принято считать, что нынешние старшеклассники волнуются перед ЕГЭ сильнее, чем их родители, когда в 10-м классе сдавали традиционный устный экзамен по заранее выученным билетам. Это так?

– Наши наблюдения не выявили ничего сенсационного. Нынешние старшеклассники действительно волнуются. Одни больше, другие меньше. Их волнение не зависит от формы экзамена. И наверняка они волнуются не больше своих родителей. В жизни нынешних выпускников отсутствует опыт устных экзаменов. Сравнивать им не с чем. ЕГЭ – единственная реальность, которая для них является нормой.

На мой взгляд, накал страстей вокруг ЕГЭ избыточен. Все ждут от ребенка успеха. Но важно помнить, что ЕГЭ – испыта­ние не родителей, а детей. Родителям важно понять, чем они могут помочь, а что от них не зависит.

– Что нужно делать учителям, чтобы не нервировать детей?

– Не нужно транслировать детям свои представления о том, как у них все должно быть. Дети все разные, не все в силу природных способностей могут получать хорошие оценки. У каждого учителя есть копилка приемов запоминания материала по своему предмету. Этой информацией можно поделиться с учениками. Можно объяснить, что не стоит бояться сотрудников пункта сдачи, если те выглядят неприветливыми. Они просто сосредоточены и стараются выполнить все инструкции.

– А как успокоиться родителям? Ведь нервный родитель не в состоянии поддержать сдающего экзамен отпрыска.

– Первое – узнать, что собой представляет ЕГЭ. Для этого в течение учебного года проводятся пробные ЕГЭ для родителей, где они, пропуская экзамен через себя, лучше его понимают. Конечно, все родители поучаствовать в пробном экзамене не могут. Для оставшихся есть специальные интернет-сайты, где вся процедура ЕГЭ описана в подробностях.

Второе – понять свои страхи. Я боюсь, что ребенок не сдаст ЕГЭ совсем и останется на второй год? Получит не те баллы, которые мне хочется? Если баллов меньше – это конец его карьеры или многое можно исправить?
Третье – вспомнить себя. Как сами сдавали экзамен в 10-м классе, как справлялись с волнением, как представляли свое будущее, все ли делали идеально. Возможно, у кого-то были ошибки. Но эти ошибки стали этапом взросления, жизненным опытом. Такой же набор опыта необходим и нынешним детям.

И самое главное – нужно спокойно поговорить с ребенком о его волнении, спросить, какая нужна помощь. Доброе напутствие, уместная шутка, чашка чая могут оказать большую поддержку, чем завышенные ожидания и родительская тревога.

– Знакомая выпускница со словами «нас так запугали, что мне пофиг», пошла на пробный ЕГЭ по русскому языку, ни разу не открыв учебник. В итоге она, отличница «по жизни», сдала «пробник» на четверку. А как большинство детей реагируют на ЕГЭ?

– Детей можно поделить на несколько категорий. Те, кто не волнуется. Чаще это характерно для мужской психики. Они на ЕГЭ идут как бы между делом. Могут и ручку забыть. При этом сдают ЕГЭ с максимальным для себя результатом.

Есть, как в описанном случае, группа ребят, которым вроде бы «пофиг». Но это не подлинное спокойствие, а защитная реакция на запредельную тревогу, когда психика больше не выдерживает волнения.

Есть категория тревожных детей. Тревога может давать нарушение сна, притупление внимания, сложности в запоминании информации. Валерьянку здесь пить нецелесообразно. Нужно идти к специалисту.

Лучшее предэкзаменационное состояние посередине, при котором человек понимает свою степень ответственности за успешную сдачу ЕГЭ, имеет некоторое волнение, но оно его не расслабляет, а мобилизует, как спортсмена на старте.

– Как помочь выпускнику достичь такого идеального состояния?

– Важно включить позитивное мышление. Нельзя бесконечно повторять: «Я не справлюсь». Негативные мысли уносят силы. Но, представляя свой триумф, нельзя впадать в иллюзию, что первое место получится само собой, к экзамену нужно планомерно готовиться. Техник самоорганизации на выполнение этой задачи много, их можно найти на сайтах, посвященных ЕГЭ.

Для мобилизации себя на победу полезно вспомнить свое первое испытание. К 11-му классу у человека обязательно есть удачный опыт преодоления стрессовых ситуаций. Кто-то вспомнит свой первый танец на сцене, кто-то первый выход к доске.

Очень хорошо помогает справляться со стрессом дыхание: вдох на 4 счета, короткая задержка, выдох в два раза дольше. Во время выдоха организм расслабляется. Это сильная техника. Ее желательно оттренировать заранее, чтобы понять, сколько циклов дыхания требуется для изменения состояния.

На самом экзамене надо собраться с мыслями, вспомнить все выученное и начать погружаться в задание. Не забывать про техническую сторону заполнения экзаменационных бланков. Добавлю про характерный для российской культуры момент – привычке нарушать правила. На ЕГЭ играйте по правилам! Не проносите на экзамен запрещенные вещи: телефоны, шпаргалки. Даже если их не найдут, такая модель поведения закрепится, информационный след потянется в будущее и когда-нибудь обязательно аукнется.

– Вернемся к тому, что высокие баллы ЕГЭ позволяют оказаться в более или менее престижном вузе. А если баллов недостаточно, это конец?

– Нет, конечно. Выстраивание профессиональной образовательной траектории и выбор профессии в современном мире изменились. Это иллюзия, что достаточно получить один раз высшее образование и на этом остановиться. Во многих профессиях приходится повышать квалификацию всю жизнь. Современная карьера многовариантна, и ЕГЭ всего лишь первый фильтр в ее построении. Гораздо сложнее найти свое место в жизни, понять, чем конкретно ты хочешь заниматься.

– И напоследок дайте, пожалуйста, напутствие всем сдающим ЕГЭ.

– Верьте в себя! Надейтесь на лучшее и не бойтесь неудач!

Наши неудачи – это опыт и стимул к развитию. Через некоторое время может выясниться, что это не ошибка, а твой, не обязательно прямой, путь.

Вот реальный пример. Сын моего однокурсника, очень начитанный молодой человек, интересующийся литературой, социологией и историей, хотел поступить в один из ярославских вузов, но не прошел по баллам. Он взял годичную паузу. Работал почтальоном, читал, готовился к пересдаче ЕГЭ. За год у него изменилось мировоззрение, и он подал документы в МГУ. Баллы ЕГЭ снова не оставляли надежд на поступление, но в МГУ есть собеседование, на котором смотрят, как человек думает, рассуждает. Молодой человек поехал на собеседование и был принят на факультет, о котором после школы даже не помышлял.
Автор: Елена Солондаева

Комментарии

Другие новости раздела «Образование»


Реклама.

Вы можете разместить вашу рекламу на сайте или в газете.
Подробнее.

Опрос

Вы выписываете бумажные издания?

Связаться с редакцией
Приёмная:
+7 (4852) 30-76-08
Эл. почта: