29 мая 2019
ЕГЭ – билет в будущее? Все намного сложнее!
Как организовать подготовку к экзаменам максимально эффективно? Как не запаниковать и не упасть духом, если все получилось не так блистательно, как хотелось бы? Об этом мы беседуем с заведующим отделом психологического сопровождения «Центра профессиональной ориентации и психологической поддержки «Ресурс» Артемом Лодеровским.
– Артем Владимирович, принято считать, что нынешние старшеклассники волнуются перед ЕГЭ сильнее, чем их родители, когда в 10-м классе сдавали традиционный устный экзамен по заранее выученным билетам. Это так?
– Наши наблюдения не выявили ничего сенсационного. Нынешние старшеклассники действительно волнуются. Одни больше, другие меньше. Их волнение не зависит от формы экзамена. И наверняка они волнуются не больше своих родителей. В жизни нынешних выпускников отсутствует опыт устных экзаменов. Сравнивать им не с чем. ЕГЭ – единственная реальность, которая для них является нормой.
На мой взгляд, накал страстей вокруг ЕГЭ избыточен. Все ждут от ребенка успеха. Но важно помнить, что ЕГЭ – испытание не родителей, а детей. Родителям важно понять, чем они могут помочь, а что от них не зависит.
– Что нужно делать учителям, чтобы не нервировать детей?
– Не нужно транслировать детям свои представления о том, как у них все должно быть. Дети все разные, не все в силу природных способностей могут получать хорошие оценки. У каждого учителя есть копилка приемов запоминания материала по своему предмету. Этой информацией можно поделиться с учениками. Можно объяснить, что не стоит бояться сотрудников пункта сдачи, если те выглядят неприветливыми. Они просто сосредоточены и стараются выполнить все инструкции.
– А как успокоиться родителям? Ведь нервный родитель не в состоянии поддержать сдающего экзамен отпрыска.
– Первое – узнать, что собой представляет ЕГЭ. Для этого в течение учебного года проводятся пробные ЕГЭ для родителей, где они, пропуская экзамен через себя, лучше его понимают. Конечно, все родители поучаствовать в пробном экзамене не могут. Для оставшихся есть специальные интернет-сайты, где вся процедура ЕГЭ описана в подробностях.
Второе – понять свои страхи. Я боюсь, что ребенок не сдаст ЕГЭ совсем и останется на второй год? Получит не те баллы, которые мне хочется? Если баллов меньше – это конец его карьеры или многое можно исправить?
Третье – вспомнить себя. Как сами сдавали экзамен в 10-м классе, как справлялись с волнением, как представляли свое будущее, все ли делали идеально. Возможно, у кого-то были ошибки. Но эти ошибки стали этапом взросления, жизненным опытом. Такой же набор опыта необходим и нынешним детям.
И самое главное – нужно спокойно поговорить с ребенком о его волнении, спросить, какая нужна помощь. Доброе напутствие, уместная шутка, чашка чая могут оказать большую поддержку, чем завышенные ожидания и родительская тревога.
– Знакомая выпускница со словами «нас так запугали, что мне пофиг», пошла на пробный ЕГЭ по русскому языку, ни разу не открыв учебник. В итоге она, отличница «по жизни», сдала «пробник» на четверку. А как большинство детей реагируют на ЕГЭ?
– Детей можно поделить на несколько категорий. Те, кто не волнуется. Чаще это характерно для мужской психики. Они на ЕГЭ идут как бы между делом. Могут и ручку забыть. При этом сдают ЕГЭ с максимальным для себя результатом.
Есть, как в описанном случае, группа ребят, которым вроде бы «пофиг». Но это не подлинное спокойствие, а защитная реакция на запредельную тревогу, когда психика больше не выдерживает волнения.
Есть категория тревожных детей. Тревога может давать нарушение сна, притупление внимания, сложности в запоминании информации. Валерьянку здесь пить нецелесообразно. Нужно идти к специалисту.
Лучшее предэкзаменационное состояние посередине, при котором человек понимает свою степень ответственности за успешную сдачу ЕГЭ, имеет некоторое волнение, но оно его не расслабляет, а мобилизует, как спортсмена на старте.
– Как помочь выпускнику достичь такого идеального состояния?
– Важно включить позитивное мышление. Нельзя бесконечно повторять: «Я не справлюсь». Негативные мысли уносят силы. Но, представляя свой триумф, нельзя впадать в иллюзию, что первое место получится само собой, к экзамену нужно планомерно готовиться. Техник самоорганизации на выполнение этой задачи много, их можно найти на сайтах, посвященных ЕГЭ.
Для мобилизации себя на победу полезно вспомнить свое первое испытание. К 11-му классу у человека обязательно есть удачный опыт преодоления стрессовых ситуаций. Кто-то вспомнит свой первый танец на сцене, кто-то первый выход к доске.
Очень хорошо помогает справляться со стрессом дыхание: вдох на 4 счета, короткая задержка, выдох в два раза дольше. Во время выдоха организм расслабляется. Это сильная техника. Ее желательно оттренировать заранее, чтобы понять, сколько циклов дыхания требуется для изменения состояния.
На самом экзамене надо собраться с мыслями, вспомнить все выученное и начать погружаться в задание. Не забывать про техническую сторону заполнения экзаменационных бланков. Добавлю про характерный для российской культуры момент – привычке нарушать правила. На ЕГЭ играйте по правилам! Не проносите на экзамен запрещенные вещи: телефоны, шпаргалки. Даже если их не найдут, такая модель поведения закрепится, информационный след потянется в будущее и когда-нибудь обязательно аукнется.
– Вернемся к тому, что высокие баллы ЕГЭ позволяют оказаться в более или менее престижном вузе. А если баллов недостаточно, это конец?
– Нет, конечно. Выстраивание профессиональной образовательной траектории и выбор профессии в современном мире изменились. Это иллюзия, что достаточно получить один раз высшее образование и на этом остановиться. Во многих профессиях приходится повышать квалификацию всю жизнь. Современная карьера многовариантна, и ЕГЭ всего лишь первый фильтр в ее построении. Гораздо сложнее найти свое место в жизни, понять, чем конкретно ты хочешь заниматься.
– И напоследок дайте, пожалуйста, напутствие всем сдающим ЕГЭ.
– Верьте в себя! Надейтесь на лучшее и не бойтесь неудач!
Наши неудачи – это опыт и стимул к развитию. Через некоторое время может выясниться, что это не ошибка, а твой, не обязательно прямой, путь.
Вот реальный пример. Сын моего однокурсника, очень начитанный молодой человек, интересующийся литературой, социологией и историей, хотел поступить в один из ярославских вузов, но не прошел по баллам. Он взял годичную паузу. Работал почтальоном, читал, готовился к пересдаче ЕГЭ. За год у него изменилось мировоззрение, и он подал документы в МГУ. Баллы ЕГЭ снова не оставляли надежд на поступление, но в МГУ есть собеседование, на котором смотрят, как человек думает, рассуждает. Молодой человек поехал на собеседование и был принят на факультет, о котором после школы даже не помышлял.
– Наши наблюдения не выявили ничего сенсационного. Нынешние старшеклассники действительно волнуются. Одни больше, другие меньше. Их волнение не зависит от формы экзамена. И наверняка они волнуются не больше своих родителей. В жизни нынешних выпускников отсутствует опыт устных экзаменов. Сравнивать им не с чем. ЕГЭ – единственная реальность, которая для них является нормой.
На мой взгляд, накал страстей вокруг ЕГЭ избыточен. Все ждут от ребенка успеха. Но важно помнить, что ЕГЭ – испытание не родителей, а детей. Родителям важно понять, чем они могут помочь, а что от них не зависит.
– Что нужно делать учителям, чтобы не нервировать детей?
– Не нужно транслировать детям свои представления о том, как у них все должно быть. Дети все разные, не все в силу природных способностей могут получать хорошие оценки. У каждого учителя есть копилка приемов запоминания материала по своему предмету. Этой информацией можно поделиться с учениками. Можно объяснить, что не стоит бояться сотрудников пункта сдачи, если те выглядят неприветливыми. Они просто сосредоточены и стараются выполнить все инструкции.
– А как успокоиться родителям? Ведь нервный родитель не в состоянии поддержать сдающего экзамен отпрыска.
– Первое – узнать, что собой представляет ЕГЭ. Для этого в течение учебного года проводятся пробные ЕГЭ для родителей, где они, пропуская экзамен через себя, лучше его понимают. Конечно, все родители поучаствовать в пробном экзамене не могут. Для оставшихся есть специальные интернет-сайты, где вся процедура ЕГЭ описана в подробностях.
Второе – понять свои страхи. Я боюсь, что ребенок не сдаст ЕГЭ совсем и останется на второй год? Получит не те баллы, которые мне хочется? Если баллов меньше – это конец его карьеры или многое можно исправить?
Третье – вспомнить себя. Как сами сдавали экзамен в 10-м классе, как справлялись с волнением, как представляли свое будущее, все ли делали идеально. Возможно, у кого-то были ошибки. Но эти ошибки стали этапом взросления, жизненным опытом. Такой же набор опыта необходим и нынешним детям.
И самое главное – нужно спокойно поговорить с ребенком о его волнении, спросить, какая нужна помощь. Доброе напутствие, уместная шутка, чашка чая могут оказать большую поддержку, чем завышенные ожидания и родительская тревога.
– Знакомая выпускница со словами «нас так запугали, что мне пофиг», пошла на пробный ЕГЭ по русскому языку, ни разу не открыв учебник. В итоге она, отличница «по жизни», сдала «пробник» на четверку. А как большинство детей реагируют на ЕГЭ?
– Детей можно поделить на несколько категорий. Те, кто не волнуется. Чаще это характерно для мужской психики. Они на ЕГЭ идут как бы между делом. Могут и ручку забыть. При этом сдают ЕГЭ с максимальным для себя результатом.
Есть, как в описанном случае, группа ребят, которым вроде бы «пофиг». Но это не подлинное спокойствие, а защитная реакция на запредельную тревогу, когда психика больше не выдерживает волнения.
Есть категория тревожных детей. Тревога может давать нарушение сна, притупление внимания, сложности в запоминании информации. Валерьянку здесь пить нецелесообразно. Нужно идти к специалисту.
Лучшее предэкзаменационное состояние посередине, при котором человек понимает свою степень ответственности за успешную сдачу ЕГЭ, имеет некоторое волнение, но оно его не расслабляет, а мобилизует, как спортсмена на старте.
– Как помочь выпускнику достичь такого идеального состояния?
– Важно включить позитивное мышление. Нельзя бесконечно повторять: «Я не справлюсь». Негативные мысли уносят силы. Но, представляя свой триумф, нельзя впадать в иллюзию, что первое место получится само собой, к экзамену нужно планомерно готовиться. Техник самоорганизации на выполнение этой задачи много, их можно найти на сайтах, посвященных ЕГЭ.
Для мобилизации себя на победу полезно вспомнить свое первое испытание. К 11-му классу у человека обязательно есть удачный опыт преодоления стрессовых ситуаций. Кто-то вспомнит свой первый танец на сцене, кто-то первый выход к доске.
Очень хорошо помогает справляться со стрессом дыхание: вдох на 4 счета, короткая задержка, выдох в два раза дольше. Во время выдоха организм расслабляется. Это сильная техника. Ее желательно оттренировать заранее, чтобы понять, сколько циклов дыхания требуется для изменения состояния.
На самом экзамене надо собраться с мыслями, вспомнить все выученное и начать погружаться в задание. Не забывать про техническую сторону заполнения экзаменационных бланков. Добавлю про характерный для российской культуры момент – привычке нарушать правила. На ЕГЭ играйте по правилам! Не проносите на экзамен запрещенные вещи: телефоны, шпаргалки. Даже если их не найдут, такая модель поведения закрепится, информационный след потянется в будущее и когда-нибудь обязательно аукнется.
– Вернемся к тому, что высокие баллы ЕГЭ позволяют оказаться в более или менее престижном вузе. А если баллов недостаточно, это конец?
– Нет, конечно. Выстраивание профессиональной образовательной траектории и выбор профессии в современном мире изменились. Это иллюзия, что достаточно получить один раз высшее образование и на этом остановиться. Во многих профессиях приходится повышать квалификацию всю жизнь. Современная карьера многовариантна, и ЕГЭ всего лишь первый фильтр в ее построении. Гораздо сложнее найти свое место в жизни, понять, чем конкретно ты хочешь заниматься.
– И напоследок дайте, пожалуйста, напутствие всем сдающим ЕГЭ.
– Верьте в себя! Надейтесь на лучшее и не бойтесь неудач!
Наши неудачи – это опыт и стимул к развитию. Через некоторое время может выясниться, что это не ошибка, а твой, не обязательно прямой, путь.
Вот реальный пример. Сын моего однокурсника, очень начитанный молодой человек, интересующийся литературой, социологией и историей, хотел поступить в один из ярославских вузов, но не прошел по баллам. Он взял годичную паузу. Работал почтальоном, читал, готовился к пересдаче ЕГЭ. За год у него изменилось мировоззрение, и он подал документы в МГУ. Баллы ЕГЭ снова не оставляли надежд на поступление, но в МГУ есть собеседование, на котором смотрят, как человек думает, рассуждает. Молодой человек поехал на собеседование и был принят на факультет, о котором после школы даже не помышлял.
Автор: Елена Солондаева
Другие новости раздела «Образование»
Образование
13 октября 2017
В Ярославском педагогическом университете открылся Китайский культурно-образовательный центр
Образование
25 августа 2021
Владимир Путин предложил объявить 2023 год годом педагога в честь ярославского профессора
Образование
26 ноября 2015
Зачем региону нужен опорный вуз
Образование
13 мая 2020
Ярославский школьник получил право без экзаменов стать студентом МГИМО
Образование
10 февраля 2015
10 тысяч рублей привезла ярославская студентка с всероссийского конкурса по психологии
Образование
26 марта 2014
В плену науки
Комментарии