13:35
пятница,
26 апреля 2024 г.
14.95
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
14 апреля 2021

Одной левой!

В каком возрасте у ребенка формируется ведущая рука? Нужно ли малыша, который вдруг переключился на левую руку, отвести к специалисту? Стоит ли такого ребенка переучивать так, как это делали в старые советские времена? Какие проблемы преследуют левшей и все ли стереотипы о них правдивы? Эти и другие вопросы мы задали психологу средней школы № 59 Юлии Ивановой.
– Юлия Валентиновна, скажите, то, что ребенок левша, видно уже в раннем возрасте?

– Изначально все дети левши, так как ведущим у них является правое полушарие мозга. В раннем детстве многие дети берут ложку, карандаш или тянутся к игрушке левой рукой, но со временем основные функции берет на себя левое полушарие и ребенок учится владеть обеими руками. Поэтому только к 4 годам становится понятно, какой рукой малышу удобнее действовать, до этого возраста предпочтение может быть неустойчивым.

– А каких-то других отличительных признаков у них нет?

– Есть. Если понаблюдать, то можно заметить особый тип поведения маленького левши: этим детям тяжело усидеть на маминых руках, они – исследователи! У большинства левшей преобладает зрительная оценка информации, они тщательно обследуют все содержимое шкафчиков, полочек, коробочек, даже в незнакомом месте. Для них главное – внешний вид предмета, его размер, форма. Левши впечатлительны, эмоционально чувствительны, ранимы и тревожны.

– И что с этим делать родителям?

– Если ребенок отдает предпочтение левой руке, то всем взрослым необходимо придерживаться единой тактики в отношении ребенка и ни при каких обстоятельствах не показывать ему негативного отношения к леворукости. После 4 – 4,5 лет не следует переучивать ребенка на правую руку, так как могут возникнуть серьезные проблемы: невротический энурез, заикание, тики, бессонница, нарушение аппетита, головная боль.

– А чем отличаются левши от правшей?

– Способности ребенка, особенности его мышления и восприятия, многие черты характера зависят от ведущего полушария и налаженного межполушарного взаимодействия. У леворуких детей, как правило, ведущим является правое полушарие, которое отвечает за эмоции, чувства, интуицию и определяет такие способности человека, как:

– образное восприятие и обработка информации всей картинки целиком. Леворукому сложно понять сюжет по одному кусочку пазла, но если ему показать всю картинку, а потом разобрать, то ребенок справится без труда;

– обработка информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах, поэтому левше необходимо показывать картинки в дополнение к словам. И именно поэтому лучше всего режим дня или расписание уроков повесить в нарисованном виде;

– творческие способности к музыке, рисованию, стихосложению, понимание смысла слов и метафор;

– хорошо развитое воображение, которое позволяет представлять, мечтать, фантазировать, понимать результаты работ другого человека. Такие дети хорошо идут на контакт и никогда не скажут: «Я не умею рисовать!», они запросто придумают целую историю по одной картинке.

В связи с этим левшам подойдут творческие профессии: они могут стать артистами, музыкантами, художниками, режиссерами, модельерами, дизайнерами…

– Скажите, как подготовить леворукого ребенка к школе?

– Для меня, как для школьного психолога, этот вопрос очень актуален. В настоящее время количество леворуких детей увеличивается. Если 15 лет назад, когда я пришла работать в школу, таких детей было 1 – 2 человека на всю параллель, то сейчас в одном классе могут быть 4 – 5 человек. Этим детям непросто в 1-м классе. Дело в том, что большинство учителей пишут правой рукой. И им искренне сложно подсказать левшам, как надо правильно сидеть и писать. Поэтому очень желательно самим родителям задуматься о подготовке руки к письму. Заниматься этим нужно начиная с 5 – 6-летнего возраста. Большинство леворуких и переученных на правую руку детей тяжелее переносят учебную нагрузку из-за чрезмерной сосредоточенности при выполнении письменных заданий. Письмо вызывает у них более сильное по сравнению с остальными учащимися нервное и физическое напряжение.

– Дайте, пожалуйста, рекомендации, чему следует научить ребенка.

– Во-первых, различать правую и левую стороны. Отработать этот навык крайне важно для леворуких детей, так как писать они будут левой рукой с левой стороны листа в правую сторону, а учитель все будет показывать правой рукой. Почаще просите ребенка показать правую руку, затем левую, поднять правую, а потом левую руку, взять предмет то правой, то левой рукой. Затем научите различать правую и левую ногу, глаза, уши. Далее учите определять расположение предметов в пространстве. Ребенок должен понимать, что находится справа от него и что слева, класть предметы справа и слева от себя. Это научит правильно организовывать свое рабочее пространство, ориентироваться на доске, в учебнике и тетради. Во-вторых, нужно научить леворукого ребенка правильно сидеть за рабочим столом. Ступни ног должны полностью стоять на полу, а спина опираться на спинку стула. Между грудью и краем стола должен помещаться детский кулачок. Локти лежат на столе. Необходимо соблюдать расстояние от глаз до тетради, это нужно для того, чтобы внимание не рассеивалось. А проверить правильное расстояние можно так: надо локоть поставить на стол и средним пальцем коснуться виска. Важно также, чтобы свет при работе падал с правой стороны.

– А как помочь леворукому ребенку выбрать способ письма?

– Чаще всего леворукие дети выбирают при написании такое положение руки, когда кисть закрывает напечатанные задания, так как в обычных тетрадях они расположены с левой стороны. Поэтому могут наблюдаться уменьшение или увеличение размеров букв, неправильное написание графических элементов. В этом случае рекомендуется начинать занятия по письму простым мягким карандашом, чтобы в случае необходимости, при ошибке, ребенок мог воспользоваться ластиком. Другой способ написания, когда ребенок изгибает руку так, что она располагается над строкой. Этот способ дает возможность ориентироваться на образец или уже написанный текст, что уменьшает количество графических ошибок при письме. Чтобы сформировать правильные навыки письма, тетрадь необходимо сдвинуть к левой руке и немного наклонить вправо. Важно знать, что упражнения по безотрывному письму левша выполнить не сможет. Поэтому не спешите сразу учить писать буквы, лучше если вначале это будут только элементы букв: прямые, кривые и ломаные линии. Проводить линии и различные узоры, конечно, лучше по специальным прописям для леворуких детей, где образец расположен с правой стороны, чтобы ребенок мог его видеть во время письма. Если вы используете доску, то левши зрительно лучше воспринимают информацию, написанную черным маркером на белой доске. Кроме того, родителям нужно развивать у ребенка зрительно-моторную координацию и точные движения руки.

– Каким образом?

– Здесь помогут раскрашивание, обводка, штриховка и дорисовка. Раскрашивать картинки и рисунки следует цветными карандашами, так как работа маркерами, фломастерами и шариковыми ручками не позволяет почувствовать усилие, которое должно быть при письме. А вот когда ребенок рисует и пишет карандашом, он прикладывает определенное усилие, которое со временем осознается им как волевое – так происходит формирование навыка самоконтроля, о котором мечтают родители и учителя. Письменные задания должны вызывать интерес у ребенка, поэтому пусть они будут небольшими по объему и желательно с увеличенным размером строки или клеточки до 1,5 сантиметра.
Автор: Марина Ильина
Городские новости, №27

Комментарии

Другие новости раздела «Образование»

Читать