00:37
суббота,
20 апреля 2024 г.
6.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
25 февраля 2021

Первоклассная готовность

В этом году кампания по приему первоклассников стартует весной. Но родители будущих школяров уже сейчас нервничают: готов ли ребенок к обучению? Может быть, стоит срочно отдать его в какую-нибудь «подготовишку»? Или уже поздно?! Что делать, если семилетка до сих пор не научился читать? Не может посидеть даже 20 минут спокойно? Не испытывает никакого интереса к математическому счету и палочкам-крючочкам? Эти и другие самые распространенные вопросы родителей мы задали педагогу-психологу средней школы №59 Юлии Ивановой.
– Юлия Валентиновна, как родителям будущих первоклассников определить уже сегодня: готов их ребенок к школе или нет?

– В первую очередь нужно обратить внимание на сенсорное развитие, то есть на то, насколько ребенок хорошо знает цвета, различает геометрические фигуры, может распределить их по размеру, и на познавательные процессы, такие как память, внимание, мышление. Все это можно оценить, понаблюдав за тем, как будущий первоклассник выполняет различные задания.

– Какие?

– К примеру, по тому, как быстро ребенок учит стихи и как долго их помнит, можно определить уровень развития кратковременной и долговременной памяти. Что касается внимания, то это процесс сложный, его необходимо тренировать, особенно шустрым и быстрым детям. В этом помогут картинки «Найди отличие», «Найди такую же», «Дорисуй вторую половинку», «Рисунки по клеточкам». Очень важно, чтобы у будущего первоклассника было развито познавательное и понятийное мышление. Для этого нужно много рассказывать ребенку об окружающем мире, о природе, о временах года, о днях недели, о животных и птицах, о людях…

– Нужно ли учить объединять предметы по группам?

– Обязательно. Учите все классифицировать: овощи-фрукты, сад-огород, домашние и дикие животные, хищные и травоядные, птицы-рыбы, грибы-ягоды. Чем больше словарный запас у первоклассника, тем легче ему будет на уроке, тем быстрее он научится писать и считать.

– А как протестировать уровень логического мышления?

– Для проверки и тренировки абстрактно-логического мышления подходит игра «Четвертый лишний». Предложите своему ребенку 4 картинки или просто назовите сами 4 слова, среди которых нужно найти лишнее, а три остальных можно назвать общим словом. Например: «Белочка, ежик, щенок, зайчик». Лишним будет щенок, так как это домашнее животное, остальные дикие. Только при умении классифицировать и вычленять существенные признаки предметов ребенок без труда научится выделять условие задачи и правильно решать ее. Только этот навык поможет в дальнейшем отличать существительные, прилагательные и глаголы, грамотно составлять предложения, пересказывать тексты не теряя смысла.

– У кого возникают трудности в обучении?

– В первую очередь у детей с плохо развитой координацией и моторикой. Если ребенок постоянно запинается, неуклюжий, задевает предметы и углы, что-то роняет, не может поймать или отбросить мяч, не умеет прыгать на одной ноге – на это следует обратить внимание. Отмахиваться не стоит, так как моторные нарушения зачастую связаны с проблемами в соответствующих зонах коры головного мозга. Они же отвечают за моторную сторону речи. А так как речь и мышление неразрывно связаны, то, вполне возможно, могут проявляться интеллектуальные трудности. Ребенок, испытывающий проблемы с собственным телом, не сможет нарисовать человека правильно, со всеми деталями. Поэтому если вы хотите хорошо подготовить ребенка к предстоящему обучению, учите его ползать, прыгать со скакалкой, кататься на велосипеде.

– Но когда речь идет о моторике, чаще говорят о письме…

– Это мелкая моторика. И ее развитие, безусловно, тоже очень важно. Не зря великий педагог Сухомлинский говорил что «наш ум находится на кончиках наших пальцев». Для развития мелкой моторики хорошо все, что ребенок делает своими руками: мозаика, лепка, аппликации, вырезание ножницами, игры с крупой. Во время таких занятий развиваются еще и внимание, усидчивость и контроль за своей деятельностью. От развития мелкой моторики зависят и навыки самообслуживания. Посадите ребенка порисовать геометрические фигуры на альбомном листе. В норме ребенок может сам нарисовать круг, ромб, квадрат и треугольник. Обратите внимание, чтобы линии были ровными и четкими, фигуры располагались на одинаковом расстоянии друг от друга, не соприкасались между собой. От этого зависит, как в дальнейшем ребенок будет соединять буквы между собой в слове, сможет ли располагать слова на строчке через пробел.

Моторно-координированный ребенок сумеет быстро сориентироваться в классе и в школе. Он не будет забывать и терять школьные принадлежности, сменную обувь, сам сможет переодеваться на урок физкультуры, расстегивать и застегивать одежду, завязывать обувь.

– Логопедические проблемы нужно решить до школы в обязательном порядке?

– Да, это очень желательно. Семилетний ребенок должен выговаривать все звуки, это необходимое условие для начала обучения. Дело в том, что звук, который первоклассник не проговаривает, может нарушить понимание смысла этого слова в целом. Как следствие – ребенок не поймет, о чем идет речь в задании или тексте. Кроме того, он может пропускать соответствующий звук на письме. Для автоматизации произношения необходимо время, поэтому лучше это сделать до школы. Давайте не будем забывать, что со 2-го класса начинается иностранный язык. Не успел ребенок научиться произносить русские звуки, нужно учить иностранные! В голове начинается путаница, и возникают трудности освоения обоих языков.

– Кому легче в первом классе: тем, кто ходил в детский сад, или домашним детям?

– Неотъемлемой частью жизни в социуме являются навыки общения. Здесь родителям важно оценить, умеет ли ребенок себя вести в коллективе, может ли попросить помощи у взрослого человека или сверстника, охотно ли устанавливает дружеские контакты, различает ли, к кому нужно обращаться на «вы», а к кому на «ты». От этих умений зависит, насколько комфортно он будет ощущать себя в школе. Наиболее сложно приходится тем детям, которые не посещали детский сад, у них нет опыта общения в коллективе, они не умеют работать в команде, не привыкли ориентироваться на педагога.

– Бывает и так: ребенок умненький, контактный, усидчивый, но физически отстает от сверстников. На что в этом случае обратить внимание родителям?

– На рост, вес ребенка, его мышечный каркас и состояние нервной системы. У старшего дошкольника начинают меняться молочные зубы на постоянные, к первому классу у мальчиков 2–8, у девочек 3–9 постоянных зубов. В этот же период происходит ростовой скачок, рост увеличивается на 5–7 см, вытягиваются конечности ребенка, изменяются пропорции тела. Проверить физиологическую зрелость организма поможет Филиппинский тест: нужно попросить ребенка дотронуться правой рукой до левого уха, проведя руку над головой. Физиологами установлено, что, если ребенок начинает посещать школу раньше, чем прошел ростовой скачок, это резко отрицательно сказывается на его психическом здоровье. Сложно приходится в школе детям с маленьким ростом и весом, им физически трудно выдержать 4 урока по 40 минут даже с физкультминутками. Я советую родителям присмотреться к тому, как сидят их дети во время выполнения заданий, подкладывают ли ногу под себя для удобства, поддерживают ли голову рукой, когда рисуют, а может, вообще лежат на столе. Все это говорит о слабых мышцах спины и нарушении осанки в будущем, когда нагрузка возрастет в разы. Для формирования хорошего мышечного скелета помогут лыжи, плавание и другие спортивные нагрузки по возрасту.

– Допустим, все в порядке. Родители считают, что ребенок полностью готов к школе, но ему к первому сентября исполнится всего шесть с половиной лет…

– Из моего 15-летнего опыта работы педагогом-психологом начальной школы могу сказать, что детям 6,5 года приходится непросто в 1-м классе. Даже при наличии высокого уровня развития умственных способностей их физиологическое развитие и эмоциональная зрелость еще недостаточны для школьной нагрузки. Конечно, все дети разные; в таком случае, если родители уверены, что их ребенок полностью готов к школе, я советую не полениться и пройти индивидуальную диагностику у школьного психолога. Он точно определит готовность ребенка и даст грамотные рекомендации родителям.
Автор: Марина Ильина
Городские новости, №13

Комментарии

Другие новости раздела «Образование»

Читать