14:04
26 января,
среда 2022
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
Мы в Telegram
18 Января 2017
Здоровье

Будущее за «Бережливой поликлиникой»

В России по инициативе Минздрава РФ началась реализация пилотного проекта «Бережливая поликлиника», направленного на улучшение работы поликлиник. Сразу несколько городов стали его участниками, в их числе и Ярославль.

Пухлые карты уйдут в прошлое

В нашем городе площадками для реализации проекта стали два лечебных учреждения – детская поликлиника № 5 в Заволжском районе и взрослая № 2 на улице Угличской.
В фойе детской поликлиники № 5 идет масштабный ремонт. После его окончания помещение изменится полностью.

– Поликлиника обслуживает 18500 пациентов, а работают у нас около двухсот сотрудников, – проинформировала главный врач поликлиники № 5 Ольга Мамонтова. – Задача перед нами стоит одна – улучшить качество своей работы, а главное – сделать медицинскую помощь для наших пациентов максимально доступной.

Были определены шесть болевых точек, которые надо устранить.

– Начнем мы с того, что полностью изменим работу регистратуры и кабинета вакцинопрофилактики. Сегодня, чтобы сделать ребенку прививку, приходится выстоять огромную очередь около регистратуры. Там стоят и здоровые дети, которым нужно получить справку от педиатра, и те, кто заболел, – рассказала Ольга Мамонтова. – Мы разведем эти потоки, выделив зону приема больных детей, которым нужна неотложная помощь. У них и регистратура, и гардероб будут свои. Кроме того, мы выделяем специальное помещение для колясок, что позволит освободить центральный вход в поликлинику.

В корне изменится и работа регистратуры. В ней будут работать операторы колл-центра, их задача принимать звонки и отвечать на них. Это позволит работникам регистратуры уделять больше времени пациентам. Что касается кабинета вакцинопрофилактики, то он будет работать не два дня в неделю, а пять и для удобства посетителей расположится на первом этаже.

Как пояснила Мамонтова, информатизация и компьютеризация изменят работу докторов, они уже осваивают новые программы, позволяющие внедрить электронный документооборот. Таким образом, то, о чем долгие годы говорилось с самых высоких трибун, начинает приобретать вполне зримые очертания. Уходят в прошлое пухлые карты пациентов, которые врачам приходится заполнять вручную, скоро их заменят компьютерные файлы.

Наверняка предстоящие изменения оценят и родители маленьких ярославцев. Они сэкономят время, а главное, не будут бояться, что малыш подхватит в больнице вирус.
Примут активное участие в обсуждении и оценке начатых преобразований и сами посетители – в поликлиниках для этого установили специальные ящики, напоминающие почтовые.

«Росатом» нам в помощь

Интересно, что разрабатывать и внедрять проект реформирования учреждений здравоохранения ярославцам помогают представители корпорации «Росатом». Об этом журналистам рассказал директор областного департамента здравоохранения и фармации Руслан Саитгареев:

– Мы создали экспертный совет, куда вошли специалисты «Росатома», областного департамента здравоохранения, главные врачи больниц, а также руководители ТФОМС и медицинского университета. После 1 апреля мы планируем распространить полученный опыт на все поликлиники области.

По словам Руслана Саитгареева, проект основан на трех «китах»: логистике, организации пациентопотока и временной оптимизации. Те, кому приходилось сдавать анализ крови, знают, что на эту процедуру затрачивается в среднем около сорока минут. А надо сделать все, чтобы она занимала у пациента не более 10 – 15 минут.

В обязательном порядке должна быть оптимизирована и выписка льготных лекарственных средств, а также их получение.

– Мне задают вопрос, – признался директор областного департамента здравоохранения, – не будет ли начавшаяся реформа сопровождаться сокращением медперсонала. Отвечаю: ни в коем случае! Мы оптимизируем исключительно временные затраты.

Когда речь зашла о «болевых точках» наших ЛПУ, в разговор вступил представитель корпорации «Росатом» Дмитрий Репьев. Он заметил, что одна из проблем – это большие очереди у кабинетов участковых врачей и процедурных.

– Все время, которое врач или медсестра тратят на прием пациента, мы поделили на две части – одна потрачена с пользой, вторая впустую, – подчеркнул он. – Например, медсестра, осуществляющая забор крови, расходует свое рабочее время неэффективно, потому что ей приходится делать много лишнего, заполнять необходимые бланки… Целесообразно для этого привлечь трех медсестер и двух операторов. Задача последних – заполнение документации в электронном виде, задача медсестер – выполнять непосредственную работу: брать кровь на анализ.

Что необходимо сделать, чтобы все заработало быстро и эффективно? Дмитрий Репьев, считает, что нужно вести электронную очередь и компьютеризировать процесс оформления документов. В идеале бумажные карты должны вообще исчезнуть. Их постепенно вытеснят электронные носители. И, конечно, необходимо разделить потоки пациентов – больные люди не должны пересекаться со здоровыми.

По мнению представителя «Росатома», все должно подчиняться правилу пяти С, известному каждому менеджеру: сортируй, соблюдай порядок, содержи в чистоте, совершенствуй и стандартизируй.

Вовлечены все

Конференц-зал 5-й детской поликлиники сегодня больше напоминает военный штаб: на стенах – многочисленные схемы. Их помогали рисовать интерны, ординаторы и аспиранты Ярославского медицинского университета. Преподаватели-кафедралы, которые работают на базе городских ЛПУ, тоже вовлечены в реализацию проекта «Бережливая поликлиника».

– Мы нарабатываем информацию, которую внедрим в деятельность поликлиник, включенных в проект, – заметил ректор Ярославского медицинского университета Алексей Павлов. – Кроме того, мы разрабатываем новые образовательные программы для организации непрерывного медицинского образования. Буквально через неделю у нас стартует учебный семинар для работников регистратур. А с февраля будем обучать руководителей ЛПУ особенностям менеджмента и маркетинга.

Активное участие в реализации проекта, как уже отмечалось, принимает и Территориальный фонд ОМС. Его руководитель Михаил Пушков прекрасно понимает, что процессы оптимизации и улучшения качества медицинской помощи повысят уровень удовлетворенности граждан услугами, которые им оказывают ЛПУ. Для самих медицинских организаций тоже открываются заманчивые перспективы – увеличение объемов их финансирования через ТФОМС, в частности, такого направления, как оказание поликлиниками неотложной медпомощи. Больной должен получить ее в течение максимум четырех часов. Чтобы улучшить диагностику и доступность медпомощи, будет закуплено необходимое оборудование, а также приобретены специальные машины.

К слову, в Казани, где тоже началась реализация подобного проекта, уже организованы отдельные фельдшерские бригады, которые выезжают на дом к пациентам. Их создание позволило снизить нагрузку на врачей – терапевтов и педиатров.

Первые итоги пилотного проекта «Бережливая поликлиника» в Ярославле подведут осенью 2017 года.
Автор: Людмила Дискова

Комментарии

Другие новости раздела «Здоровье»

Читать