13:11
30 сентября,
пятница 2022
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
Мы в Telegram
15 Ноября 2017
Здоровье

Что телевизор прописал?

Самое ценное, что есть у человека, – здоровье. Его, как известно, не купишь.  Но многочисленная реклама, льющаяся с экрана телевизора на каждого из нас, утверждает обратное. И надо-­то  всего­-навсего  приобрести чудо­лекарство, излечивающее от хвори. Можно ли доверять такой рекламе?

Если реклама не помогла

Естественно, рекламе верить никто не обязан. Никто и не верит – но только до того момента, пока не заболеет. Тут-то и возникает вопрос: идти к участковому терапевту за назначениями или проще прямо в аптеку, за тем, что «прописал» телевизор? Сейчас мы даже не будем обсуждать опасность такого подхода к лечению болезни: известна масса случаев, когда люди лечили пневмонию жаропонижающими микстурами, а головную боль при инсульте анальгетиками и оказывались в тяжелейшем состоянии. Предоставим слово специалистам.

– С точки зрения правоприменительной практики СМИ, размещающие такую рекламу, рискуют, и не только репутацией, – заметила адвокат коллегии адвокатов Фрунзенского района Ярославля Вера Масленникова. – Возьмем, к примеру, головную боль. Причина ее может быть разной. Допустим, человек страдает воспалением тройничного нерва. Анальгетики, рекламируемые по телевизору, в этих случаях абсолютно неэффективны. Здесь нужны препараты другой группы, которые может выписать только невролог. Но если человек лечился «по рекламе» и ему стало плохо после такого лечения либо лечение не помогло, теоретически он может обратиться в суд за компенсацией причиненного вреда. Теоретически потому, что здесь есть один нюанс – если в рекламе оговаривается, что необходимо проконсультироваться со специалистом, то у пациента вряд ли получится доказать свою правоту. А вот в том случае, когда рекламодатель заявляет, что препарат избавляет от всех видов головной боли, и при этом не отсылает больного за консультацией к доктору, иск выиграть вполне реально. Но в ярославской практике я таких случаев не знаю. В западных странах, где правовая культура выше, чем у нас, такие иски стали явлением вполне заурядным. Там рекламодатель вынужден постоянно держать ситуацию под контролем – он рискует немалыми деньгами.

Шли бы вы на семинар…

Можно ли поставить заслон такой рекламе? Запретить рекламировать лекарственные средства?

– Здесь нужно руководствоваться статьей 24 Закона о рекламе, – пояснила ведущий специалист УФАС по ЯО Анастасия Семенюк. – Согласно этой статье фактически разрешено рекламировать любые препараты, не запрещенные к обороту. Однако в части 8 статьи 24 отдельно оговаривается, что реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам, а также средств диагностики, лечения и медицинской реабилитации, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях. Это означает, что в рекламе, которая транслируется на общедоступных каналах ТВ и в радиопередачах, весьма вероятны нарушения. Но по поводу каждого случая такой рекламы нужно разбираться отдельно.

Разве это лекарства?

Но, судя по отзывам медиков, разбираться пока не с чем.

– Иногда я вижу рекламу фармпродукции по телевизору и пока ни разу не замечал, чтобы рекламировались рецептурные препараты. В основном это анальгетики, ферменты для улучшения пищеварения или капли в нос для облегчения дыхания. Необратимого вреда они принести не могут, если придерживаться той информации, что изложена в прилагаемой аннотации, – считает заведующий кафедрой фармакологии ЯГМУ Андрей Раков. – Хотя бывают ситуации, когда у человека формируется привыкание к препарату. К примеру, он уже давно может свободно дышать без сосудосуживающих капель в нос, но продолжает их использовать. Что же касается клинических случаев, когда самолечение приносило пациентам серьезный вред, то здесь, наверное, лучше поговорить с практикующими специалистами.

Пожалуй, самые часто рекламируемые препараты – те, которые якобы возвращают «мужское здоровье и силу». Прокомментировать их действие согласились в перинатальном центре.

– То, что рекламируется на нашем ТВ в качестве средств от простатита, лекарствами по большому счету не является, – пояснил андролог Александр Дыбин. – Как правило, это БАДы – экстракты трав, которые действительно могут давать определенный эффект, но исключительно на ранней стадии заболевания. И, кроме того, их практически не применяют в монотерапии. Другими словами, одними только травами такую болезнь не вылечить. Тут на самом деле есть еще одна проблема: как только препарат такого рода рекламируется на ТВ, сразу же в продаже появляются его подделки. Причем отличить оригинал от кустарщины очень сложно даже специалисту: в таких БАДах содержатся экстракты как минимум тридцати трав – проверить процентное содержание каждого проблематично. Нужно также учитывать, что возвращение потенции далеко не всегда означает и появление способности к зачатию. И именно самолечение приводит к тому, что мужчина уже никогда не сможет иметь детей, поскольку опоздал, лечился по рекламе и потерял время.

Какие из всего этого следуют выводы? Пожалуй, только один. Заболели – идите к врачу. У него есть вполне конкретная цель – помочь пациенту. А у рекламы цель иная. Производителю всего лишь нужно продать товар. Желательно – подороже. И по возможности – много раз.
Автор: Анатолий Кононец
Фото с сайта 2dvice4you.ru

Комментарии

Другие новости раздела «Здоровье»

Читать