18:36
пятница,
26 апреля 2024 г.
14.95
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
29 июля 2020

Метеозависимость: не болезнь, а состояние

Нынешнее лето переносится тяжело теми, кто болезненно реагирует на перепады погоды. Таких людей сейчас особенно много. Между тем в конце июля и в августе синоптики прогнозируют еще больше погодных сюрпризов. Что же такое метеозависимость? В этом вопросе нам помогла разобраться биоэнерготерапевт Елана, дипломированный биолог, имеющий сертификаты рефлексотерапевта, ароматерапевта и массажиста. Выбор собеседника не случаен: классическая медицина не признает метеозависимость заболеванием. И сразу же первый вопрос: почему?
– Елана, есть масса людей, которые страдают от изменений погоды. К примеру, гипертоники. Медики помогают таким пациентам, но наотрез отказываются лечить причину их состояния. Может ли классическая медицина избавить человека от метеозависимости раз и навсегда?

– Медицина – точная наука. Если человек приходит с жалобами на гипертонию, врачи и лечат высокое давление. Если к перемене погоды у него болят старые травмы, они обезболивают ему ту часть организма, которая беспокоит. Однако не стоит считать докторов бесчувственными. По некоторым оценкам, на изменения погоды так или иначе реагируют до семидесяти процентов исследованных людей, а выборка в сотни миллионов. И именно это не позволяет считать метеозависимость болезнью в прямом смысле этого слова.

– А чем же ее можно считать?

– Прямого ответа на этот вопрос нет. Потому пойдем издалека: человек – биологический объект. Миллионы лет наши предки жили в природе и оттачивали механизмы адаптации к ней. Не по своей воле, а подчиняясь жестким критериям естественного отбора. Тем, кто адаптироваться не мог, грозила невозможность собственного дальнейшего существования и продолжения рода. Соответственно, дальше передавались гены тех особей, которые оказывались хорошо адаптированными к условиям среды. Для понимания: много ли проживет белый медведь, реагирующий головной болью на понижение температуры? Или бурый, у которого на дождь поднимается давление?

– Но страдают-то не медведи. Страдают – люди…

– Человек остался биологическим объектом, но вышел из этой стройной системы естественного отбора. Более того: в минувшие полторы сотни лет даже социальный отбор – самый «неестественный» – дает больше шансов тем особям, которые максимально далеко ушли от биологической составляющей человеческого существования. Пути к успеху в современном обществе пролегают через стресс, усидчивость и левополушарное мышление. Напомню, что именно левое полушарие отвечает за «компьютерную» составляющую нашего мозга: считает, сравнивает, анализирует... Ученые выяснили, что кровоток через левое полушарие ученика младших классов во время урока в 8-10 раз больше, чем через правое, отвечающее за образное мышление. А в мозге между тем болевых рецепторов нет – отреагировать организм может только обмороком. Естественно, что лет через пятнадцать у семи из десяти школьников начинаются проблемы с адаптацией. Кстати, у тех, кто сидел на уроке и мечтал о чем-то своем, этих проблем не будет точно. Правда, и с преуспеванием в нашем обществе у них тоже не все может сложиться идеально.

– А почему же метеозависимые люди страдают от головных болей?

– Через головной мозг у человека проходит в определенные моменты до сорока процентов кровотока. Все это – работа сердца и сосудов. А вот сосуды как раз иннервированы очень даже хорошо. Ввиду того что места в голове мало, гладкая мускулатура, которая расширяет и сужает сосуды, должна работать очень точно: на голове практически нет жировой клетчатки, которая дает определенную тепловую «инерцию» и помогает сосудам бороться за сохранение тепла. У метеозависимых людей организм даже на небольшое охлаждение реагирует очень бурно: сразу сужая капилляры кожи. Это нормальный механизм борьбы за сохранение тепла: чем меньше крови находится вблизи кожных покровов, тем больше его сохраняется внутри. Однако удаленную от кожных покровов кровь нужно где-то депонировать. Наружу ее не сбросишь, ведь это, простите, не моча и не слюна. То есть крупные сосуды должны быть достаточно эластичными, чтобы безболезненно принимать на себя эти излишки. А гладкой мускулатуре, которая регулирует их просвет, нужно своевременно получать правильные импульсы от вегетативной нервной системы о том, насколько нужно расшириться. Или при необходимости сузиться.

– Так в чем именно состоит проблема?

– Проблема в том, что у человека, который, грубо говоря, не задействует оба своих круга кровообращения на полную мощность хотя бы полтора часа в сутки, этой эластичности быть не может. Не работающий механизм, как мы знаем, ржавеет. Поэтому периферические сосуды на малейшее понижение температуры у метеозависимых реагируют сильным сокращением, кровь уходит в крупные, а там у человека, измученного гиподинамией, тоже места не особенно много… В итоге большая часть ее оказывается в малом круге кровообращения, к головному мозгу ее поступает меньше, сосуды, питающие его, теряют тонус. А голова – единственное место, которое болит, когда там более необходимого расслабляется гладкая мускулатура сосудов. Естественно, мы здесь не берем во внимание случаи другого происхождения, к примеру, мигрень. Я напоминаю, что гладкой мускулатуре головной мозг не указ. Она реагирует не на волевые усилия, а на состояние организма. У метеозависимых эти реакции не совсем адекватны, поскольку человек над своим организмом не работает. Для понимания: до сих пор не обнаружено ни одного лесоруба, который бы страдал от температурной метеозависимости.

– Но зависимость бывает не только температурной. Многие люди реагируют на повышение или понижение атмосферного давления...

– Да, к изменениям атмосферного давления наши организмы тоже адаптировались тысячелетиями. Ученые даже нашли рецепторы, расположенные в сонной артерии, которые чувствительны к этим колебаниям. Но тут ключевое слово «гипертоники»: у человека с нормальным давлением не бывает реакций на атмосферные изменения. Поэтому классическая медицина и рекомендует в таком случае лечить основное заболевание. У нас же, к сожалению, делается все, чтобы это состояние не только не излечивалось, но и прогрессировало.

– То есть?

– К примеру, эта практика озвучивания «неблагополучных» дней… Человек и так-то страдает повышенным давлением. А тут ему через день подкидывают заблаговременную информацию о «неблагополучии». Естественно, она вызывает стресс. Одна из первых реакций человека на стресс – повышение давления: нашим предкам оно помогало мобилизоваться для погони, ухода от нее или боя за жизнь. В состоянии, когда человек просто ждет неминуемого ухудшения состояния здоровья, оно обязательно произойдет. И это уже проблема, которую специалисты-медики определяют как метеоневроз.

– Забавно: метеозависимости они не признают. А вот зависимость от метеозависимости вошла в медицинский словарь.

– Потому что здесь мы ушли от соматического здоровья и приблизились к здоровью психическому. Стресс – нормальная реакция любого организма на изменение обстановки. Но только человек реагирует на нее наиболее неэффективным способом: выделяет адреналин, но не убегает, повышает давление, но не дерется… А гормоны должны сделать свою работу – иначе нарушаются те механизмы обратной связи, которые и обеспечивают равновесие внутри организма.

– Вы опять подводите к тому, что все проблемы метеозависимых идут от гиподинамии?

– Не все. В частности, травмированные конечности на перемену погоды болят вне зависимости от того, двигается их хозяин или нет. Но, к примеру, Джекки Чан, который на съемках своих боевиков получил 48 переломов, каждый день начинает с полуторачасовой растяжки, ведь без этого просто не может двигаться. Если эпизоды метеозависмости связаны с заболеваниями, нужно лечить именно их. Если же страдает здоровый, по меркам классической медицины, человек, то ему обязательно нужно задуматься о своем образе жизни.

– И что же делать? Не идти же всем в лесорубы?

– Эластичность сосудов складывается из «обученности» их гладкой мускулатуры (в широком смысле – вегетативной нервной системы) и тонуса окружающих мышц – последнее особенно важно для вен. Тонус мышц – это их физическая работа и растяжка (стрейтчинг), а состояние гладкой мускулатуры – закаливание организма. Тут никто ничего лучше контрастного душа не придумал. Или, например, совет не волноваться для гипертоников – в нашей жизни вообще можно не волноваться? Для того чтобы жить в мире со своим организмом и своей душой, нужно понимать, как они работают. В чем нуждаются, в каком состоянии пребывают. Это знание не самое простое, но оно существенно упрощает жизнь, позволяя не прятаться от проблем, а идти навстречу им, чтобы их решить.
Автор: Анатолий Кононец
Городские новости, №64

Комментарии

Другие новости раздела «Здоровье»

Читать