07:46
пятница,
26 апреля 2024 г.
14.95
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
24 октября 2007

Книги все еще нужны?

В последние годы в обществе регулярно возобновляется дискуссия о будущем книжного бизнеса. Умрет книга в ее современном виде или перейдет в интернет-пространство? Каковы перспективы книжного бизнеса в России, особенно в провинции? И если все-таки ему уготована смерть, то когда она произойдет? На Западе уже без всяких сомнений книготорговлю ставят в рейтинг умирающих видов бизнеса. В России, где традиционно трепетное отношение к книге, мириться с этим не хотят.   

Факты все-таки упрямо говорят в пользу того, что книжный бизнес в последнее время находится в подвешенном состоянии. Несмотря на то что, в отличие от советских времен, сейчас можно купить совершенно любую, даже самую редкую, книгу, читать в нашей стране стали заметно меньше. Социологи то и дело проводят опросы, результаты которых не утешают: из самой читающей страны мы постепенно превращаемся в страну, где чтение больше не является насущной необходимостью.  Это подтверждают и сами книготорговцы.

- На книжном рынке наблюдается стагнация, - считает директор книжного магазина «Фолиант» Альберт Максимов. – Хотя технологии продаж становятся более изощренными, читательский спрос уже много лет не увеличивается. Признаки спада любви к чтению налицо - рост цен на книги, невысокий уровень доходов населения, отсутствие свободного времени, замена книг телевизором.

Ситуация изменилась коренным образом после кризиса 1998 года, когда подскочила стоимость бумаги и типографских услуг. Книжные тиражи тогда резко упали, а цены на книги так же резко подскочили вверх. А вообще, за пять-семь лет цены на книги скакнули в пять - десять раз. Этот момент повлиял на книжный бизнес роковым образом, сразу сделав его затратным и малоприбыльным. К этому добавился естественный спад интереса у людей к чтению, который продолжался все постперестроечные годы, и картина книжного рынка изменилась. Если в начале 90-х книжные магазины открывались один за другим, то в конце 90-х  они стали закрываться.

Сейчас книжный рынок стабилизировался: новые магазины почти не появляются, а те, которые выжили, работают не в убыток. В Ярославле неплохо держатся небольшие местные магазины, типа «Академии» и «Фолианта». Закрепилась на ярославском книжном рынке московская сеть магазинов «Буква» и новосибирская сеть магазинов «Книгомир». Успешно конкурирует с ними большой ярославский магазин «Дом книги». Все писательские новинки появляются в нашем городе почти одновременно с Москвой и Санкт-Петербургом, а в магазинах происходит постоянное обновление ассортимента. Такое положение на рынке одни книготорговцы считают не способным к дальнейшему развитию. В результате, считают они,  оно может привести к медленному умиранию книжного бизнеса. Другие не видят в нем какой-то угрозы книжному бизнесу.

- Книги, а соответственно и книжные магазины в России всегда будут востребованы, - считает менеджер магазина «Дом книги» Татьяна Яворская. – Как любили русские люди поваляться на диване, почитать книжку, так и будут любить. И в Интернет книги тоже не «уйдут». Может быть, только прикладная и учебная литература. Вряд ли многим  захочется портить глаза и читать книги в электронном виде. У нас любят книгу подержать в руках, полистать ее, помусолить страницы, на ночь положить на тумбочку рядом с кроватью. Несколько лет назад, например, тоже прочили, что аудиокнига скоро полностью заменит бумажный носитель. И что получилось? На Западе аудиофирмы, которые распространяли эти книги,  одна за другой разоряются.

Тем не менее, даже самые оптимистичные книготорговцы признают, что читающая аудитория в России за последние лет десять сократилась. И это заставляет книготорговцев обращать свой взор на Запад, где книжные гипермаркеты сначала полностью вытеснили маленькие магазинчики с рынка, а теперь и сами закрываются.

- Я не знаю, нужен ли Ярославлю книжный гипермаркет, - высказывает свое мнение Альберт Максимов, -  но тенденция к умиранию маленьких магазинов есть уже и у нас. Интенсивно это происходит в Москве и Санкт-Петербурге – там сетевые магазины почти захватили рынок. Но и в Ярославле местным магазинам уже не так просто выжить. На Западе закрываются и книжные супермаркеты. Там люди почти не читают, а  в книжный магазин заходят в основном за учебной или прикладной литературой.

Можно ли повернуть книжный бизнес в сторону развития? Парадокс заключается в том, что технологии продаж развиваются быстрее, чем сам книжный бизнес. Например, в Москве и Санкт-Петербурге книжные магазины превращаются в книжные клубы, где потенциальным покупателям предлагается целый набор услуг – книжный магазин, аудио-магазин, интернет-клуб, кафе, читальный зал, музыкальный зал. В общем, все, что вашей душе будет угодно. Такую  форму привлечения покупателей предлагает западный маркетинг. Правда, самим европейцам полюбить книгу этот маркетинговый ход не помог.    Московским и питерским интеллектуалам такая форма времяпрепровождения, говорят, нравится, и клубы пользуются популярностью. По словам наших книготорговцев, сама по себе идея книжного клуба хороша. Однако вряд ли она  «ляжет» на ярославскую почву, где магазинам приходится платить высокую арендную плату, а у людей не так много времени и денег, чтобы целый день читать книги, сидя в кафе и попивая кофе. Хотя в будущем, считают специалисты, такие клубы, созданные  по типу интернет-кафе, все-таки имеют шанс завоевать молодую аудиторию. И не только в книжном, но и в музейном, и в библиотечном деле. Правда, говорит это, скорее, об успехе маркетинга, чем книжного бизнеса.

Автор: Ирина ШКАРНИКОВА

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать