00:07
1 декабря,
среда 2021
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
Мы в Telegram
22 Августа 2018
Общество

Она была актрисою...

12 августа из жизни ушла заслуженная артистка России Людмила Брыткова (Стужева). Ярославские театралы  помнят ее по ролям в Волковском театре, которые Людмила Ивановна играла с 1980 по 1988 год.

«Ленком» остался без звезды

Людмила Брыткова родилась 3 декабря 1945 года в Хабаровском крае. Окончила актерский факультет Хабаровского института искусств, училась у известного в то время педагога, режиссера Георгия Леонидовича Андреева, соратника выдающегося режиссера Георгия Товстоногова.

По окончании института в 1966 году Людмила Брыткова начала работать в Хабаровском театре драмы. И сразу заявила о себе как яркая, эмоциональная, умная актриса. Одна из ее первых ролей – Наталья в «Тихом Доне». Роль оказалась настолько удачной, что о молодой актрисе стали писать газеты и журналы, Людмила получила премию. Вслед за этим последовало огромное количество ролей.

В 24 года на Людмилу посыпались предложения от театров Москвы и Ленинграда. Одно из самых заманчивых – от Марка Захарова, возглавившего «Ленком». Молодой актрисе Марк Захаров предлагал и перспективу блистать на столичных подмостках, и интересную работу, и ведущие роли, и жилье в столице. Не смог он ей предложить лишь одного – московской прописки. А с этим тогда, в конце 60-х – начале 70-х, было строго. У Людмилы были далекие родственники в Москве, но они не пожелали прописать у себя провинциалку. Так отечественный театральный мир лишился яркой звезды. Актриса вернулась в Хабаровск.

Но из Хабаровского театра она все-таки ушла. Служила в театрах Новокузнецка, потом Красноярска. В Красноярском театре и познакомилась со своим будущим мужем – актером Виталием Стужевым.

– Первой нашей совместной работой был «Пигмалион» по пьесе Бернарда Шоу. Я играл Генри Хиггинса, а она – Элизу Дулитл, – вспоминает Виталий Стужев. – Следом появилась вторая совместная работа – «Каменный властелин» Леси Украинки. И, наконец, третья, которая соединила нас, – это «Двое на качелях» Гибсена. Этот спектакль официально был признан лучшим в Советском Союзе по этой пьесе.

Мимо БДТ

На спектакль Георгий Андреев пригласил своих друзей Кирилла Лаврова, Владислава Стржельчика, Всеволода Кузнецова – очень известных советских актеров. Они были настолько потрясены постановкой, что предложили художественному руководителю ленинградского БДТ Георгию Товстоногову взять актеров к себе с театр.

В то время Товстоногову в театре срочно нужна была актриса с амплуа героини. Он искал ее повсюду, в разных театрах Советского Союза. И тут такая удача – талантливая, красивая, статная, зеленоглазая Людмила Брыткова.

– Георгий Товстоногов в первую очередь был заинтересован в Людмиле. Ну а «в пристежку» к ней шел я, – вспоминает Виталий Стужев. – Условия были такие: мы приезжаем в Ленинград, показываем спектакль Товстоногову. Георгий Александрович включается в работу на 7 – 8 репетициях, что-то выправляет, меняет. Затем спектакль включается в репертуар театра, а мы входим в труппу. И тут случилось непоправимое: мы струсили. Никогда в жизни ни она, ни я ничего не боялись. А тут… На тот момент БДТ был лучшим театром. Георгий Товстоногов – в великолепной режиссерской форме. И мы подумали: «Ну что мы, провинциальные артисты, будем делать в этом звездном коллективе?» Нам стало отчаянно стыдно, что мы можем там выглядеть нескладно, неинтересно. И мы совершили ошибку, за которую казнили себя всю оставшуюся жизнь. Отказались от БДТ.

После Красноярска два года актеры играли в театре в Грозном. И тогда им поступило еще одно интересное предложение – из Ярославля, из театра имени Федора Волкова.
Виталий Стужев полюбил Ярославль заочно, впитал эту любовь с молоком матери. Она была выпускницей самой первой студии при Волковском театре, еще в 1937 году. Любовь к Ярославлю и к Первому русскому театру она передала сыну Виталию. И когда у него появилась возможность вернуться туда, откуда начинала свою актерскую судьбу его мать, он не сомневался.

В Волковском театре актеры прослужили восемь лет, с 1980 по 1988 годы. За эти годы Людмила Брыткова сыграла Людмилу в спектакле «Ретро» по пьесе Галина, центральные роли в спектаклях «Наследники Лабурдена» Золя, «Спешите делать добро» Рощина...

Последней работой в Волковском театре стала Раневская в «Вишневом саде» Чехова.

«Колесо» судьбы

Конец 1987 года принес новые перемены. Менялась страна, появлялись новые возможности, в том числе и в театральной сфере. Ими воспользовались Виталий Стужев вместе с бывшим художественным руководителем Волковского театра, известным в Советском Союзе режиссером Глебом Дроздовым. Они создали первый в России контрактный театр. И труппа, в которую вошли восемь волковцев, ведущие актеры провинциальных театров России, переехала в Тольятти, в Самарскую область. Так появился театр «Колесо», ставший уникальным театром конца советской эпохи и начала эпохи российской. Виталий Стужев – ведущий актер. Людмила Брыткова плотно занята в репертуаре. Она блистала, но какой ценой ей давалась каждая роль!

– У Людмилы был сильный характер. Она могла себе позволить войти в любой кабинет, невзирая на чины и звания его хозяина. И при этом любой начальник вытягивался по стойке смирно, – рассказывает Виталий Стужев. – И ее очень любили в театре те, кто помогает одеваться, гримироваться.

В тольяттинском театре супруги проработали восемь с половиной лет. Это были 90-е годы, сложный, мрачный период. Стране было не до искусства. И Людмила Брыткова приняла отчаянное решение – уйти из театра. Последний раз она вышла на сцену в спектакле «Женщина в подарок».

Сильная по натуре, решение свое Людмила не поменяла. И никогда никому не говорила, что жалеет о нем. Людмиле Брытковой тогда было всего 49 лет. Ведущие режиссеры России мечтали увидеть ее в своих спектаклях. Но она решила посвятить себя семье и была непреклонна.

Жизнь без сцены

В 1996 году семья Стужевых возвращается в Ярославль. Виталий – актер ТЮЗа, занят еще в спектаклях Волковского и Рыбинского драмтеатров, а также в одном из московских театров.

А Людмила полностью растворилась в семье, стала жить жизнью мужа и сына Андрея. Радовалась их радостям, огорчалась их бедам.

– Нас всего три человека: она, сын и я. Это наша семья. Никаких других родственников. Мы втроем были единым целым, – говорит Виталий Стужев.

Но Людмила не замкнулась на маленьком мирке. Она интересовалась политикой, следила за тем, что происходит в стране и мире. Тонко чувствуя фальшь, очень точно давала определения событиям и тем, кто эти события творит.

А театр? Ну как окончательно порвешь с театром, если муж актер? Если дома он работает над новыми ролями? И если все букеты от зрителей дарит любимой жене?

Скоро в ТЮЗе начнется новый сезон. Первый, когда Виталий Стужев не понесет букеты домой…

ЗА ГОДЫ РАБОТЫ В РАЗНЫХ ТЕАТРАХ ЛЮДМИЛА БРЫТКОВА СЫГРАЛА РОЛИ:
Настасья Филипповна, «Идиот» Достоевского
Лидия Чебоксарова, «Бешеные деньги» Островского
Комиссар, «Оптимистическая трагедия» Вишневского
Катарина, «Укрощение строптивой» Шекспира
Герцогиня Альба, «Стакан воды» Скриба
Донна Анна, «Каменный властелин» Леси Украинки
Элиза Дулитл, «Пигмалион» Шоу
Бланш, «Трамвай желаний» Уильямса
Гелена, «Варшавская мелодия» Зорина
Гитель, «Двое на качелях» Гибсена
Автор: Ольга Скробина

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать