08:13
суббота,
27 апреля 2024 г.
14.95
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
27 мая 2009

Человек­-истребитель

Максим Шайдаков – предприниматель. Его стихия – поставки, материалы, расходы, доходы. Типичный представитель эпохи капитализма в России.  Но он – действующий чемпион мира по сноукайтингу, одному из самых опасных видов спорта.Для людей, привыкших к господствующей триаде «футбол – хоккей – волейбол», эти семь букв – кайтинг – все равно что китайская грамота. Чтобы объяснить суть сего зверя­спорта невиданного, приходится говорить: «Это как виндсерфинг, только вместо паруса на высоте воздушный змей». Катаются «за змеем» на воде, снегу, льду, песке, асфальте, земле. В Ярославле культивируется зимнее катание по снегу или льду.

Максим никогда не занимался профессионально спортом, катался на горных лыжах, виндсерфингом баловался в свое удовольствие. И, как все обычные люди, слыхом не слыхивал про кайтинг. А потом увидел по ТВ, как спортсмен взлетал на десятиметровую высоту. Змея не было видно, и складывалось впечатление, что человек летит в воздухе. Это зрелище настолько запало в сердце, что когда пару месяцев спустя он увидел в Ярославле людей, которые занимаются тем же самым, то очень обрадовался. Тут же купил купол и стал учиться кайтингу.

Город кайтингу не товарищ

Воздушному змею нужен простор. Любое здание на расстоянии километра с подветренной стороны уже влияет на ветер. Поэтому в городских условиях сей цветок семейства экстремальных видов спорта не прорастет.

Автомобильные дороги тоже не годятся – из­-за машин, фонарей, линий электропередач. А вот неохваченные цивилизацией уголки Ярославщины – мечта для кайтера. Первое, что приходит в голову, – Климовские карьеры.
– Они маленькие, метров 500 всего. Там кататься можно, но только в одном направлении, никаких маневров, – поясняет Максим.

На замерзших руслах Волги и Которосли только опытные кайтеры могут кататься, но учиться новички едут на Яхробольское озеро. Оно само километра три, а потом плавно переходит в бескрайние заснеженные поля. Но самое раздолье для покатушек под кайтом – озеро Неро, Плещеево озеро и Рыбинский водоем.

Когда смотришь названия стран, где  занимаются сноукайтингом, то  будто список стран­ участников чемпионата мира по хоккею читаешь: Россия, Канада, Швеция, Финляндия, Норвегия, Латвия, Украина, Белоруссия. Только чехов и американцев не хватает для привычности. Причем Россия на голову опережает все остальные страны.

Зимние короли летом тают

Но если Россия – безоговорочный лидер в зимнем кайтинге, то в летнем она аутсайдер. Увы,  климат наш для надводного кайтинга мало приспособлен.

Летний кайт –  с баллонами, чтобы не тонуть спортсмену при приводнении. Плюс еще ткань у него непромокаемая. И эти две особенности делают его тяжелым, а значит, требуют более сильных ветров для взлета. В Ярославле такие мощные вихри – редкость и их надо долго отслеживать по прогнозам погоды, которые не факт, что сбудутся. Да и не успевают у нас озера прогреваться до такой температуры, чтобы спортсмены могли купаться в воде достаточно долго. Поэтому королями летнего кайтинга являются спортсмены из стран вечного лета и стабильных ветров.

Страшнее зверя нет

Сноукайтер разгоняется в среднем до 50 – 60 километров в час. Когда едешь на своих двоих и тебя не защищает кузов машины, восприятие совсем другое. И если ошибешься, то беззащитным телом рухнешь на лед.

Многие сравнивают кайтеров с горнолыжниками. Да, горнолыжники при спуске разгоняются до таких же скоростей, но где идут они? По специальной трассе. А сноукайтеры по полю, по замерзшему озеру или реке, где риск встретить ямку, бугорок, бревно или полынью весьма велик. Словом, непредсказуемая стихия, которая может вести себя как угодно. Чуть не уследишь – и тебя уже может бросить на землю, потянуть в сторону, поднять вверх на десятиметровую высоту и камнем бросить вниз. Поэтому для новичков данный вид спорта гораздо опаснее, чем горные лыжи.

Бесплатный ветер

В Ярославле кайтинг существует с 2001 года, но про него мало что известно. Хотя для России это самый подходящий вид спорта. По полгода лежит снег, а зимой развлечений не так много. Лыжи и коньки. Почему же сноукайтинг не развит? Многие считают, что это очень дорогой вид спорта.

Вероятно, люди привыкли все экзотичное считать дорогим. А обычный купол купить можно за пять-десять тысяч рублей.
Может быть, такой стереотип сложился из-за денежных доходов ярославских кайтеров. Люди они, надо сказать, не бедные. Сам Максим – предприниматель, другие спортсмены – юристы, банкиры, бизнесмены, директора. Дело в том, что большинство людей приходят в сноукайтинг из дорогих видов спорта – горные лыжи, виндсерфинг, яхтинг – и по таким обеспеченным кайтерам делают вывод о дороговизне молодого вида спорта. На самом деле он экономичен. Не надо никаких платных подъемников, специальных сооружений, чтобы покататься. Даже бензин, как для снегоходов, не нужен. Чистое поле и халявный ветер.

Ярославские рекорды

На чемпионат мира в Ригу ярославец ехал брать свое первое место. А как могло быть иначе, если в 2009 году он на четырех крупнейших соревнования взял три «золота» и «серебро»?!

Накануне Максим победил в двух дисциплинах на крупнейших в мире международных соревнованиях «Жигулевское море­2009», обойдя действующего чемпиона мира.

Ему в Латвии противостояли 111 кайтеров из 14 стран мира, но первое же участие в чемпионате мира принесло нашему земляку первое место. Неплохо для человека, который встал под кайт всего три года назад.

– Надо уметь анализировать. Поездка на соревнования заменяет год тренировок. Наблюдаешь за ведущими спортсменами и размышляешь, за счет чего у них что­то получилось быстрее, лучше, – поясняет Максим.
Но чемпионством мира этот удачный год для Максима не закончился. В конце апреля он установил мировой рекорд скорости – 109 километров в час.

– Выехал в 6.30 на Яхробол, что в 50 км от Ярославля. Я так рано никогда бы ради каталки не встал. Как Лехин рекорд меня вдохновил! – говорит о секрете рекорда Максим.

Поясним: кайтер Алексей Охотников накануне в Петербурге разогнался до 104 километров в час.

– Вышел из машины, ветер с берега, померил – 12 метров в секунду. Поехал. Сначала – все около 87 км/ч. Потом смотрю – 98! Я от скорости ехал и орал, когда меня понесло сильно. Вот реально адреналина хлебнул! Потом поехал к парковке, сделал фотку и стал разгоняться снова. Но ничего не получалось. Я подумал, что кончилась смазка, и натер лыжи ускорителем. Стал снова гонять. Сразу удалось побить свой новый рекорд на 0,4 км/ч – то есть разогнался до 98,4. Еще гонял с полчаса. То тут то там видел такие маленькие вихри­смерчики, колдунчики вроде называются. Иногда, попадая в такие места шириной метров 50 – 100 с более сильным ветром, начал их приглядывать и на них же разгоняться, делая новые попытки. Потом подумал, что мазь кончилась опять, и уже хотел прекратить новые попытки, как вдруг по дороге к машине, впереди метрах в 70, увидел что­то страшное, черное с белой пургой вперемешку. Как будто туча черная опустилась до земли или смерч настоящий. И это что­то ну очень быстро летело. Страшно, но – эх была не была – только бы успеть до нее доехать, пока она не кончилась, не улетела. Влетаю в нее на скорости уже под 90 и получаю адское ускорение!  А берег очень быстро приближается, видно его очень плохо, а акватория раньше казалась так­оооо­ой большой, а теперь прудик какой­то маленький стал. Еле остановился, гляжу – 109 км/ч! АА­АА­АА! Миссия выполнена! Люблю на хорошей ноте заканчивать сезон, – рассказывает Максим.

Узнав об этом рекорде, сразу захотелось назвать Максима «мессершмиттом». Был во время второй мировой войны такой истребитель «М­109», название которого созвучно со скоростью кайтера – 109 км/ч и инициалами Максима.

В год тысячелетия Ярославля, возможно, наш «истребитель» собьет не один рекорд.

Автор: Владимир Кобылинский

Комментарии

Другие новости раздела «Спорт»

Читать