13:26 Среда, 15 Июля 2020
12+
ЭЛ№ФС 77- 75974 от 19.06.2019 +7 (4852) 30-76-08 news@city-news.ru

Любимая «Белла», или Американка в России

1 Апреля 2020
У этого самолета очень непростая судьба: он не пригодился на родине, не снискал любви среди союзников, но неожиданно стал «палочкой­выручалочкой» для советских Военно-­воздушных сил. С точки зрения асов гитлеровских Люфтваффе, это была скорее волшебная палочка в русском исполнении. Такая «дубинушка народной войны»: взмахнешь разочек – и все желания у агрессора пропадают.

Первый блин…

До того момента как взяться за создание «Аэрокобры», американская фирма «Белл Эркрафт Корпорэйшн» самолетов не делала вообще. Остапу Бендеру в Васюках и то было проще – он все-таки играл в шахматы второй раз в жизни. А тут фирме-новичку было предложено исполнить агрегат, который будет «обеспечивать получение господства в воздухе и прикрытие наземных войсковых операций».

К тому времени Вторая мировая война становилась более чем вероятной, а общий ход событий недвусмысленно свидетельствовал о том, что господство в воздухе будет обеспечиваться не столько воздушными боями, сколько уничтожением ВВС противника на аэродромах. Да и прикрытие наземных операций подразумевало создание скорее штурмовика, чем истребителя.

Решая эти весьма нетривиальные для тридцатых годов задачи, конструктор Роберт Вудс пошел на явную техническую авантюру: расположил двигатель Alisson на 1150 лошадиных сил за кабиной пилота, освободив в передней части самолета место для давно присмотренной им 37-миллиметровой пушки и пары крупнокалиберных пулеметов. В то время такую артиллерию не зазорно было ставить на танки, значит, агрегат должен был получиться, что называется, ломовой.

Он таким и оказался. Правда, по всем параметрам – обзор из кабины, мощность вооружения, специфика пилотирования, защита пилота – это был скорее легкий штурмовик. Тем более что боекомплект главного орудия в 30 выстрелов длительного воздушного боя не подразумевал. Дальность полета с дополнительными баками составляла 1500 километров, скорость самолетов первых серий – почти 600 километров в час, потолок – 9,5 километра. При всем том ему хватало для взлета и посадки полосы в 350 метров – схема с передней стойкой шасси оказалась очень удачной.

Однако некоторые «фишки» этой весьма спорной конструкции оборачивались недостатками: так как центр тяжести приходился почти точно на середину самолета, он обладал великолепной маневренностью, но при резком наборе высоты имел склонность к сваливанию на хвост и уходу в плоский штопор. Из-за специфической формы фюзеляжа его невозможно было посадить «на брюхо», а покидание самолета с парашютом превращалось в лотерею – иногда пилота «догонял» высоко расположенный стабилизатор с летальными для человека последствиями.

Избалованные англичане

Когда все «детские болезни» Р-39 были по максимуму вылечены, а неисправимым недостаткам придан вид неимоверных достоинств, новому самолету стали искать место применения. И тут оказалось, что в США его «пристроить» фактически невозможно. Американцы воевали преимущественно на морском ТВД, где даже 1500 километров дальности полета не особенно котировались. В качестве палубного штурмовика «Аэрокобра» тоже не годилась – посадочной полосой в 350 метров не обладали даже самые крупные авианосцы державы. Оставалось предложить его союзникам. И первые 170 «Аэрокобр» едва не отправились во Францию, которая успела капитулировать до того, как ей досталось такое счастье.

Американцы осуществили операцию «Редирект» (перенаправление), и конвой с самолетами прибыл в Великобританию, которая как раз в 1940 году вышла на пик воздушной битвы с нацистами. Вроде бы за такой подарок нужно в ноги кланяться, но асы королевских ВВС, избалованные практически идеальной аэродинамикой и мощностью «Спитфайров», отнеслись к подарку относительно прохладно. В то время они работали преимущественно в режиме ПВО и скороподъемность для них значила даже больше, чем дистанционная скорость и маневренность. И тут, конечно, «Спитфайр» с его классическим расположением двигателя был гораздо надежнее – летчику не требовалось каждую секунду думать о том, как бы не уйти в штопор. В итоге Р-39 все-таки повоевали над Ла-Маншем, и повоевали неплохо, но вторую партию англичане заказывать не стали.

Укрощение строптивой

У США остался один союзник, который остро нуждался в самолетах любых типов, – СССР. Уже в 1942 году наша страна получила 192 машины и почти миллион снарядов к ее пушке. После первых полетов мнения наших пилотов разделились. Одних подкупали мощность двигателя, скорость, маневренность, комфорт в кабине, обзор из нее в полете, на рулении и разбеге. И, конечно же, кожаная куртка, которая шла в комплекте с самолетом. Вторых настораживал и скудный боезапас пушки, и капризность в маневрировании.

С последним, впрочем, удалось вскоре разобраться, дело в том, что все опытные летчики советских ВВС перед войной прошли школу истребителя И-16, специфика пилотирования которого была очень схожа с «аэрокобровской». Припомнив это обстоятельство, Амет-Хан Султан, тот самый пилот, памятник которому стоит в начале проспекта Авиаторов в Ярославле, довольно быстро разработал наставления по пилотированию «Аэрокобры». После чего в войсках ее стали именовать исключительно «Беллочкой».

Кубанская этажерка

Над линией фронта, разделявшей советские и фашистские войска, «Bell P-39» оказалась практически идеальной машиной.

– К 1942 – 1943 годам практика использования авиации в боях СССР и Германии существенно изменилась, – поясняет заведующий отделом военной истории Ярославского музея-заповедника Михаил Кербиков. – У истребительной авиации остались две основные задачи. Первая – прикрытие своих войск на оперативно-тактической глубине фронта от бомбардировок противника и недопущение его воздушной разведки. Вторая – защита своих бомбардировщиков, транспортов и штурмовиков от атак немецких истребителей. Количество побед в воздушных боях – вне контекста решения этих задач – не было основным показателем эффективности действий советской истребительной авиации. В этом смысле понятен эффект от применения американских самолетов: их динамические качества в сочетании с массой залпа бортового оружия делали P-39 мощным фактором борьбы с бомбардировочной авиацией противника. Тут весьма замысловатая математика: попасть в бомбардировщик проще, чем в истребитель, а вот сбить – гораздо сложнее. Бомбардировщик, как правило, машина двухмоторная (если не брать «Юнкерс-87»), гораздо более живучая, чем одномоторный истребитель или штурмовик. Даже десяток пулевых пробоин иногда не нанесут большого урона его живучести. Но попадание 37-миллиметрового снаряда гарантированно выводило из строя любую машину Люфтваффе. А если учесть, что у «Bell P-39» имелись еще и два крупнокалиберных пулемета, то практически любое попадание очереди из бортового оружия этого самолета в любой другой самолет противника выводило его из строя.

Это не означает, что против немецких истребителей советские летчики на «Аэрокобрах» не воевали – от прикрытия своих бомбардировщиков и штурмовиков их никто не освобождал. Но с американским самолетом работала другая тактика. Разработал ее трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин. Эта тактика широко известна под названием «Кубанская этажерка» и была основана именно на хорошем обзоре из «Аэрокобры», ее «потолке» и динамических характеристиках. Раннее обнаружение истребителей противника и атака их с максимальной высоты приводили к тому, что пилоты бомбардировщиков иногда даже не догадывались, что за три-четыре минуты перед их прохождением определенного рубежа несколько немецких пилотов увидели звено «Аэрокобр». Последний раз в жизни…

Именно поэтому Покрышкин все время отказывался перевооружать свой полк на новые модели советских истребителей, хотя те не уступали, а по некоторым параметрам и превосходили P-39. Но чтобы воевать на них, пришлось бы менять тактику ведения боя, а в полку Покрышкина ею очень дорожили. Так и долетели до Победы на своих «Беллочках».
Автор: Анатолий Кононец

Комментарии

Другие новости раздела «Великой Победе посвящается»


Был Сталинград и Курская дуга Великой Победе посвящается  Был Сталинград и Курская дуга 16.04.2015 Приближается юбилей Победы, и союз поэтов при Городском совете ветеранов решил к этому великому празднику сделать фронтовикам необычный подарок – провел акцию «Стихотворение – фронтовику». Великой Победе посвящается  Первый тост - за дядюшку 05.05.2010 Алексей БУДАРИН готовил самолеты к бою. Во время Великой Отечественной войны совершали подвиги в воздушных боях летчики, штурманы, стрелки-радисты. Но и на земле самоотверженно трудились специалисты инженерно-технической службы, подготавливая боевые машины к полетам. Среди них был Алексей Алексеевич Бударин – кавалер ордена Красной Звезды, двух орденов Отечественной, двух медалей «За боевые заслуги», медали «За взятие Праги». Он прошел войну от рядового солдата до гвардии старшины. Меткий выстрел Алексей Бударин родом из старинного городка Торжок Калининской области, ныне Тверской. Когда началась война, Алексею было 16 лет. Он работал слесарем на обувной фабрике, куда пришел после окончания семилетки. Его старший брат ушел на фронт и погиб в первый же год войны.

Муниципальные правовые акты

Вы можете ознакомиться с муниципальными правовыми актами г. Ярославль.
Подробнее.

Свежий номер

Читать

Здесь могла быть ваша реклама

Пришлось ли вам корректировать планы на отпуск из-за эпидемии коронавируса?

От отпуска отказался из-за невозможности поехать за границу
1 (50%)

Отдыхать летом - это святое. Но пришлось срочно искать вариант отдыха в России
1 (50%)

Провожу отпуск так и там, как и планировал
0 (0%)

Летом в отпуск не хожу
0 (0%)

Связаться с редакцией
Приёмная:
+7 (4852) 30-76-08
Эл. почта:
Здесь могла быть ваша реклама