14:24
пятница,
19 апреля 2024 г.
9.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
7 ноября 2019

Опаленные войной (окончание)

Парк военной техники, расположенный около Музея боевой славы, формировался не один год. Первое орудие – ЗИС-3 образца 1942 года – привезено еще в 80-е годы.
Но большая часть техники поступила в музей уже в 2000-е из зенитно-ракетного и финансового училищ. Самый новый экспонат – боевая машина десанта БМД-1 – подарок десантников к 85-летию ВДВ в 2015 году.

– Советские инженеры-конструкторы военной техники и оружия не ставили перед собой цели прославиться или заработать денег. Все, что они делали, было направлено на защиту Родины, – рассказывает научный сотрудник отдела военной истории Ярославского музея-заповедника Сергей Плигин. – Многое из военной техники, которая сейчас находится у Музея боевой славы, стоит на вооружении до сих пор, ведь сегодняшняя российская армия – это преемница армии советской.

Одно из орудий, которое верой и правдой служит уже восемь десятков лет, можно увидеть слева от здания музея. Это 85-миллиметровое орудие образца 1939 года 52-К. Главной особенностью этого зенитного орудия была его универсальность: 52-К не только годилось для ведения огня по вражеским самолетам в годы Великой Отечественной войны, но и с успехом применялось в качестве противотанкового орудия, оно вело огонь по бронетехнике противника прямой наводкой. Именно это замечательное качество открыло еще одну роль в боевой карьере 85-миллиметровой «зенитки»: она послужила базой для создания танковых пушек. Хотя стрелять по танкам из самой 52-К все равно что палить из пушки по воробьям: ее стоимость в 20 раз превосходила стоимость ЗИС-3, и потеря такого орудия в бою была существенной. Однако к 1942 году, когда у немцев появились «Тигры», орудие 52-К было единственным, которое могло поражать эти танки. 85-миллиметровое орудие уверенно било «Тигров» с расстояния в километр.

С 1939 года до окончания Великой Отечественной войны советская промышленность выпустила 14 422 таких орудия. После снятия с вооружения на родине пушка широко поставлялась за рубеж. Несмотря на то что в этом году 52-К празднует 80-летие, орудие и сейчас в строю: используется как противолавинное в горах.

Между высокими тополями спрятался беспилотный самолет-разведчик «Стриж» (ТУ-141). Первый опытный экземпляр «Стрижа» совершил полет в декабре 1974 года. Выпускался беспилотник в течение десяти лет, с 1979 по 1989 год. «Стрижи» оснащались не только аэрофотоаппаратами, но и инфракрасными камерами, поэтому разведку и фотосъемку они могли выполнять в любое время суток.

– Беспилотные самолеты-разведчики «Стриж» выпускали на Украине, и службу они проходили на западе страны: в Прибалтике, Украине и Белоруссии, – рассказывает Сергей Плигин. – Всего «Стрижей» выпустили 152 штуки, и после распада СССР большая часть так и осталась по месту службы. Поэтому наш экземпляр – уникальный, возможно, единственный в России.

Мемориальный комплекс, расположенный слева от Музея боевой славы, подарили ярославские десантники. Он открыт четыре года назад в честь 85-летия Воздушно-десантных войск. Рядом с памятником генералу армии Герою Советского Союза Василию Маргелову на небольшом возвышении стоит БМД-1 – боевая машина десанта.

– Во время Великой Отечественной войны десант уже использовался, – говорит Сергей Плигин. – Десантников забрасывали на территорию противника, чтобы они захватили и удержали до прихода основных сил армии какие-
то ключевые точки. В то время десантники не имели тяжелой техники. После войны стали размышлять, как правильно использовать десант, и пришли к выводу, что нужно менять тактику, сделав десант не только мобильным, но и мощным подразделением. Появились БМД. Сначала техника десантировалась отдельно от экипажа, людям требовалось какое-то время, чтобы найти машину и привести ее в боевое положение. И вот в 1973 году советские десантники провели невероятный эксперимент: впервые в мировой истории экипаж десантировался внутри машины! Идея этого смелого эксперимента принадлежит легендарному командующему ВДВ Василию Маргелову, а в первом экипаже были Леонид Зуев и сын генерала армии Александр Маргелов. Эксперимент прошел успешно, и эта практика стала гордостью воздушно-десантных войск. Позднее на основе БМД-1 разрабатывались более современные машины.

Справа от Аллеи полководцев – три машины. Мальчишки, разглядывая их, всегда замирают от восторга и, невзирая на запреты, стараются залезть на них, чтобы разглядеть и потрогать каждую деталь. Первая машина – БТР-70 – бронетранспортер.

– После Великой Отечественной появилось целое семейство бронеавтомобилей, предназначенных для перевозки пехоты, – продолжает рассказ Сергей Плигин. – Наш БТР – машина второго поколения. Силуэт очень узнаваем, все современные БТРы так или иначе его повторяют. Экипажем были механик-водитель и наводчик пулемета. Вооружался БТР-70 крупнокалиберным пулеметом Владимирова и пулеметом Калашникова. Снаряды первого легко пробивали стены и переборки обычного жилого дома. Понятно, что ранений от такого пулемета быть не могло. БТР-70 оснащался двумя бензиновыми двигателями по простой причине: начинали производить БТРы на мощностях гражданской промышленности.

Казалось бы, два двигателя – вдвое больше поломок и техобслуживания. Однако во время военных действий в Афганистане эти машины показали себя отлично. Даже если один из моторов был разбит, БТР своим ходом мог добраться до расположения своей части.

Рядом с БТРом находится еще одна легенда советской армии – танк Т-54.

– Во время Великой Отечественной войны шла постоянная модернизация танков: на средние пытались ставить более мощные орудия и усилить броню, тяжелые танки старались максимально облегчить, сделать их более мобильными, – говорит Сергей Плигин. – В послевоенное время эти две линии эволюции танков сошлись в Т-54. Он сочетал в себе черты среднего и тяжелого танка. В фильмах о войне мы видим, как танки стреляют на ходу. На самом деле практически невозможно было таким способом попасть в цель. А вот на Т-54 можно: там установлены стабилизаторы в вертикальной и горизонтальной плоскостях. К тому же он оснащался инфракрасным прожектором и мог вести бой даже в темноте.

С конвейеров советских предприятий сошли 35 тысяч танков Т-54 – невероятное количество! Они принимали участие во всех военных конфликтах ХХ столетия.

Последний экспонат музея под открытым небом – реактивная система залпового огня «Град», внучка знаменитой «Катюши». После Великой Отечественной эффектные и эффективные «Катюши» продолжали модернизировать, увеличивая дальность полета снарядов и точность попадания. Итогом этой работы и стала РСЗО «Град».

– Вести огонь «Град» мог как залпом, так и одиночными выстрелами, – рассказывает Сергей Плигин. – По воспоминаниям ветеранов боевых действий, попасть под его огонь и остаться в живых было очень большой удачей. Самый яркий эпизод применения этого орудия был в 1969 году в пограничном конфликте на острове Даманский. Лишь один залп «Града» поставил точку в этом советско-китайском конфликте. Официально РСЗО «Град» было выпущено 10 тысяч штук. До сих пор они применяются как в Российской армии, так и в армиях стран бывшего советского пространства.

Завершает экспозицию под открытым небом самый новый мемориальный комплекс. Он посвящен пограничникам всех поколений и создан по инициативе ярославских ветеранов погранвойск. В конце октября 2018 года там был установлен бюст Героя Советского Союза генерала армии Вадима Матросова, возглавлявшего пограничные войска более 17 лет.

Музей боевой славы и экспозиция военной техники под открытым небом постоянно пополняются новыми экспонатами. Сейчас музей готовится к 75-летию Победы: к маю следующего года ярославцы увидят его обновленным.
Автор: Ирина Штольба

Комментарии

Другие новости раздела «Великой Победе посвящается»

Читать