7 ноября 2019
Опаленные войной (окончание)
Парк военной техники, расположенный около Музея боевой славы, формировался не один год. Первое орудие – ЗИС-3 образца 1942 года – привезено еще в 80-е годы.
Но большая часть техники поступила в музей уже в 2000-е из зенитно-ракетного и финансового училищ. Самый новый экспонат – боевая машина десанта БМД-1 – подарок десантников к 85-летию ВДВ в 2015 году.
– Советские инженеры-конструкторы военной техники и оружия не ставили перед собой цели прославиться или заработать денег. Все, что они делали, было направлено на защиту Родины, – рассказывает научный сотрудник отдела военной истории Ярославского музея-заповедника Сергей Плигин. – Многое из военной техники, которая сейчас находится у Музея боевой славы, стоит на вооружении до сих пор, ведь сегодняшняя российская армия – это преемница армии советской.
Одно из орудий, которое верой и правдой служит уже восемь десятков лет, можно увидеть слева от здания музея. Это 85-миллиметровое орудие образца 1939 года 52-К. Главной особенностью этого зенитного орудия была его универсальность: 52-К не только годилось для ведения огня по вражеским самолетам в годы Великой Отечественной войны, но и с успехом применялось в качестве противотанкового орудия, оно вело огонь по бронетехнике противника прямой наводкой. Именно это замечательное качество открыло еще одну роль в боевой карьере 85-миллиметровой «зенитки»: она послужила базой для создания танковых пушек. Хотя стрелять по танкам из самой 52-К все равно что палить из пушки по воробьям: ее стоимость в 20 раз превосходила стоимость ЗИС-3, и потеря такого орудия в бою была существенной. Однако к 1942 году, когда у немцев появились «Тигры», орудие 52-К было единственным, которое могло поражать эти танки. 85-миллиметровое орудие уверенно било «Тигров» с расстояния в километр.
С 1939 года до окончания Великой Отечественной войны советская промышленность выпустила 14 422 таких орудия. После снятия с вооружения на родине пушка широко поставлялась за рубеж. Несмотря на то что в этом году 52-К празднует 80-летие, орудие и сейчас в строю: используется как противолавинное в горах.
Между высокими тополями спрятался беспилотный самолет-разведчик «Стриж» (ТУ-141). Первый опытный экземпляр «Стрижа» совершил полет в декабре 1974 года. Выпускался беспилотник в течение десяти лет, с 1979 по 1989 год. «Стрижи» оснащались не только аэрофотоаппаратами, но и инфракрасными камерами, поэтому разведку и фотосъемку они могли выполнять в любое время суток.
– Беспилотные самолеты-разведчики «Стриж» выпускали на Украине, и службу они проходили на западе страны: в Прибалтике, Украине и Белоруссии, – рассказывает Сергей Плигин. – Всего «Стрижей» выпустили 152 штуки, и после распада СССР большая часть так и осталась по месту службы. Поэтому наш экземпляр – уникальный, возможно, единственный в России.
Мемориальный комплекс, расположенный слева от Музея боевой славы, подарили ярославские десантники. Он открыт четыре года назад в честь 85-летия Воздушно-десантных войск. Рядом с памятником генералу армии Герою Советского Союза Василию Маргелову на небольшом возвышении стоит БМД-1 – боевая машина десанта.
– Во время Великой Отечественной войны десант уже использовался, – говорит Сергей Плигин. – Десантников забрасывали на территорию противника, чтобы они захватили и удержали до прихода основных сил армии какие-
то ключевые точки. В то время десантники не имели тяжелой техники. После войны стали размышлять, как правильно использовать десант, и пришли к выводу, что нужно менять тактику, сделав десант не только мобильным, но и мощным подразделением. Появились БМД. Сначала техника десантировалась отдельно от экипажа, людям требовалось какое-то время, чтобы найти машину и привести ее в боевое положение. И вот в 1973 году советские десантники провели невероятный эксперимент: впервые в мировой истории экипаж десантировался внутри машины! Идея этого смелого эксперимента принадлежит легендарному командующему ВДВ Василию Маргелову, а в первом экипаже были Леонид Зуев и сын генерала армии Александр Маргелов. Эксперимент прошел успешно, и эта практика стала гордостью воздушно-десантных войск. Позднее на основе БМД-1 разрабатывались более современные машины.
Справа от Аллеи полководцев – три машины. Мальчишки, разглядывая их, всегда замирают от восторга и, невзирая на запреты, стараются залезть на них, чтобы разглядеть и потрогать каждую деталь. Первая машина – БТР-70 – бронетранспортер.
– После Великой Отечественной появилось целое семейство бронеавтомобилей, предназначенных для перевозки пехоты, – продолжает рассказ Сергей Плигин. – Наш БТР – машина второго поколения. Силуэт очень узнаваем, все современные БТРы так или иначе его повторяют. Экипажем были механик-водитель и наводчик пулемета. Вооружался БТР-70 крупнокалиберным пулеметом Владимирова и пулеметом Калашникова. Снаряды первого легко пробивали стены и переборки обычного жилого дома. Понятно, что ранений от такого пулемета быть не могло. БТР-70 оснащался двумя бензиновыми двигателями по простой причине: начинали производить БТРы на мощностях гражданской промышленности.
Казалось бы, два двигателя – вдвое больше поломок и техобслуживания. Однако во время военных действий в Афганистане эти машины показали себя отлично. Даже если один из моторов был разбит, БТР своим ходом мог добраться до расположения своей части.
Рядом с БТРом находится еще одна легенда советской армии – танк Т-54.
– Во время Великой Отечественной войны шла постоянная модернизация танков: на средние пытались ставить более мощные орудия и усилить броню, тяжелые танки старались максимально облегчить, сделать их более мобильными, – говорит Сергей Плигин. – В послевоенное время эти две линии эволюции танков сошлись в Т-54. Он сочетал в себе черты среднего и тяжелого танка. В фильмах о войне мы видим, как танки стреляют на ходу. На самом деле практически невозможно было таким способом попасть в цель. А вот на Т-54 можно: там установлены стабилизаторы в вертикальной и горизонтальной плоскостях. К тому же он оснащался инфракрасным прожектором и мог вести бой даже в темноте.
С конвейеров советских предприятий сошли 35 тысяч танков Т-54 – невероятное количество! Они принимали участие во всех военных конфликтах ХХ столетия.
Последний экспонат музея под открытым небом – реактивная система залпового огня «Град», внучка знаменитой «Катюши». После Великой Отечественной эффектные и эффективные «Катюши» продолжали модернизировать, увеличивая дальность полета снарядов и точность попадания. Итогом этой работы и стала РСЗО «Град».
– Вести огонь «Град» мог как залпом, так и одиночными выстрелами, – рассказывает Сергей Плигин. – По воспоминаниям ветеранов боевых действий, попасть под его огонь и остаться в живых было очень большой удачей. Самый яркий эпизод применения этого орудия был в 1969 году в пограничном конфликте на острове Даманский. Лишь один залп «Града» поставил точку в этом советско-китайском конфликте. Официально РСЗО «Град» было выпущено 10 тысяч штук. До сих пор они применяются как в Российской армии, так и в армиях стран бывшего советского пространства.
Завершает экспозицию под открытым небом самый новый мемориальный комплекс. Он посвящен пограничникам всех поколений и создан по инициативе ярославских ветеранов погранвойск. В конце октября 2018 года там был установлен бюст Героя Советского Союза генерала армии Вадима Матросова, возглавлявшего пограничные войска более 17 лет.
Музей боевой славы и экспозиция военной техники под открытым небом постоянно пополняются новыми экспонатами. Сейчас музей готовится к 75-летию Победы: к маю следующего года ярославцы увидят его обновленным.
– Советские инженеры-конструкторы военной техники и оружия не ставили перед собой цели прославиться или заработать денег. Все, что они делали, было направлено на защиту Родины, – рассказывает научный сотрудник отдела военной истории Ярославского музея-заповедника Сергей Плигин. – Многое из военной техники, которая сейчас находится у Музея боевой славы, стоит на вооружении до сих пор, ведь сегодняшняя российская армия – это преемница армии советской.
Одно из орудий, которое верой и правдой служит уже восемь десятков лет, можно увидеть слева от здания музея. Это 85-миллиметровое орудие образца 1939 года 52-К. Главной особенностью этого зенитного орудия была его универсальность: 52-К не только годилось для ведения огня по вражеским самолетам в годы Великой Отечественной войны, но и с успехом применялось в качестве противотанкового орудия, оно вело огонь по бронетехнике противника прямой наводкой. Именно это замечательное качество открыло еще одну роль в боевой карьере 85-миллиметровой «зенитки»: она послужила базой для создания танковых пушек. Хотя стрелять по танкам из самой 52-К все равно что палить из пушки по воробьям: ее стоимость в 20 раз превосходила стоимость ЗИС-3, и потеря такого орудия в бою была существенной. Однако к 1942 году, когда у немцев появились «Тигры», орудие 52-К было единственным, которое могло поражать эти танки. 85-миллиметровое орудие уверенно било «Тигров» с расстояния в километр.
С 1939 года до окончания Великой Отечественной войны советская промышленность выпустила 14 422 таких орудия. После снятия с вооружения на родине пушка широко поставлялась за рубеж. Несмотря на то что в этом году 52-К празднует 80-летие, орудие и сейчас в строю: используется как противолавинное в горах.
Между высокими тополями спрятался беспилотный самолет-разведчик «Стриж» (ТУ-141). Первый опытный экземпляр «Стрижа» совершил полет в декабре 1974 года. Выпускался беспилотник в течение десяти лет, с 1979 по 1989 год. «Стрижи» оснащались не только аэрофотоаппаратами, но и инфракрасными камерами, поэтому разведку и фотосъемку они могли выполнять в любое время суток.
– Беспилотные самолеты-разведчики «Стриж» выпускали на Украине, и службу они проходили на западе страны: в Прибалтике, Украине и Белоруссии, – рассказывает Сергей Плигин. – Всего «Стрижей» выпустили 152 штуки, и после распада СССР большая часть так и осталась по месту службы. Поэтому наш экземпляр – уникальный, возможно, единственный в России.
Мемориальный комплекс, расположенный слева от Музея боевой славы, подарили ярославские десантники. Он открыт четыре года назад в честь 85-летия Воздушно-десантных войск. Рядом с памятником генералу армии Герою Советского Союза Василию Маргелову на небольшом возвышении стоит БМД-1 – боевая машина десанта.
– Во время Великой Отечественной войны десант уже использовался, – говорит Сергей Плигин. – Десантников забрасывали на территорию противника, чтобы они захватили и удержали до прихода основных сил армии какие-
то ключевые точки. В то время десантники не имели тяжелой техники. После войны стали размышлять, как правильно использовать десант, и пришли к выводу, что нужно менять тактику, сделав десант не только мобильным, но и мощным подразделением. Появились БМД. Сначала техника десантировалась отдельно от экипажа, людям требовалось какое-то время, чтобы найти машину и привести ее в боевое положение. И вот в 1973 году советские десантники провели невероятный эксперимент: впервые в мировой истории экипаж десантировался внутри машины! Идея этого смелого эксперимента принадлежит легендарному командующему ВДВ Василию Маргелову, а в первом экипаже были Леонид Зуев и сын генерала армии Александр Маргелов. Эксперимент прошел успешно, и эта практика стала гордостью воздушно-десантных войск. Позднее на основе БМД-1 разрабатывались более современные машины.
Справа от Аллеи полководцев – три машины. Мальчишки, разглядывая их, всегда замирают от восторга и, невзирая на запреты, стараются залезть на них, чтобы разглядеть и потрогать каждую деталь. Первая машина – БТР-70 – бронетранспортер.
– После Великой Отечественной появилось целое семейство бронеавтомобилей, предназначенных для перевозки пехоты, – продолжает рассказ Сергей Плигин. – Наш БТР – машина второго поколения. Силуэт очень узнаваем, все современные БТРы так или иначе его повторяют. Экипажем были механик-водитель и наводчик пулемета. Вооружался БТР-70 крупнокалиберным пулеметом Владимирова и пулеметом Калашникова. Снаряды первого легко пробивали стены и переборки обычного жилого дома. Понятно, что ранений от такого пулемета быть не могло. БТР-70 оснащался двумя бензиновыми двигателями по простой причине: начинали производить БТРы на мощностях гражданской промышленности.
Казалось бы, два двигателя – вдвое больше поломок и техобслуживания. Однако во время военных действий в Афганистане эти машины показали себя отлично. Даже если один из моторов был разбит, БТР своим ходом мог добраться до расположения своей части.
Рядом с БТРом находится еще одна легенда советской армии – танк Т-54.
– Во время Великой Отечественной войны шла постоянная модернизация танков: на средние пытались ставить более мощные орудия и усилить броню, тяжелые танки старались максимально облегчить, сделать их более мобильными, – говорит Сергей Плигин. – В послевоенное время эти две линии эволюции танков сошлись в Т-54. Он сочетал в себе черты среднего и тяжелого танка. В фильмах о войне мы видим, как танки стреляют на ходу. На самом деле практически невозможно было таким способом попасть в цель. А вот на Т-54 можно: там установлены стабилизаторы в вертикальной и горизонтальной плоскостях. К тому же он оснащался инфракрасным прожектором и мог вести бой даже в темноте.
С конвейеров советских предприятий сошли 35 тысяч танков Т-54 – невероятное количество! Они принимали участие во всех военных конфликтах ХХ столетия.
Последний экспонат музея под открытым небом – реактивная система залпового огня «Град», внучка знаменитой «Катюши». После Великой Отечественной эффектные и эффективные «Катюши» продолжали модернизировать, увеличивая дальность полета снарядов и точность попадания. Итогом этой работы и стала РСЗО «Град».
– Вести огонь «Град» мог как залпом, так и одиночными выстрелами, – рассказывает Сергей Плигин. – По воспоминаниям ветеранов боевых действий, попасть под его огонь и остаться в живых было очень большой удачей. Самый яркий эпизод применения этого орудия был в 1969 году в пограничном конфликте на острове Даманский. Лишь один залп «Града» поставил точку в этом советско-китайском конфликте. Официально РСЗО «Град» было выпущено 10 тысяч штук. До сих пор они применяются как в Российской армии, так и в армиях стран бывшего советского пространства.
Завершает экспозицию под открытым небом самый новый мемориальный комплекс. Он посвящен пограничникам всех поколений и создан по инициативе ярославских ветеранов погранвойск. В конце октября 2018 года там был установлен бюст Героя Советского Союза генерала армии Вадима Матросова, возглавлявшего пограничные войска более 17 лет.
Музей боевой славы и экспозиция военной техники под открытым небом постоянно пополняются новыми экспонатами. Сейчас музей готовится к 75-летию Победы: к маю следующего года ярославцы увидят его обновленным.
Автор: Ирина Штольба
Другие новости раздела «Великой Победе посвящается»
Великой Победе посвящается
03 сентября 2023
Мемориал «Память наших сердец» открыли в Ярославле
Свежий номер
Великой Победе посвящается
11 сентября 2019
Солдат призыва 43-го
Свежий номер
Великой Победе посвящается
28 июня 2017
Улицы огненных лет
Свежий номер
Великой Победе посвящается
29 января 2020
Дети блокадного Ленинграда
Свежий номер
Великой Победе посвящается
04 сентября 2019
Бросай портфель и иди молотить
Свежий номер
Великой Победе посвящается
03 апреля 2019
На страже порядка: о чем говорят архивные документы
Комментарии