– Елена, вы уже много лет живете и работаете в Москве. Но большая часть вашей жизни прошла в Ярославле. Связь с малой родиной не потеряли?
– Нет, конечно. Я очень люблю Ярославль и часто бываю в родном городе. Здесь я окончила 12-ю школу, пединститут, здесь у меня много друзей.
– В школе самым любимым предметом была, наверное, литература…
– Я хорошо училась, мне легко давались все предметы. И литературу, конечно, любила. Сочинения любила писать. Но… больше на свободную тему. Учительница мои работы зачитывала перед всем классом, это было очень приятно. А вот с сочинениями по произведениям русской литературы было сложнее. Ну не нравилось мне переписывать учебник, разбавляя все это цитатами Белинского. У меня были свои мысли, их я и хотела излагать. Так и получилось, что интерес к литературе как-то подугас.
– К литературе как к предмету или к книгам вообще?
– Нет, не к книгам. Читать я всегда любила и в библиотеке была частым гостем. Читала даже по ночам – с фонариком под одеялом. В детстве нравились сказки Андерсена, книги Александра Волкова о героях Изумрудного города и романы-сказки Николая Носова о Незнайке. Особенно почему-то «Незнайка на Луне». В старших классах зачитывалась Драйзером, Айзеком Азимовым. А «Мастера и Маргариту» Михаила Булгакова и сейчас перечитываю с большим удовольствием.
– А сказки вы начали писать в Москве или еще в Ярославле?
– В Ярославле. Первую сказку, помню, я сочинила в дороге. Дело было летом. Мы с дочкой ездили на дачу, а от станции надо было идти километра три по лесной дорожке. Для четырехлетнего ребенка это серьезное расстояние, и надо было чем-то ее увлечь. И мы в дороге сочинили сказку. Потом еще одну и еще… И я их записала. В то время я работала в областной газете «Золотое кольцо», они там и были опубликованы на детской страничке.
– Но на этом сказка не закончилась…
– Не закончилась. Родилась вторая дочь. Мы переехали в Москву. Я оказалась оторванной от всех – от мамы, от друзей. Сидела дома с двумя детьми. Но как человек деятельный, думающий, я хотела реализоваться не только в семье. Я написала еще сказки – про бычка Васю, про лето на даче. И отправила их в московские детские журналы. Вы знаете, как-то все сразу получилось. Их очень быстро напечатали. А буквально через неделю мне позвонили из издательства и предложили издать мои произведения одной книгой. Оказалось, художник, который иллюстрировал мои сказки в журнале, сотрудничал и с издательством. В общем, где-то через месяц вышла моя первая книга. Вот так волшебно и невероятно все получилось.
Дальше – больше. Мои сказки начали звучать и на телеканале «Держава» в передаче «Шишкин лес», это аналог «Спокойной ночи, малыши». По моим книгам ставили радиоспектакли. Сейчас уже вышло более сорока спектаклей на «Детском радио». Издано более пятидесяти книг, и не только на русском языке. А буквально в конце прошлого года вышла моя большая, очень красочная книга «Самый лучший Новый год». К весне должна быть издана еще одна книга моих сказок, в планах – издание романа для подростков. В общем, есть ощущение, что я занимаюсь своим делом.
– Елена, а кто ваши первые читатели или слушатели?
– Сначала это были мои дети. Я писала для них, и мои сказки взрослели вместе с ними. Сначала были короткие истории для двухлетней девочки, потом для 5-летней, потом для школьницы. Сейчас дочери выросли, и мои сказки слушает уже моя внучка. К примеру, я только что закончила детективную сказку «Щенок по имени Радуга» – про щенка-пуделя, который решил, что он настоящая полицейская овчарка, и распутывает самые запутанные дела детского сада. Книга еще не вышла, но внучке она очень понравилась.
– Как вы придумываете героев своих сказок?
– Героев моих сказок можно встретить в обычном лесу, в поле и даже во дворе – это лисенок, зайчонок, это белая лошадка, это девочка, которая живет недалеко, это ягодка на садовом участке и гриб на поляне… К ним просто надо повнимательней приглядеться и пофантазировать. Сказка очень хорошо развивает воображение.
– Но у современных детей свои герои, и не всегда они добрые.
– В моих сказках нет злых персонажей, в них нет конфликта. Наверное, они учат не тому, как побеждать зло, они учат другому – дружить, приходить на выручку тем, кто в беде, помогать тому, кто слабее…
– Сейчас дети говорят на своем языке. Их даже родители не всегда понимают. Вы используете, скажем так, сленговые словечки в книгах или все-таки стараетесь своих читателей поднять до уровня правильного, красивого, богатого русского языка?
– Нет, я не опускаюсь до сленга, я пишу так, как чувствую, может, лишь иногда беру словечки, которые мне понравились, на вооружение. Сказка должна давать ребенку образец русского литературного языка, сказка развивает не только воображение, но и речь ребенка. Так пусть эта речь будет правильной.
– А в чем еще прелесть сказки?
– Сказка может помочь ребенку найти выход из непростой жизненной ситуации. В арт-терапии есть такое направление, как сказкотерапия. Суть метода в том, чтобы через встречу со сказкой ребенок иначе посмотрел на свои проблемы и нашел выход. Например, малыш должен перейти в новый детский сад. Это всегда непросто. Ему трудно справиться, и ему надо помочь. Можно прочитать ему сказку, где у героя похожая ситуация. Ребенок слушает сказку и присоединяется. Ему проще побыть в этой истории, чем в своих чувствах, потому что он ощущает себя в безопасности. Например, в моей сказке «Волшебные краски, или Необыкновенные приключения Алес и Крылохвостика в Чудесном лесу» девочка Алес попадает из своей деревушки, где она прожила все жизнь, в Чудесный лес. У нее появляются новые друзья, у нее новые переживания и интересные приключения. Родители, прочитав ребенку эту сказку, могут задать ему вопросы по ней. И малыш может порадоваться за Алес и понять, что на новом месте жизнь не заканчивается, наоборот, случаются новые радостные встречи, появляются новые возможности. Дети еще не умеют справляться со своими переживаниями, как взрослые, а через сказку они могут увидеть все хорошее, что может произойти с ними. И тогда малышу не захочется грустить. С одной стороны, ситуация похожа на его собственную, а с другой – эта история не про него, значит, он в безопасности. Это же просто сказка.
– Елена, детский писатель и взрослый писатель – это два разных человека? Каким качеством, на ваш взгляд, должен обладать тот, кто пишет для детей?
– На мой взгляд, писать для детей сложнее, чем для взрослых. И уж точно это более ответственное занятие. Детский писатель формирует личность ребенка, его мировоззрение. Ну и главное отличие – детский писатель всегда в чем-то и сам остается ребенком. Он умеет искренне радоваться, умеет удивляться и удивлять.
Комментарии