22:41
четверг,
23 мая 2024 г.
11.62
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
13 ноября 2013

Денис Чарондин: Мир движется к цивилизованному рынку

Управление развития потребительского рынка, предпринимательства и туризма – одно из наиболее широкомасштабных подразделений в мэрии Ярославля. Его сфера ответственности затрагивает интересы практически каждого ярославца.

Более того, сотрудники этого управления занимаются защитой интересов жителей других городов и даже стран, у которых еще только появляется желание посетить наш город. На днях мы побеседовали с начальником этого управления Денисом Чарондиным за традиционной чашкой чая в редакции газеты «Городские новости».

  – Денис Вячеславович, на самом деле не кажется ли вам, что управление, которым вы руководите, подобно тому возу, что пытались сдвинуть с места герои известной басни Крылова. Поддержка предпринимательства и контроль потребительского рынка  хоть  и два разнонаправленных процесса, но они, по крайней мере, располагаются на одной «оси координат». Так тут же еще и туризм, а это уже совсем отдельная сфера деятельности…
   – На самом деле туризм вполне логично укладывается в сферу наших полномочий. Дело в том, что практически вся туристическая инфраструктура Ярославля – объекты малого и среднего бизнеса. Я имею в виду прежде всего гостиницы, предприятия общественного питания, бизнесменов, торгующих сувенирной продукцией и цветами, и ряд частных фирм, организующих въездной туризм. Скажу больше, именно в Ярославле такая организация выглядит наиболее логично и способна работать продуктивнее всего. Все дело в уникальности нашего города. Подавляющее большинство объектов наследия ЮНЕСКО
в России – это именно отдельные здания, памятники или некоторые природно-исторические ландшафты. Зон ЮНЕСКО, да еще таких, которые бы включали в себя жилые кварталы, в нашей стране практически нет.  В этом притягательность нашего города для туристов (особенно зарубежных) и в этом же сложность организации и одновременного повышения эффективности малого и среднего бизнеса.
 

– Вы имеете в виду невозможность организации здесь пунктов стационарной торговли?
   – Тут  дело даже не в невозможности ее как таковой, здесь же могут работать нестационарные торговые точки размером не более чем полтора на полтора метра. Может быть организовано общественное питание в передвижных павильонах. Работают пункты проката велосипедов или роликовых коньков… Самое главное для нас – найти золотую середину. С точки зрения формальных требований ЮНЕСКО
было бы логично запретить всю торговлю в ее зоне – но тогда любому гостю нашего города пришлось бы в одном месте знакомиться с достопримечательностями Ярославля  и в другом покупать сувенирную продукцию, например, или цветы. Естественно, это стало бы препятствием для увеличения туристического потока. Предприниматели с огромным удовольствием торговали бы в историческом центре без всех ограничений, но тогда за их ларьками и магазинами мы рисковали бы потерять все обаяние исторического центра нашего древнего города. Что показательно – с теми же негативными последствиями для въездного туризма.

  – Интересно, сами предприниматели это понимают?
   – Вот именно упомянутый нами аспект организации торговли в минувшие пару лет стали осознавать многие из них. Но если говорить о правовой культуре вообще, то расслоение сообщества малого и среднего бизнеса так и не удается преодолеть. Часть предпринимателей готовы работать по новым законам, направленным прежде всего на оздоровление общества в социальном и физическом аспекте (это касается в первую очередь ограничений на торговлю алкоголем и табаком). Другую часть по-прежнему волнует только вопрос личной прибыли. Они с готовностью идут на штрафы и другие санкции, но продолжают считать себя «в своем праве» торговать так, чтобы законы не мешали им извлекать прибыль с максимальным процентом. Который, заметим, чаще всего перекрывает потери от возможных санкций…  

  – У вас достаточно полномочий, чтобы  все-таки отстаивать интересы закона?
   – Если мы с вами говорим о пресечении торговли алкоголем в неурочное время или продажи несовершеннолетним – здесь мы отстаиваем закон и интересы граждан вместе с правоохранительными органами. Иногда, к примеру, если мы говорим о незаконно размещенных временных сооружениях, мы вынуждены действовать самостоятельно. Показательны в этом смысле дни перед 8 Марта, когда ларьки вырастают по всему городу быстрее грибов. Буквально в ночь на означенную дату в одном только районе города может появиться до десяти-двенадцати таких «торговых точек». Самое главное, что их хозяевам даже в голову не придет что-то там регистрировать… Зачем? Ларек (вместе со всеми затратами) обойдется в двадцать, допустим, тысяч рублей, а прибыли (только за один день) принесет все пятьдесят. Потом его можно просто бросить, даже не заботясь об утилизации и демонтаже… Я привожу этот пример, чтобы показать, борьба с незаконными временными сооружениями – это не штучные эпизоды, а планомерная и сложная работа.

  – Что теряет город от этой «самодеятельности»?
   – Ответ прост – многое. Первое – налоги в городскую казну, которая на сегодняшний день очень нуждается в наполнении. Кроме того,  теряют в прибыли законопослушные бизнесмены, у которых эти мошенники уводят покупателей. К тому же «партизаны» экономят не только на налогах… Как правило, персонал свой они трудоустраивают без регистрации и расплачиваются с ним без банковской составляющей. Плата за электро-
энергию и землю не поступает в казну города. Их товар чаще всего сомнительного качества (контрафактным алкоголем, например, забиты все склады УМВД, с представителями которого мы регулярно проводим рейды). Кроме того, из-за всего перечисленного возникает демпинг – цены у «левака», как правило, ниже, чем у честно торгующего бизнесмена… Поймите,  речь идет не только о том, чтобы вернуть городу причитающиеся ему деньги. Не менее важно, чтобы те, кто работает в правовом поле, не разорялись из-за недобросовестной конкуренции. В этом смысле мы защищаем малый бизнес.

  – Насколько известно, помимо этого существуют городские программы прямой помощи предпринимателям. Вот о том, что в них изменилось в последнее время, хотелось бы услышать подробнее.
   – Во-первых, существует патентная система, которая позволяет отчасти снять налоговую нагрузку с предпринимателя и сэкономить его время на подготовку документов и отчетов. Человек, грубо говоря, покупает «проездной» на все налоги на год. Это позволяет ему как минимум сэкономить на бухгалтере. А по большому счету сохраняется масса времени и нервов. Но наши предприниматели – уникальные люди. Если у них уже имеется отработанная система ухода от налогов, они предпочитают пользоваться ею, но не переходить на тот законный способ их оптимизации, который предлагает власть.

  – И все-таки о прямой помощи. Осталась ли схема свое-
образных «подъемных» для начинающих новый бизнес предпринимателей?
   – Если говорить о налогах, то со стороны муниципальной власти налоговое бремя не увеличилось. Если вопросы есть, то они скорее относятся к региону и Федерации. Что касается «подъемных», а точнее, выделения субсидии,  то в этом направлении система взаимодействия с предпринимателями изменилась. К примеру, до недавнего времени  предприниматель мог получить деньги под определенный проект. То есть до его реализации. Сегодня мы предлагаем вариант возмещения понесенных затрат. Одна из наиболее распространенных форм получения такой субсидии – приобретение оборудования. Если раньше для получения субсидии нужен был лишь бизнес-план, то теперь бизнесмен приобретает оборудование, а затем в течение года может обратиться к нам и получить до пятисот тысяч рублей компенсации. Объем зависит от масштабов затрат – до половины от израсходованной суммы, но не более упомянутого полумиллиона рублей.

   Произошло так потому, что при прежней схеме довольно часто прослеживалось нецелевое использование полученных денег. И сегодня некоторые из них приходится отсуживать, что непросто и в финансовом, и в кадровом смысле. Кстати, и при новой системе нам приходится держать ухо востро: есть примеры того, когда  предприниматель покупал кожух от станка и пытался под это дело получить субсидию. Приходится проверять реальное положение дел, прежде чем помогать предпринимателям. Да, здесь есть определенный элемент бдительности с нашей стороны. Но если ее не будет, мы рискуем попасть в хорошо знакомую многим ситуацию, когда торговля чуть ли не с земли охватила весь Ярославль… Базар – это, конечно, экзотика. Но мир-то движется к цивилизованному рынку.
Анатолий КОНОНЕЦ
Фото Сергея ШУБКИНА

Автор: Ольга Скробина

Комментарии

Другие новости раздела «Экономика»

Читать