12:56
пятница,
26 апреля 2024 г.
14.95
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
10 февраля 2016

Под лежачий камень вода не течет, или В поисках работы

…В музее истории Барселоны стоит неприметная скульптура. На небольшом постаменте возвышается молодой мужчина с двумя чемоданами в руках. Голова его повернута немного в сторону, туда, где остались его родные, дом, семья. Это памятник гастарбайтеру. На табличке рядом написано: «На заработки».

Мы даже купили квартиру!

Сегодня для Европы, где границы между странами практически отсутствуют, уезжать далеко от дома в поисках работы дело для многих привычное. Впрочем, с недавних пор и у нас в Ярославле появилось немало тех, кто не боится крутых перемен.
Первыми дорогу в столицу проторили люди, владеющие оружием. Они пополнили отряды многочисленных охранных фирм.
– Я мобилизовался из армии и устроился на моторный завод, где и работал раньше, – рассказывает Сергей. – Заработки были не ах, да и чувствовалось, что предприятие угасает. А тут позвонил друг, с которым вместе служили, он из Александрова. Они с приятелями в одной московской охранной фирме работали, вот и позвали меня к себе. Режим был такой – сутки охраняешь, трое отдыхаешь. Платили отлично, раза в три больше, чем на заводе.  
Месяцев семь я в столице прожил и вдруг письмо получаю от зазнобы своей бывшей, мол, прости, не права была. Я ей в ответ – если любишь, приезжай ко мне. Она и приехала. Вскоре мы поженились. Маша в магазин косметики устроилась продавцом и стала не меньше меня зарабатывать.
Сегодня, конечно, и в Москве с работой стало не очень, у нас многих молодых сократили, остались самые опытные. Сократились и доходы, но мы домой к родителям в Ярославль приезжаем, с друзьями встречаемся и понимаем – решение перебраться в Москву было правильным. У них с работой-то совсем плохо.
А мы даже сумели купить квартирку в Подмосковье, не хоромы, но вполне ничего. Очень хочется верить, что кризис этот закончится, жизнь наладится, и мы с Машей родим сына, а потом дочку…

Деньги требуют жертв

Анатолий в отличие от Сергея не сразу решил перебраться в Москву. Год он подрабатывал дежурантом в одной из московских частных клиник. Там за две смены молодому доктору платили столько, сколько в ярославской больнице он не получал и за месяц. Однако увольняться с постоянного места работы парень не спешил. К тому времени Анатолий был уже женат, в семье подрастала маленькая дочурка. Да и жена была категорически против переезда в столицу.
Вскоре Анатолию сделали предложение, от которого отказаться было просто неразумно, – его пригласили в штат той клиники, где он подрабатывал. Владельцы ее, немецкие предприниматели, управляли сетью подобных учреждений, расположенных не только в Москве, но и в большинстве европейских стран. Перспективы для молодого человека открывались радужные, одна из них – возможность стажироваться в Германии. Конечно, и зарплата здесь была достойной.
Но в этой жизни платить приходится за все – пять лет он фактически не видел ни жену, ни дочку. В Ярославль приезжал на день-другой два раза в месяц. Несколько раз они с женой готовы были принять окончательное решение о разводе, но…
Сегодня они по-прежнему вместе, живут в Москве, девочка учится в школе. Однако как все сложится дальше, сказать сложно.

Скоро сказка сказывается…

Ежегодно из региона в поисках лучшей доли уезжают около тридцати тысяч человек. Но и в Ярославль из малых городов, сел, других областей и республик России, дальнего и ближнего зарубежья приезжают практически столько же.
Однако это только в сказках герои быстро получают все, к чему стремятся. Чтобы решиться на поиск работы в областном центре или в столице, надо иметь надежный запас прочности – во-первых, нужны деньги на то, чтобы снять жилье, дожить до первой зарплаты, а во-вторых, необходимо не только привыкнуть к новой обстановке, но и научиться чувствовать себя в ней комфортно. Кстати, именно последнее условие многих и ломает. Как ни крути, но в провинции ритм жизни другой.
Добавим еще, что в отличие от европейских городов российские не очень приспособлены к приему трудовых мигрантов. У нас катастрофически мало дешевых гостиниц, где можно остановиться на месяц-другой, да и рынок съемного жилья весьма своеобразен. Нередко возникают вопросы и с регистрацией по месту жительства, устройством детей в детские сады, получением медицинской помощи. Но несмотря на все трудности, желающих покорить и столицу, и Ярославль меньше не становится.

Легки на подъем?

До недавних пор в Москве и Санкт-Петербурге без труда находили себе работу представители творческих профессий. В эти города ехали также журналисты, медики, строители, системные администраторы, психологи, педагоги... Даже в кризисные 2008 – 2010 годы эти специалисты были востребованы. Может быть, именно поэтому у столичных работодателей и сформировалось мнение о том, что ярославцы весьма мобильны, и, если им предложить высокооплачиваемую работу, они охотно распрощаются с привычным жизненным укладом.
– Это абсолютно не соответствует действительности! – говорит Виктория Падерина, заместитель директора КЗУ ЯО «Центр занятости населения города Ярославля». – Явно желаемое выдается за действительное.
В нашем городе нередко высаживаются десанты кадровых служб с заводов Подмосковья или Архангельской области, и мы помогаем им искать специалистов. Вот только те условия, которые они предлагают нашим соискателям, мягко говоря, непривлекательны. Особенно удивляет размер заработной платы. Почему-то считается, что ярославскому инженеру-технологу или высококвалифицированному рабочему вполне достаточно 18 – 20 тысяч рублей в месяц.
Впрочем, бывают действительно неплохие предложения, но говорить, что большинство ярославцев быстро откликаются на них и с легкостью готовы сменить место жительства, я бы не стала.
При этом Виктория Георгиевна отмечает, что ситуация на рынке труда в регионе нерадужная – на одну вакансию уже претендуют полтора соискателя. Даже те промышленные предприятия, которые еще вчера достаточно прочно стояли на ногах, сегодня вынуждены сокращать объемы производства, а значит, и людей. Экономический кризис особенно сильно ударил по тем из них, кто ведет совместный бизнес с какой-либо из европейских стран. Стремительно дешевеющий рубль кому-то не дает возможности закупать сырье, а кому-то – комплектующие для производства собственной продукции.

Можем мы и сами шевелить руками

Да и в столице сегодня несладко – упали заработки. Если еще вчера молодой системный администратор из Ярославля, переехав в Москву, мог себе позволить снять «однушку» за 30 тысяч рублей и жить достаточно прилично, потому что его доход превышал семьдесят тысяч рублей в месяц, то сегодня в Москве таких заработков сисадминам не предлагают.
Столица еще может переманить из провинции врачей и учителей, но те же инженеры-строители ей практически не нужны. А если где-то они и потребуются, то вакансии быстро заполняются москвичами, которые уже и сами теперь охотно соглашаются на зарплату в 60 тысяч рублей.
В прошлом году назад в Узбекистан и Таджикистан из Москвы потянулись трудовые мигранты, занятые на строительстве офисной недвижимости и жилья, а чуть раньше вынуждены были уехать те, кто работал в ресторанном бизнесе, кафе и закусочных. Пока на плаву держится торговля, но и здесь падение доходов россиян автоматически снижает и объемы продаж.

Где на Руси жить хорошо

Ответ на этот чуть перефразированный вечный вопрос сегодня неоднозначен. Да, в городах-миллионниках, как и в столицах, заработки выше, но не только потому, что там работодатели щедрее, а потому, что жители этих мегаполисов имеют возможность подрабатывать. Чем и пользуются. По данным аналитиков и социологов «Высшей школы экономики» и «Левада-центра», которых цитирует газета РБК, до тридцати процентов горожан совмещают основную работу с подработкой.
При этом, как отмечают исследователи, уровень безработицы в российских селах увеличился вдвое только за 2015 год, а 12 процентов бедных россиян резко скатились в крайнюю бедность, то есть лишились работы и социального статуса.
Сегодня сложно прогнозировать, как будут развиваться дальше события в стране, вопрос, как выжить в столь непростых условиях, становится актуальным для многих. Однако это не значит, что надо сложить руки и ничего не делать. Не зря ведь говорится, что под лежачий камень вода не течет.

ФОТО с сайта boombob.ru

Большая часть тех, кто решается на переезд в столицу, –  люди с высшим образованием, немало среди них бывших студентов   московских вузов. За время учебы  они сумели адаптироваться к новой обстановке, найти работу, жилье.

Автор: Людмила Дискова

Комментарии

Другие новости раздела «Экономика»

Читать