05:13 Суббота, 14 Декабря 2019
12+
ЭЛ№ФС 77- 75974 от 19.06.2019 +7 (4852) 30-76-08 news@city-news.ru

Выпускной – билет во взрослость?

26 Июня 2019
Зачем нужны школьные выпускные?  Как их сделать запоминающимися? Во сколько родителям обойдется этот праздник и как при сборе денег не поссориться? Об этом и многом другом мы беседуем с заведующим кафедрой социальной и политической психологии ЯрГУ, доктором психологических наук, профессором Владимиром Козловым.

Четыре этапа детства

– Владимир Васильевич, судя по бурному обсуждению в СМИ и соцсетях, выпускные в нашем обществе имеют архиважное значение. Что они символизируют?

– Переход от детства к взрослости. Это посвящение, инициация. Традиционно во всех сообществах, во все времена происходило отделение детей от родителей, их уход в самостоятельную жизнь. Торжества по поводу такого перехода всегда были чрезвычайно значимы. В них участвовали все поколения: родители, прародители. Исторических примеров много. Но архаичные, древние ритуалы все одинаковы. Детям давали испытание. Нужно было убить на охоте своего первого «льва» или, преодолев страх, пройти через пещеру. Если дети испытание выдерживали, они заслуживали инициации, которая отмечалась большим праздником. Сейчас функцию экстремального экзамена на взрослость выполняет ЕГЭ. А следующий за ним выпускной – сакральный ритуал инициации глобального значения.

– Значит, выпускным быть! Сейчас их четыре: из детского сада в школу, из начальной школы – в среднюю, из средней – в старшую и собственно окончание школы. Это много или мало?

– Достаточно много. В исторической ретроспективе столько выпускных не было. В архаике, например, ребенок от рождения до взрослости жил и развивался в одной и той же группе людей (социализирующей среде). Современное увеличение числа выпускных связано с изменением среды и ситуации развития. Важнейшие из выпускных: в детском саду – как переход от дошкольного образования к школе и окончание школы. Выпуск из 11-го класса вообще знаменует тотальное изменение социализирующей среды. Человек либо идет работать, либо начинает обучение в вузе. Эта система кардинально отличается от школьной. Студенты обретают больше свободы и получают больше ответственности за свою жизнь и карьеру.

– А каков смысл выпускных внутри школьного образования?

– Это подэтапы внутри целостного процесса социализации личности. Они тоже связаны с небольшим изменением социальной среды. Переход из начальной школы – это смена одного учителя на нескольких. Переход из средней школы в старшую – потеря части старых друзей и формирование нового класса.

Дайте знак

– Как проводить выпускной? Пышно или нет? В ресторане с фаер-шоу и звездой телеэкрана или ограничиться скромным чаепитием в стенах альма-матер? Такие битвы идут на родительских собраниях. Что, на ваш взгляд, действительно остается в памяти от выпускных?

– Выпускной должен запомниться как переход. Для этого нужны знаки этого самого перехода. Это может быть значок, ленточка, особый ритуал. Важно, чтобы они были эмоционально значимы. Если атрибут перехода угадан верно, он хранится в памяти всю жизнь. А одного аттестата в качестве символа перехода может быть недостаточно.

– Можете привести пример удачного ритуала?

– Родители могут встать в круг и вручить своему ребенку небольшой, но значимый подарок. Это красивая инициация во взрослость. Она не займет много времени, так как ритуалы не должны быть утомительными.

– На выпускные принято устраивать длинные школьные концерты. Но замечено, что детям они не запоминаются, а порой и вызывают отторжение. Почему?

– Дети ориентированы на отделение от взрослых, и держать их несколько часов на концерте вместе с родителями – абсурд. Это не работает. Любое зрелище, не задевающее личность, становится скучным. Об этом забывают организаторы.

– Что же делать?

– Давать детям пространство для реализации. Скука возникает, когда этого пространства нет. Вот если класс дает родителям концерт, организованный собственными силами, тогда это круто. Здесь все сфокусированы друг на друге, есть драйв самореализации.

Принцип свободы

– Можно ли заменить все эти значки, пожимания рук и прочие «слезы» хорошим рестораном?

– Богатство пира детям неважно. Им важен символ перехода и стоящие за ним эмоции. Количество вложенных денег важно для родителей. Последние 20 лет монетарные вложения являются символом не только материального успеха, а жизненного успеха вообще, принадлежности к высшей касте. В итоге организация выпускных превращается в способ дифференциации родителей по успешности. Тот, кто вкладывает в выпускной 100 рублей, и тот, кто готов выложить 10 тысяч, – разные люди. Их внутреннее психологическое состояние разное. Выложивший больше считает себя человеком успеха. Он повышает свою самооценку и хочет получить бонусы уважения.

– Мне попадались материально обеспеченные родители, которые считали излишним платить слишком много за выпускной. Это жадность?

– Это рачительность и понимание, что дело не в количестве блюд на праздничном столе, а в психологической атмосфере.

– Бывали случаи, когда богатые прессовали родителей, которые не хотят или не могут вложить в выпускной много денег. Это нормально?

– В общем-то да. Богатые люди почему богаты? Они доминируют. Сидят наверху пирамиды. Они – лидеры, «альфа», чемпионы. Приходя на родительское собрание, где все, казалось бы, должны быть равны, богачи по привычке все равно подавляют других.

– Что же делать «бедным» родителям?

– Придерживаться принципа свободы – «мы равные, но разные». Свободу имеет и тот, кто отказывается платить, и тот, кто вкладывает много.

– И в результате чей-то ребенок не пойдет на выпускной?

– Выпускной не касается родителей. Не их дело «рубить» класс – социальное сообщество, которое уже сформировалось и прожило много лет. Класс имеет приоритет перед любыми желаниями родителей. Это его выпускной, хотя для родителей праздник, конечно, тоже значим. Потому мамам и папам придется руководствоваться нравственными принципами и для сохранения сообщества класса договариваться о той сумме, которая устраивает всех.
Автор: Елена Солондаева

Комментарии

Другие новости раздела «Образование»


Реклама.

Вы можете разместить вашу рекламу на сайте или в газете.
Подробнее.

Опрос

Вы выписываете бумажные издания?

Связаться с редакцией
Приёмная:
+7 (4852) 30-76-08
Эл. почта: