11:27
четверг,
20 июня 2024 г.
20.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
5 июня 2023

Главный педиатр Ярославской области Марина Писарева рассказала о факторах, влияющих на детское здоровье

Перед педиатрической службой страны и региона стоят важнейшие задачи по развитию профилактического направления в педиатрии, формированию приверженности к здоровому образу жизни, развитию ранней диагностики (пренатальная диагностика, неонатальный скрининг, профилактические осмотры), расширению национального и регионального календаря профилактических прививок, развитию реабилитационной и паллиативной помощи и, как результат, – повышению качества и эффективности помощи детям и повышению квалификации кадров.

– Марина Владимировна, расскажите, что подразумевается под понятием «детское здоровье»?

– Здоровье ребенка – это состояние жизнедеятельности, соответствующее его биологическому возрасту, гармоничное единство физических и интеллектуальных характеристик, формирование адаптационных компенсаторных реакций в процессе роста и развития, а также наличие комплекса факторов и условий для оптимального последующего развития. Это определение было дано еще основоположником экологической педиатрии в нашей стране, доктором медицинских наук, профессором, академиком РАМН, директором Московского научно-исследовательского института педиатрии и детской хирургии Ю.Е. Вельтищевым в 1994 году и советским, российским педиатром, доктором медицинских наук и профессором И.М. Воронцовым.

– Как можно определить, что с ребенком что-то не так?

– Для оценки состояния здоровья крайне важным является оценка адаптационных возможностей организма ребенка, то, как он адаптируется, приспосабливается к изменяющимся микросоциальным условиям, например, поступлению в детский сад и школу. К значимым показателям оценки поведения относятся:

Эмоциональное состояние (для детей 1-го года жизни)

• Настроение (для детей раннего и дошкольного возраста)

• Засыпание

• Сон (дневной и ночной)

• Аппетит и пищевое поведение

• Характер бодрствования

• Взаимоотношения со взрослыми

• Взаимоотношения с детьми

• Отрицательные привычки (автоматизмы, стереотипы)

• Индивидуальные особенности

Если у ребенка наблюдаются отклонения в поведении по 4 – 5 показателям, такой малыш относится к группе высокого риска и ему требуется повышенное внимание и со стороны родителей, и со стороны медиков.

– После прохождения медицинских обследований ребенка относят к той или иной группе здоровья. Что они значат?

– I группа состояния здоровья – здоровые несовершеннолетние, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных нарушений;

II группа состояния здоровья – несовершеннолетние:

• у которых отсутствуют хронические заболевания (состояния), но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения;

• реконвалесценты, особенно перенесшие инфекционные заболевания тяжелой и средней степени тяжести;

• с общей задержкой физического развития в отсутствие заболеваний эндокринной системы (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), с дефицитом массы тела или избыточной массой тела;

• часто и (или) длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями;

• с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранности функций органов и систем организма;

 III группа состояния здоровья – несовершеннолетние:

• страдающие хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциями органов и систем организма, при отсутствии осложнений основного заболевания (состояния);

• с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации функций органов и систем организма, степень которой не ограничивает возможность обучения или труда;

IV группа состояния здоровья – несовершеннолетние:

• страдающие хроническими заболеваниями (состояниями) в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциями органов и систем организма либо неполной компенсацией функций;

• с хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии ремиссии, с нарушениями функций органов и систем организма, требующими назначения поддерживающего лечения;

• с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией функций органов и систем организма, повлекшими ограничения возможности обучения или труда;

 V группа состояния здоровья – несовершеннолетние:

• страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями (состояниями) с редкими клиническими ремиссиями, частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, выраженной декомпенсацией функций органов и систем организма, наличием осложнений и требующие назначения постоянного лечения;

• с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением функций органов и систем организма и значительным ограничением возможности обучения или труда;

• дети-инвалиды относятся к 5-й группе здоровья.

 – От чего зависит, здоровым или болеющим будет ребенок?

– Среди факторов, влияющих на формирование здоровья, 20% составляет влияние внешней среды, 20% – наследственность, 50% – это образ жизни и только 10% – это медицинское воздействие. При этом наследственность рассматривается как предпосылка, а среда и воспитание – как условия развития человека. Важнейшую роль в формировании здоровья ребенка и развития гармоничной личности играет семья.

Питание, движение и закаливание – ведущая триада, которая в значительной степени определяет состояние здоровья подрастающего поколения.

• Наследственность рассматривается как предпосылка, а среда и воспитание – как условия развития человека.

Двигательная активность в режиме дня («днем дети растут в движении», «ночью дети растут во сне»),

– положительное эмоциональное состояние (активное восприятие окружающего мира),

– активное участие взрослого (совместно разделенная деятельность взрослого и ребенка) – это 3 момента, способствующих нормальному развитию, иначе наступает задержка в развитии на фоне сбалансированного питания! До 3 лет ничего полезного от своего сверстника ребенок взять не может.

– Что негативно влияет на здоровье ребенка?

– К социально-гигиеническим факторам риска относятся

• Недостаточная или избыточная двигательная активность

• Нарушения режима дня и учебно-воспитательного процесса

• Нарушения гигиенических требований к условиям игровой, учебной и трудовой деятельности

• Недостатки в организации питания

• Отсутствие гигиенических навыков, наличие вредных привычек

• Неблагоприятный психологический климат в семье и коллективе

 Еще один весомый фактор риска для детского здоровья – гаджеты. Родители понимают, что время пребывания чада за компьютером, телефоном и телевизором нужно минимизировать. О каких временных рамках идет речь?

Для детей до 7 лет продолжительность просмотра телевизора или работы на компьютере не должна превышать 40 минут в день. В новых федеральных государственных общеобразовательных стандартах законодательно закреплено широкое использование компьютерной техники, начиная с первого года обучения в школе. Интересной является идея, что мультимедийный контент может быть адаптирован под тип нервной системы ребенка, то есть для ребенка с высокой подвижностью нервных процессов могут более подходить одни задания, а для детей с низкой – другие (термин ДОТ – дифференцированное обучение по типу темперамента).

Также интересен доминирующий тип сенсорной системы: для визуалов может быть актуальна графическая информация, для аудиалов – сопутствующая звуковая информация.

Комментарии

Другие новости раздела «Здоровье»

Читать