23:47
пятница,
26 апреля 2024 г.
14.95
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
24 июля 2013

Важно не опускать руки

Светлана Галенко не выписывает своим больным рецептов, не делает им уколы, но благодаря ее стараниям они начинают вновь  говорить, ходить и учиться радоваться жизни. Доктор Галенко –  не волшебница, она врач ЛФК областной клинической больницы.

 

Равнение на  младенцев
   – По специальности я педиатр, окончила ярославскую медакадемию, – говорит Светлана Юрьевна. – И это мне очень помогает, потому что люди, перенесшие инсульт – а именно с ними я и работаю – за небольшой отрезок времени должны вспомнить и освоить заново все навыки, которые ими были утрачены. Это примерно то же самое, что вновь пережить все от момента рождения, когда младенец учится поворачивать голову, самостоятельно садиться, держать чашку, до того дня, когда он делает свой первый шаг.
   Вообще-то все, что наблюдаешь, сродни чуду. Вот видишь человека в абсолютно беспомощном состоянии, а спустя несколько дней он тебя уже не только узнает, но и пытается приветствовать. Это очень волнующий момент!
   Впрочем, Светлана Юрьевна смотрит на происходящее вполне с материалистической точки зрения, но, тем не менее, и она считает ремесло, которым занимается, очень важным.
   – Представляете, я могу без медикаментов помочь встать лежачему пациенту, который еще буквально недавно не мог пошевелить ни рукой, ни ногой! Когда я наблюдаю, как он делает первый шаг, меня переполняют эмоции, я горжусь: ведь мы победили! – добавляет Светлана Галенко.
   В 2010 году в регионе был открыт региональный сосудистый центр, и с этого момента число людей, ставших инвалидами после перенесенного недуга, начало снижаться. Сегодня многие из них не только успешно восстанавливаются, но и продолжают трудиться. Конечно, все зависит от тяжести заболевания и того обстоятельства, насколько быстро больному была оказана вся необходимая специализированная помощь.
Дышите правильно!
   – Многие думают, что врач ЛФК заходит в палату к пациенту, которому был поставлен этот страшный диагноз, где-нибудь через две-три недели после начала медикаментозного лечения, – рассказывает доктор Галенко. – Но это не так. Я появляюсь у своих больных буквально через сутки после того, как они попали в стационар. Мы начинаем курс лечебной гимнастики. Что она в себя включает? В первую очередь позиционирование. Ведь если пациент долго лежит в неправильной позе, он потом не сможет встать никогда. Второе, на что обращаем внимание,– это формирование умения правильно дышать. Для этого существует специальная гимнастика. Даже если человек находится в коматозном состоянии, мы все равно начинаем с ним делать первые физические упражнения.
   Обычно с людьми, перенесшими инсульт, рядом находятся их родственники. Во многом именно от них зависит, как дальше будет протекать болезнь, насколько быстро пациент восстановится, социализируется.
   – С нашими больными мы многое постигаем в игровой форме, – продолжает Светлана Юрьевна. – «Играем» в то, как надо правильно умыться, красиво покушать. Все примерно так, как с ребенком на уровне формирования условных рефлексов. И вот здесь помощь родственников незаменима. Они рассказывают, в каком окружении жил человек, ведь в любых обстоятельствах у любого из нас сохраняется не только «память дома», но даже и частично того, чем мы занимались.
Психолог против «хитрецов»
   У врачей ЛФК несколько целей: они хотят не только вернуть к полноценной жизни своих пациентов, но и помочь их родственникам также вернуться на работу, в общество.
   – Меня часто спрашивают: когда становится понятным, каким будет прогноз течения заболевания? Как правило, через десять дней какие-то прогнозы сделать уже можно, – добавляет Галенко.– Если мы видим, что в наших силах научить человека самостоятельно пересаживаться в специальную коляску или кресло, то максимум усилий направляем на закрепление этого навыка.
   Впрочем, далеко не все родственники больных, перенесших инсульт, стремятся возвратить их к полноценной жизни. Есть и те, которые опускают руки, мол, болеет человек, чего его мучить. В определенном смысле, как бы дико это для кого-то ни звучало, это их право. Но в отделениях реабилитации всегда работают психологи. Ведь нередко медики, сколько бы они ни старались, не могут побудить к движению пациентов, особенно тех, чьи близкие не хотят включаться в борьбу с болезнью. В этих случаях помощь психолога неоценима.
   – У меня было немало случаев, когда сам пациент категорически не хотел ничего делать и ждал помощи только от близких, которые его оденут, покормят, посадят. А после беседы с психологом люди включались в работу, – добавляет Светлана Юрьевна.
   Известно, что инсульт не щадит ни тех, кто уже дожил до седин, ни тех, кто еще очень молод. Но вот, по словам Светланы Галенко, отношение к болезни у людей разного возраста тоже очень разное. Пожилые стремятся быстрее встать на ноги, и этому есть вполне ра-
зумное объяснение : они просто жалеют своих детей и внуков. С молодыми работать, конечно, легче, потому что у них сопутствующих заболеваний меньше, но ,как это ни странно прозвучит, процент тех, кто опускает руки, среди молодых значительно больше. На вопрос, с чем это связано, наша собеседница отвечает после некоторых раздумий: «Видимо, у них нет цели в жизни. Многое зависит от того, как они жили до заболевания. Ведь есть люди активные, а есть пассивные, первые борются, вторые сдаются».
О вреде заботливых жен
   Интересно и еще одно наблюдение доктора: женщины в большинстве своем в буквальном смысле стараются вырваться из лап недуга, в то время как далеко не все мужчины спешат это сделать.
   – Наверное, это связано с тем, что у мужчин есть заботливые жены, – улыбаясь, добавляет она. – Мы всегда стараемся создать такие условия, при которых пациенты должны что-то сделать сами, но их жены прямо рвутся в бой и стремятся во что бы то ни стало облегчить участь своих мужей. А вот мужчины, оказавшись у кровати жены, ведут себя по-другому – большинство из них сидят и просто горюют, так что женщинам поневоле приходится брать бразды правления в свои руки и сражаться. Удивительно, но недуг в какой-то степени всегда сплачивает семьи. Я ни разу не сталкивалась с тем, чтобы в такой ситуации близкие люди предавали друг друга.
   Конечно, замечательно, что мы продвинулись в лечении инсульта, но что касается дальней реабилитации пациентов, то здесь пока похвастаться особо нечем. Разговоров о создании в Ярославле безбарьерной среды достаточно, а вот реальных шагов по воплощению озвученных планов немного. Часто у подъездов многоквартирных домов нет пандусов, по которым люди, передвигающиеся на инвалидной коляске, могут спуститься вниз. Еще хуже, если они живут где-нибудь в старенькой пятиэтажке, не оборудованной лифтом. Но даже если кому-то удастся преодолеть эти барьеры, тут же возникают другие – например, невозможность воспользоваться общественным транспортом или спортивными сооружениями.
   – В Европе наши больные нередко курсы по реабилитации продолжают в плавательных бассейнах, – говорит Светлана Галенко. – Там есть специальные подъемники, которые помогают им зайти в воду, а мы такими сооружениями не можем похвастаться. За границей даже человек с ходунками может спокойно выйти из дома в магазин за хлебом, и для него это не представляет никакой сложности. Главное– что он не стесняется своего состояния, да и общество приветствует все попытки социализации таких больных. Конечно, было бы замечательно, если бы и районные поликлиники продолжали работу по реабилитации всех пациентов, перенесших инсульт, но пока это невозможно, и не только в силу причин, названных выше. У нас в поликлиниках врачей ЛФК – раз-два и обчелся.
   Прощаясь, задаю Светлане Юрьевне вопрос: бывает ли ей тяжело, ведь ежедневно сталкиваться с чьей-то бедой всегда непросто.
   – Конечно, непросто, – отвечает она. – Но это моя работа, и я ее очень люблю.

Светлана ГАЛЕНКО:

 Пока, к сожалению,в поликлиниках врачей ЛФК – раз-два и обчелся.  Конечно, было бы замечательно, если бы и районные поликлиники продолжали работу по реабилитации всех пациентов, перенесших инсульт.

КСТАТИ
По данным НИИ мозга,от инсульта за последние пять лет погибли без малого 6,5 миллиона человек, именно это заболевание занимает в структуре смертности первое место, в том числе и в Ярославской области.

Автор: Ольга Скробина

Комментарии

Другие новости раздела «Здоровье»

Читать