17:38
пятница,
29 марта 2024 г.
9.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
19 ноября 2014

Архитекторы минувших столетий

Уникальный облик древнего Ярославля складывался не в одночасье – каждая эпоха оставила свой яркий след. В гармонии прошлого и настоящего, пожалуй, и таится главный секрет «красавца Поволжья».

Как создавался облик города, кто чертил его неповторимый силуэт, сохраняя традиции и следуя за веяниями моды? Cтолетиями эта ответственная миссия принадлежала городским и губернским архитекторам, многие из которых стали подлинными творцами Ярославля.

По «Закону градскому»
   Даже на заре истории Ярославля застройка городов и формирование их облика вовсе не являлись делом случая. Вместе с принятием христианства русское государство усвоило и византийские каноны градостроения, отраженные в так называемой Кормчей книге. Один из ее разделов, озаглавленный «Закон градский», служил своего рода строительным кодексом.
   За образец древнерусским зодчим рекомендовалось брать композицию и планировку идеального города – Константинополя. К примеру, расстояние между домами должно было составлять «не менее 12 стоп» (около 1 м), что было продиктовано санитарными и противопожарными мерами. Красной нитью через «Закон градский» проходит запрет «творить пакость соседу» – к примеру, загораживать своей постройкой солнечный свет. А главное, при строительстве русских городов соблюдалcя закон апопсии – сохранения видов на храмы, сады или реки. На Руси такие виды называли «прозорами», и, кстати, древняя традиция не закрывать соседям вид на чтимые общественные сооружения сохранялась в России вплоть до ХХ века.

   Положениями «Закона градского» наши зодчие руководствовались вплоть до эпохи Екатерины Великой, когда на смену древнему канону пришли европейские нормы «регулярной» застройки. Как известно, совершив вояж по Волге, императрица высказалась в адрес старинных русских городов довольно категорично: «Прекрасны по ситуации, но мерзостны по постройкам».
   Средневековая застройка уже не соответствовала промышленному развитию Ярославля и амбициям новоявленного губернского центра. По новому плану, утвержденному императрицей в 1778 году, Ярос-
лавль, как и многие русские города, должен был получить регулярную планировку, а вместе с ней и новый «имидж». Необходимо было создать новые кварталы, спрямить и расширить старые улицы до предписанного стандарта  (21 м), а на месте деревянных дворов воздвигнуть административные здания. Для подобных задач  требовались профессионалы. Поначалу планы городов разрабатывались столичной «Комиссией о каменном строении».

   И все же древний Ярославль требовал к себе особенного внимания – недаром же первый ярославский губернатор Алексей Мельгунов осмелился изменить уже утвержденный императрицей план города. Новый облик Ярославля складывался с учетом старинных памятников, исторических традиций, новых деловых маршрутов и нужд горожан. И именно в этот момент в ярославской истории появляется новый герой – губернский архитектор.

Ответственная миссия
   Должность губернского архитектора была учреждена Екатериной Великой. Для Ярославля «первопроходцем» стал обрусевший швед Эван, или Иван Левенгаген, в 80-х годах XVIII века подаривший городу эффектный ансамбль присутственных мест на Ильинской (а ныне Советской) площади, дворец вице-губернатора (ныне здание Ярославской мэрии) и дом призрения ближнего.
   В число обязанностей губернского архитектора входили составление проектов и смет, предложения по размещению новых общественных зданий и формированию архитектурных ансамблей. Однако квалифицированных специалистов в российской глубинке порой отчаянно не хватало. Между тем Ярославская земля всегда была богата талантами, и одним из самых удивительных примеров здесь служит, пожалуй, биография Петра Панькова.

   Зодчий-самоучка, «вольный архитектор» из Ростова за составление плана родного города удостоился августейшей похвалы, а возведение Гостиного двора в Ярославле стало звездным часом его карьеры. В 1819 году, представив свои проекты на суд Академии художеств, Петр Паньков получил соответствующий диплом и спустя 4 года был назначен губернским архитектором, оставаясь на этом посту вплоть до конца жизни. По проектам Панькова в Ярославле построены дворец губернатора и дом Горяинова (ныне главный корпус ЯГПУ), оформлены фасады Демидовского лицея и здания Губернской управы (ныне корпус ЯГМА). Кстати, свою работу предприимчивый зодчий успевал совмещать с коммерческой деятельностью – построив на Казанском бульваре здание театра, он несколько лет был его владельцем и антрепренером ярославской труппы.

   Впрочем, деятельность губернского архитектора, направленная на соблюдение интересов города, не всегда встречала поддержку у  торговой элиты Ярославля. В эпоху Великих реформ немало споров в нашем городе разгорелось из-за переноса крупных промышленных предприятий, оказавшихся к XIX столетию в окружении жилой застройки. Эта непростая задача легла на плечи губернского архитектора Андрея Достоевского…  Да-да, родного брата великого писателя. Более 25 лет он отдал служению Ярославлю, по его проектам возводились многие промышленные объекты и губернии, реставрировались старинные здания и храмы. «Прямой, честный, искренний», как вспоминали о нем ярославцы, Андрей Михайлович прилагал все силы, чтобы добиться улучшения городской экологии, выводя вредные производства за пределы городской черты.

Доверие города
   В 1832 году «Строительный устав» Николая I учредил в системе городского общественного управления новую должность – городской архитектор. В круг его обязанностей входила вся архитектурно-строительная работа в городе: наблюдение за частным строительством, разработка чертежей для построек любой сложности, освидетельствование строений, и нередко именно городскому архитектору Ярославль
доверял самые значимые свои планы и проекты.

   Таким авторитетным для ярославцев человеком был Николай Поздеев, занявший должность городского архитектора по конкурсу, обойдя более 20 конкурентов. В своем выборе Ярославль
не разочаровался. И часовня Александра Невского, возведенная в «русском стиле» на средства горожан, и новое здание театра, выкупленного городом у частных владельцев, и роскошный особняк «с атлантами» по заказу купца Дунаева – все это яркие штрихи купеческого Ярославля конца XIX века, запечатленные талантом Поздеева.

   Некоторое время должность городского архитектора в Ярославле занимал и Григорий Саренко, ставший позднее архитектором губернским. С его именем связан один из самых неординарных периодов в истории ярославской архитектуры – эпоха модерна. Пожарная каланча и знаменитый «Бристоль», возведенные по проектам Саренко, экстравагантные особняки и доходные дома, появившиеся в Ярославле на заре XX столетия, приковывали взгляд дерзостью архитектурных решений, необычным изысканным декором. Губернский архитектор уверенно выступал апологетом нового стиля, а после революции 1917 года продолжал работать во благо Ярославля в более скромной должности, проектируя дома для рабочих, что в народе величали дворцами.

   Судьбы ярославских архитекторов не похожи, как не похожи и их творения, но каждый из них внес свой вклад в облик Ярославля. Преданные своему делу, уважая традиции и откликаясь на веяния нового, зодчие сумели сохранить уникальность древнего города, и нам сегодня решать, каким станет Ярославль в новом тысячелетии.
Мария АЛЕКСАНДРОВА
Фото с сайта yarсenter.ru

Автор: Мария АЛЕКСАНДРОВА

Комментарии

Другие новости раздела «Из истории»

Читать