На вечер к Собинову
25 мая в мемориальном домемузее Л.В. Собинова прошла пятая встреча из цикла «12 поводов прийти в музей», посвященного 150летию Ярославского музея-заповедника. Этот солидный юбилей отметят 25 января 2015 года.
В течение этого года каждый месяц 25-го числа проходит какое-либо мероприятие – так 25 мая появилась возможность посетить дом-музей Леонида Собинова, где более пяти лет велись ремонтные и реставрационные работы. А называлась встреча «Сиреневый вечер в доме Собиновых». Каждому гостю прикалывали на грудь букетик сирени. Вазы с этими благоухающими цветами расставили во всех комнатах дома не случайно. Леонид Витальевич Собинов родился 26 мая, когда вокруг дома, где он появился на свет, цвела сирень.
– О его любви к сирени знали, – говорит директор дома-музея Алла Аносовская. – Когда в 1904 году в Мариинском театре состоялся бенефис Собинова, ему преподнесли огромную корзину сирени. Цветы выписали из Крыма, ведь был апрель. Такой подарок устроила знаменитая итальянская певица Лина Кавальери, которая пела в операх с Леонидом Витальевичем.
Дом №25 на улице Срубной почти на протяжении века принадлежал трем поколениям семьи Собиновых. Материалы собиновского собрания – это, по сути, семейная сага, история большой русской семьи на фоне драматических событий, происходивших в стране.
– В нашей коллекции есть очень старые вещи, принадлежавшие деду, отцу, матери Леонида Витальевича, они создают некую интонацию, – рассказывает Алла Аносовская. – Есть особое очарование в мемориальных музеях. Именно их предпочитают многие туристы. Это всегда встреча с личностью, с судьбой.
Например, буфет – тоже музейный экспонат – находился на даче Собинова в подмосковном Переделкине. Его передала музею дочь певца Светлана Леонидовна, а ярославские реставраторы восстановили. В небольшой комнате второго этажа – великолепный гарнитур красного дерева, украшенный резьбой и бронзой.
– Он принадлежал Леониду Витальевичу. Это была его первая крупная покупка, когда он перебрался из съемных меблированных комнат в собственную квартиру, – поясняет Аносовская. – Гарнитур вместе с хозяином переезжал на другие квартиры. Мы вывезли его из Камергерского переулка, от Светланы Леонидовны. Обои для этой комнаты долго искали, наконец, нашли в одном из столичных магазинов, сделаны они по образцам начала ХХ века.
В мезонине располагались комнаты мальчиков.
– Отец Собинова был человеком суровым. Леонид Витальевич вспоминал, что особенно отец не любил, когда бегали по лестнице, его раздражал топот, – продолжает свой рассказ Алла Васильевна. – Он не одобрял занятия сына пением, который имел юридическое образование и начинал свою карьеру в качестве помощника присяжного поверенного у знаменитого адвоката Федора Плевако. Примирила отца с выбором сына его огромная известность как певца. Однажды в дом пришли две роскошные московские дамы. Они хотели посмотреть жилище своего кумира. Отец был растроган, водил их по комнатам, вынес гимназический китель сына, срезал крючки, и дамы повесили их на свои золотые цепочки. Еще отец подарил им полочку, которую когда-то Леонид вырезал лобзиком. Сестра Леонида Витальевича, жившая в ту пору в отцовском доме, горько плакала, ей жаль было полочку брата.
В семье Собиновых любили петь. Отец в молодости хорошо играл на гитаре и пел. Мать была замечательной певуньей. Звучали и старинные песни, и городские романсы. Для участников встречи певческую атмосферу создала известная ярославская исполнительница Елена Красичкова (на снимке).
Зинаида ШЕМЕТОВА
Фото Сергея ШУБКИНА
Комментарии