07:23
пятница,
26 апреля 2024 г.
14.95
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
23 сентября 2020

Загадки Волгостроя

Слово «Волгострой» я впервые услышала в конце 70-х, когда наш дом был признан аварийным. «Напрасно радуетесь: вот дадут квартиры на Волгострое, и до города не добраться!» – ворчали бабушки на лавочке у подъезда. Дом не расселили, а загадочный Волгострой еще долго представлялся мне далекой, манящей тайнами terra incognita.
1 / 5

Большая река – большие планы

Столетие назад активно развивающейся советской промышленности нужна была электроэнергия. Ярославль превращался в один из крупнейших промышленных центров, начиналось строительство новых заводов и фабрик. В 1932 году появился грандиозный проект «Большая Волга»: по заданию Центрального Комитета партии чуть выше города на великой русской реке должны были появиться плотины. Система водохранилищ могла поднять воду, чтобы обеспечить судоходство для больших грузовых судов и дать электроэнергию. Именно в Ярославле должна была начаться стройка века, именно у нас должны были появиться первая на Волге плотина и гидроэлектростанция.

Уже весной 1932 года начались поиски места для будущего строительства. Три варианта размещения плотины и ГЭС отмели, остановившись на четвертом. Кажется, учтено было все: особенности грунта, зона затопления и наличие острова, который отделит шлюзы для кораблей. С сентября закипела работа. Гидроэлектростанция мощностью 144 000 киловатт строилась к северу от города. Плотина должна была подняться, соединив Норское и Дудкинский остров, а суда проходили бы через шлюзы между островом и деревней Дудкино, уютно разместившейся на левом берегу Волги. Само Дудкино, как и множество других деревенек, подлежало принудительному расселению.

На место предстоящего строительства прибыли рабочие: была объявлена мобилизация комсомольцев, приехали квалифицированные инженеры. К концу 1932 года на стройке трудились четыре тысячи человек. А с 1935-го к работам стали привлекать заключенных.

В районе масштабного строительства были проложены дороги, от станции Филино протянута железнодорожная ветка, ведь стройка растянулась на 12 километров вдоль Волги. Выросли десятки бараков для рабочих и их семей. Строительство набирало обороты, но инженеры все еще проводили расчеты.

Неофициальный топоним

С каждым днем становилось понятнее: из-за подъема воды кроме десятков селений будут затоплены нефтеперерабатывающий завод в Константиновском и некоторые промышленные предприятия Рыбинска. Экономические потери могут быть огромными: даже Тутаев, расположенный на высоких берегах, может попросту сползти в воду.

Пока инженеры думали, на строительстве гидроузла было завершено 60% строительных работ. В рабочем поселке кроме жилых одно- и двухэтажных домов построили пять бань, шесть столовых, семь магазинов, больницу и аптеку, детский сад и три школы. Для организации полноценного досуга рабочих и инженеров – дом отдыха, кинотеатр и два клуба. Однако осенью 1935 года строительство пришлось свернуть и перенести в Рыбинск.

Напоминанием о стройке века остался неофициальный топоним – «Волгострой». По этой местности не водят экскурсий, здесь не увидишь туристов, щелкающих затворами фотоаппаратов. Но некоторые объекты, напоминающие о грандиозных намерениях 30-х годов прошлого столетия, сохранились.

И хлеб, и зрелища

Одним из первых объектов Волгостроя была пекарня: тысячи рабочих нуждались в свежем хлебе. Сейчас это хлебозавод № 4, который находится недалеко от завода «Резинотехника». От хлебозавода в сторону Волги идет асфальтовая дорога, рядом с ней тянется железнодорожная ветка. По ней в 1933 году перевозили грузы, ходил «рабочий трамвай». По путям можно дойти почти до Дудкинского острова: дело в том, что остров с некоторых пор разделен пополам. Верхняя его часть осталась небольшим островком, а нижняя насыпью соединена с берегом. Получился полуостров, который используют для проведения учений железнодорожные войска. Три года назад правый и левый берег Волги соединил понтонный мост, по нему прошли воинские эшелоны, в воздухе гудели самолеты, на Волге рвались снаряды – зрелище страшное! За ходом учений с Дудкинского «полуострова» наблюдали министр обороны России Сергей Шойгу и госсекретарь Союзного государства Гигорий Рапота.

Деревня Дудкино вопреки грандиозным планам 1930-х годов не исчезла с лица земли. Почти на километр протянулась она вдоль берега Волги, и старые деревянные домики радуют глаз ставенками и резными наличниками.

Таинственный остров

Дудкинским островом издавна владели жители Норского. Когда-то они получили его в подарок от Екатерины II. Остров окутывают легенды. В начале 20-го столетия был записан рассказ жителя Норского посада Николая Курочкина: «Когда французы бежали из Москвы, кучки басурман, голодные и холодные, заходили в Норское. Тогда норяне жарко топили бани, раскрывали печи с угаром и на ночь закрывали туда французов. К утру, батюшка, они все и передохнут. Хоронили их на верхнем конце Дудкинского острова, а дрова для бань казенные выдавали».

Верхний конец острова и по сей день остался островом, доступным лишь рыбакам да путешествующим на лодке. С 1812 года хранит он свою недобрую тайну.

Дорога из булыжника

Об огромном значении строительства гидроузла в Ярославле свидетельствуют дороги, построенные в те далекие годы. Если выйти с автобуса на остановке 6-ая Овражная и пройти к Волге около семисот метров, под ногами вместо асфальта неожиданно окажется старая мостовая. Правда, только местами, там, где асфальт не выдержал испытания временем. А вот булыжники, обработанные каменотесами почти сто лет назад, не боятся перепадов температуры и других погодных неурядиц. Пожалуй, дорога, вымощенная камнями почти правильной прямоугольной формы, может простоять еще не одно столетие.

Две из одиннадцати

Даже коренные ярославцы удивляются, когда узнают, что в нашем городе 11 улиц именуются набережными. Сначала вспоминают Волжскую набережную – любимое место прогулок горожан и туристов, потом – Которосльную и Тверицкую. Найти на карте все одиннадцать – задача не из легких, а увидеть их своими глазами и пройти своими ногами способны только увлеченные любители-краеведы.

Две из одиннадцати ярославских набережных находятся как раз на территории Волгостроя. Первая так и называется – Волгостроевская набережная. Провинциально тихая улочка тянется вдоль Волги от Воздвиженского бора до устья маленькой речки Медведицы. Вторая набережная – Нововоздвиженская, пролегает она немного севернее, выше по течению Волги. Между ними находятся исправительно-трудовая колония и памятник природы – Воздвиженский бор. Сейчас бор считается эталоном лесов регионального значения и отнесен к особо охраняемым природным территориям. Однако старшее поколение местных жителей нередко называет его парком. В 30-х годах здесь были проложены дорожки, разбиты клумбы, действовал клуб и кинозал на полтысячи мест для рабочих Волгостроя. В наше время о былом парке напоминает только круглая бетонная площадка, наверное, здесь воскресными вечерами устраивались танцы.

Первая жертва

За бором спряталось село Воздвиженье. От улицы Колышкина оно отделено огромным пустырем и руинами хлебобазы № 61. И Дудкино, и Воздвиженье находятся в городской черте, но мало кто из жителей других районов Ярославля там бывал. В Воздвиженье, почти на самом берегу Волги, можно увидеть руины церкви Воздвижения Креста Господня с приделом Николая Мирликийского. Построен храм был в 1799 году на средства прихожан, а в 1931-м был закрыт, он стал одной из первых жертв большой стройки – Волгостроя. Колокольню взорвали, а кирпичи использовали для печей в рабочих бараках. Здание храма заняли под ясли, детский сад и поликлинику, затем там располагался молокозавод, а в 90-х годах церковь забросили, она начала разрушаться. Теперь с плывущих по Волге теплоходов Воздвиженскую церковь и не разглядеть, а когда-то она была украшением левого волжского берега.

Закрома Родины

На территории Волгостроя в 1938 году было построено огромное зернохранилище. В народе его называли просто элеватором, по документам – «Хлебная база № 61». В годы Великой Отечественной войны хлебобаза играла важную роль в снабжении фронта. Она занимала большую площадь, ведь там были не только зернохранилища, но и лаборатория для оценки качества зерна, зерноочистительное и сушильное оборудование. Поначалу зерно подвозили по железнодорожной ветке из Твериц, но в 1969 году построили эстакаду и транспортер от Волги, и зерно стали забирать прямо с речных барж. Через год были оборудованы причал для швартовки и зернопроводы. Эстакада с транспортерами и четырьмя пересыпными башнями тянулась почти на километр. Увы, в 90-х годах прошлого столетия важный стратегический объект был приватизирован и постепенно заброшен, хотя администрация хлебобазы работала вплоть до признания ее банкротом – до 2004 года. Содержимое закромов родины было вывезено в неизвестном направлении, а сами элеваторы сейчас находятся в плачевном состоянии.
Автор: Ирина Штольба
Городские новости, №81

Комментарии

Другие новости раздела «Из истории»

Читать