08:17
пятница,
26 апреля 2024 г.
14.95
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
4 июля 2012

Устав не догма, а руководство к действию

28 июня в мэрии состоялись публичные слушания, где обсуждался проект решения муниципалитета Ярославля «О внесении изменений в Устав города Ярославля». Поправки, вынесенные на суд общественности, были вызваны изменением федерального законодательства, которое наделило органы городского самоуправления новыми полномочиями. Но ряд инициатив исходил от мэра города.

Что новенького
Вел слушания председатель муниципалитета Ярославля Владимир Голов, а с основными уточнениями и изменениями в Устав собравшихся ознакомил заместитель мэра по вопросам развития городского самоуправления и взаимодействия с органами власти Олег Виноградов.
Часть изменений, рассмотренных на публичных слушаниях, носит технический характер, другие, напротив, существенно влияют на деятельность органов городского самоуправления, расширяя их полномочия.
Большинство поправок возражений у присутствующих не вызвали. Участники слушаний одобрили изменения, касающиеся вопросов местного значения и связанные с благоустройством городской территории. Отныне к компетенции муниципалитета отнесено утверждение правил благоустройства: требования к внешнему виду фасадов зданий, их содержания, перечень работ и периодичность их выполнения, порядок участия собственников зданий в наведении порядка на прилегающих территориях. До конца года будет создан уполномоченный орган мэрии, который будет проводить осмотры зданий, сооружений и выдавать рекомендации по устранению выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
Изменения в устав расширяют перечень актов, которые должны выноситься на публичные слушания. Так, на общественное обсуждение в обязательном порядке должен представляться проект правил благоустройства. Уже назначена дата публичных слушаний – 17 июля, чтобы проинформировать горожан и выяснить их мнение по данным вопросам.
К компетенции муниципалитета предлагается отнести и установление тарифов не только на оказание услуг муниципальными предприятиями и учреждениями, но и на выполнение ими работ. Мэрия с 1 января 2013 года наделена полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения. Органы местного самоуправления должны утверждать схему водоснабжения, также на них возложена обязанность организовывать водоснабжение и водоотведение в случае отказа организаций, осуществляющих эти функции, от исполнения своих обязательств.

Полномочий много не бывает
Не было нареканий со стороны участников публичных слушаний и в отношении одной из наиболее значимых поправок – ограничение пребывания одного и того же лица в должности мэра города двумя сроками подряд. Хотя в действительности в кресле градоначальника один и тот же человек может пробыть и дольше, если, например, сделает перерыв на один срок. А вот поправки о перераспределении полномочий мэра, касающиеся распоряжения землей и внесения изменений в Генплан города, не нашли поддержки у некоторых участников слушаний. В выступлении представителя общественности Андрея Степанова особые нарекания вызвала ст.87 Устава города, где перечислены полномочия мэра как высшего должностного лица города и как руководителя мэрии.
– Это не Рим, не центуриона мы выбираем. Неограниченные полномочия по земле нельзя поддерживать, – выразил он позицию свою и своих единомышленников.
– Речь идет о перераспределении полномочий мэра как главы города и главы администрации. Каждое из них вытекает из федерального закона, – пояснил Олег Виноградов. – Вопросы по земле регулируются областным законом. Постановления подписывает губернатор. Полномочия мэра касаются только распределения земельных участков под строительство.

Спорный вопрос
Мнения разделились и в отношении поправки, которая снижает порог для признания правомочным собрания или конференции граждан при осуществлении ими территориального самоуправления до одной трети (ранее половина).
– Уменьшение числа присутствующих на собраниях нам поможет, так как люди не слишком активно ходят на них. Они должны понимать, что являются хозяевами дома, должны следить за тем, что делается во дворах. Снижение порога поможет нам оперативно проводить собрания и решать все вопросы, – выступила член Общественной палаты Ярославля, председатель КОСа «Союз­3» Дзержинского района Инесса Жежера.
А вот преседатель ТОСа Татьяна Климентьева уверена, что уменьшать явку нельзя. По ее словам, есть кардинальные вопросы, к решению которых необходимо подходить более серьезно: создание и ликвидация ТОСов, обсуждение границ территории, на которую распространяется их влияние, и присутствовать на собраниях должны не одна, а две трети собственников. Климентьева предложила публиковать Устав более широким тиражом, чтобы этот документ стал доступным для большего количества заинтересованных горожан.
– Устав можно найти не только в газете, но и на сайте мэрии, – подсказал Олег Виноградов. – Устав – специфический документ, это не художественная литература. Кто интересуется, тот читает, – резюмировал Владимир Голов.
От имени депутатского корпуса муниципалитета выступил Станислав Волков. Он пояснил, что группа депутатов внесла предложение, которое усиливает полномочия муниципалитета по контролю за исполнительной властью. Суть его в том, чтобы утверждать кандидатуры заместителей мэра и руководителей ключевых департаментов (образования, архитектуры), а также руководителей предприятий, доля города в которых более 50 процентов, например «Водоканала», на муниципалитете Ярославля.
По итогам слушаний собравшиеся большинством голосов поддержали предложение рекомендовать проект решения муниципалитета к утверждению. А все поступившие от жителей города предложения и замечания в ходе обсуждения изменений, вносимых в Устав, поступят на рассмотрение в оргкомитет и депутатов муниципалитета.


СОЦИССЛЕДОВАНИЕ
Григорий РОДИН, руководитель Яроcлавского городского центра изучения общественного мнения и социологических исследований:
– Публичным слушаниям предшествовало изучение общественного мнения, которое проходило с 20 по 22 июня. Участвовали в нем полторы тысячи человек, это 0,3 процента от общего числа жителей Ярославля старше 18 лет. 64 процента опрошенных знают о действующем Уставе города. Общий уровень поддержки поправок составляет 80 процентов. К одной из наиболее популярных можно отнести поправку, ограничивающую пребывание одного человека на посту мэра города двумя сроками подряд, за – 87,5 процента опрошенных. 81,9 процента участников социсследования высказались положительно за новые полномочия мэрии по контролю в градостроительной сфере, а 81,1 – по вопросам водоснабжения и водоотведения. 62,7 процента одобряют уменьшение количества жителей, необходимых для участия в собрании, до 1/3.

Автор: Ирина КОПЕНКИНА

Комментарии

Другие новости раздела «Политика»

Читать