10:24
пятница,
19 апреля 2024 г.
7.73
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
30 июля 2015

От ртутной лампы до диода, или Путь длиной в менталитет

В преддверии формирования бюджета города на следующий год депутаты муниципалитета Ярославля принимают активное участие в обсуждении муниципальных целевых программ, не все из которых при тщательном рассмотрении оказываются действенными и целесообразными. В частности, немало вопросов возникло у народных избранников в сфере энергоэффективности. Прокомментировать ситуацию мы попросили Елену АНАШКИНУ, депутата муниципалитета, заведующую кафедрой физиологии и зоологии Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского.

Опасные пары: без цвета и запаха

– С проблемами энергоэффективости я впервые столкнулась как эколог. Дело в том, что несколько лет назад по распоряжению президента в стране стали менять обычные лампы накаливания на ртутные, но при этом не предложили никакой программы их утилизации. Меня это сильно удивило – как можно предпринимать такие шаги в стране, где нет экологической культуры, где люди не привыкли сортировать мусор? И я стала заниматься проблемой утилизации ртутных ламп.
В то время мы со студентами проводили много исследований, опрашивали жителей города, как они утилизируют ртутные лампы, знают ли они вообще, что энергосберегающие лампы содержат ртуть и опасны для здоровья.
– И каковы же были результаты опросов?
– К сожалению, мы убедились в том, о чем я и говорила:  в нашей стране действительно не сформирована культура раздельного сбора бытовых отходов и крайне низок уровень экологической грамотности населения.
Согласно опросу, проведенному ЦИОМСИ  в Ярославле в 2011 году, 52,8% ярославцев вообще ничего не знают о том, что современные лампы содержат пары ртути и могут быть опасны. Только 15,8% населения города знает, куда нужно сдавать перегоревшие энергосберегающие лампочки, и всего 3% добросовестно относят их в специальные пункты приема. Почти каждый второй – 47,9% ярославцев – выкидывает отслужившие энергосберегающие лампы вместе с другим мусором. Это страшные цифры. И я думаю, не случайно Ярославская область занимает первое место по онкологическим заболеваниям.
– Что же опасного может быть в домашних лампочках?
– Давайте посчитаем вместе. В среднем в год каждый ярославец использует по 3 энергосберегающие лампочки, содержащие по 10 мг ртути. Если 80% горожан просто выбросят использованные лампочки, в воздух попадет более 30 килограммов паров ртути. Если же к этому прибавить неутилизированные лампы, используемые на предприятиях, количество ртути в воздухе возрастет в несколько десятков раз. По данным Роспотребнадзора, над населенными пунктами России собираются облака ртути общим объемом более полутора тонн в год.
А ведь пары ртути очень ядовиты и могут  вызывать тяжелые отравления. Ртуть и ее соединения поражают центральную нервную систему человека, а также печень, почки, желудочно-кишечный тракт, при вдыхании – дыхательные пути. Страшно то, что человек даже не узнает о том, что его организм под угрозой, пары ртути не имеют ни цвета, ни запаха.
При этом государство вполне осознает опасность энергосберегающих ламп. Недаром действующее законодательство предусматривает жесткие санкции за нарушение требований в области обращения с ртутьсодержащими отходами. На граждан может быть наложен штраф в размере от одной до двух тысяч рублей, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – до пятидесяти тысяч, на юридических лиц – до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

Альтернатива есть

– Каков же выход из сложившейся ситуации?
– Во многих европейских странах на смену «ядовитым» ртутным лампам приходят светодиодные. Скажу вам честно: поездка в качестве представителя муниципалитета в Финляндию, в наш город-побратим Ювяскюля, буквально открыла мне глаза.
Мне очень понравилось все увиденное и услышанное в Ювяскюля. Уличное освещение в этом городе обеспечивается за счет специальных LED-светильников, которые подключены к автоматической системе управления. В итоге за освещение всего города отвечают два оператора, которым в случае аварии на сотовый телефон приходит СМС-оповещение о том, где именно отмечена неисправность. Помимо уличного освещения светодиоды используются и для подсветки зданий вдоль основных магистралей, что придает городу праздничный вид. И при этом финны еще и существенно экономят бюджетные средства на потреблении электроэнергии.
Я стала разбираться, что же такое светодиодные лампы. И оказалось, они действительно имеют множество преимуществ. Это и срок службы 80 тысяч часов, и экономия энергопотребления 84% по сравнению с ртутными лампами. Светодиодные лампы могут работать при температуре от минус 50 до плюс 60 градусов и имеют высокую механическую устойчивость. Кроме того, они экономят действительно колоссальные деньги. А самое главное – по сравнению с ртутными светодиодные лампы безвредны для здоровья. Это подтверждают и данные научных исследований.

Зачем им экономить?

– Я так понимаю, что этот европейский опыт вы уже примерили к Ярославлю?
– Я столкнулась с очень интересными фактами. С депутатскими проверками с коллегами по муниципалитету мы ездили по школам, больницам и видели, как ртутные лампы не то что не утилизируются, а просто сваливаются в кучу и хранятся долгое время, ведь за их утилизацию надо платить, а денег нет. При этом половина ламп уже битые, и ртутными парами дышат дети. И я, естественно, стала выяснять, почему в школах не переходят на более экологичное и экономичное светодиодное освещение.
Может быть, останавливает нехватка средств на закупку и монтаж оборудования? Но, оказывается, существует такая схема взаимодействия, как энергосервисный контракт. Суть его в том, что компания приходит на предприятие или в учреждение, ставит свое светодиодное оборудование и в течение оговоренного срока контракта производит все сервисное обслуживание, получая в качестве оплаты только дельту (разницу) между обычными платежами за свет и платежами после перехода на светодиодное освещение. То есть получается, что той же школе не нужно вкладывать дополнительные деньги в модернизацию, платит она столько же, сколько обычно заложено в бюджете. А после окончания контракта все оборудование переходит в собственность школы.
Большая проблема в школах – освещение спортивных залов и спортивных площадок. Прожекторы потребляют огромное количество электроэнергии. Если перевести освещение на светодиоды, экономия составит просто огромные суммы.
Что касается здоровья детей, светодиоды также предпочтительней – они дают ровный свет без мерцания. Дети меньше утомляются.
– Так в чем же тогда загвоздка?
– Я тоже не могу понять, почему мы никак не можем решить этот вопрос. Уже год тянутся совещания, заседают рабочие группы. При том что в муниципалитете есть человек, который вплотную занимается светодиодами, – депутат Александр Шутов. И все равно дальше совещаний пока дело не идет.
Одна из проблем – не могут найти схему, как выделить эту самую дельту, которая пойдет на оплату энергосервисного контракта. Еще одна проблема – в действующей муниципальной программе, где замена освещения завязана с заменой пластиковых окон и другими работами, которые почему-то должен выполнять один подрядчик. Казалось бы, мелочи, все это можно решить, но…
– Видимо, мы дошли до истинных причин?
– Выяснилось, что школы совершенно не заинтересованы в экономии электроэнергии. Более того, им невыгодно экономить – сэкономленные деньги уйдут в никуда, а школам потом просто дадут меньше денег.
С приходом в руководство города новой команды вопрос начал сдвигаться с мертвой точки. Сейчас мы занимаемся проблемой вплотную, уже выделили 10 пилотных школ, провели там замеры освещения при существующей системе. Но это опять навязывание решений сверху. Наверное, нужно менять систему так, чтобы школы были сами заинтересованы в экономии, чтобы высвободившиеся средства они могли использовать на другие нужды по своему усмотрению.

Город обслуживает частника

– Но ведь школы не единственный объект, где освещение организовано нелучшим образом?
– Конечно. Отдельная тема – уличное освещение. Сегодня Ярославль освещает более 27 тысяч физически и морально устаревших фонарей, которые исправно выполняли свои задачи еще в 80-х годах прошлого  века. На улицах используются ртутные лампы, которые появились 50 лет назад.
При этом такое несовершенное освещение обходится городскому бюджету в копеечку.  Ежегодно мы тратим 250 миллионов рублей на оплату электроэнергии и еще 50 миллионов на обслуживание, замену и утилизацию ламп. И эти суммы постоянно растут вместе с тарифами и развитием сети уличного освещения.
А при переходе на светодиоды мы могли бы платить за уличное освещение 50 – 60 миллионов рублей в год. То есть 150 – 200 миллионов рублей ежегодно мы могли бы экономить, просто  заменив фонари, без всяких оптимизаций и продажи зданий.
– Это только теоретические прогнозы?
– В Ярославле есть предприятия, которые перешли на светодиодное освещение и экономят на этом внушительные суммы. Например, одной крупной компании после перехода на новую технологию освещение обошлось в пять раз дешевле, чем за предыдущий год, ярославскому Водоканалу – в восемь раз.
– Если перспективы так хороши, то в чем же подвох?
– Мы не можем поменять освещение на светодиодные фонари, потому что столбы принадлежат частному предприятию. Освещением Ярославля сегодня занимается ОАО «Ярославская городская электрическая сеть», 100% акций которой принадлежит ОАО «МРСК Центра».
Я хочу, чтобы вы поняли, это не мое личное мнение. По сути, стратегическое имущество, по которому происходит передача электроэнергии, ушло из городской собственности в частную – в этом согласны со мной и другие наши коллеги по муниципалитету. И что получается в результате? Сейчас существуют хорошо зарекомендовавшие себя современные технологии по освещению улиц, а мы их применить не можем, так как собственнику столбов это невыгодно.
– Это вполне понятное желание – получать прибыль…
– При этом мы почему-то забываем о том, что частные столбы МРСК стоят на городской земле бесплатно – компания не платит за это никаких налогов,   даже, напротив, город платит колоссальные деньги за их обслуживание, покраску и так далее. Почему мэрия не предпринимает мер, в том числе экономических, по исправлению ситуации? Ведь во многих городах России – в той же Костроме или в Подмосковье – находят способ решать аналогичные проблемы, активно переходят на светодиодное освещение и экономят на этом огромные деньги в муниципальных бюджетах. Так, в Мытищах затраты на освещение одним фонарем составляют 1200 рублей в год, а у нас в Ярославле – 6800 рублей.
При этом особо и делать ничего не надо – достаточно открыть рынок, избавившись от монополиста: дать возможность частным инвесторам прийти в отрасль, грамотно составить техническое задание, объявить конкурсы и наладить контроль. В качестве причин «пробуксовки» лично я вижу нежелание чиновников что-то менять, в том числе свой менталитет, и не исключаю  коррупционную составляющую.
– И каковы, на ваш взгляд, перспективы?
– Опять же я могу сказать, что новое городское руководство проблемой озаботилось. Ведь эти вопросы мы обсуждали с Алексеем Малютиным, когда он еще был депутатом муниципалитета. Поэтому есть надежда, что ситуация поменяется. И я, как депутат муниципалитета, обещаю держать ситуацию на контроле.

Автор: Юлия Михиенкова

Комментарии

Другие новости раздела «Муниципальная среда»

Читать