06:42
суббота,
27 апреля 2024 г.
14.95
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
2 сентября 2020

Альбом семейный бережно хранит…

В наш век цифровых технологий, когда все фото мы храним в телефонах, компьютерах и планшетах, так приятно взять в руки семейный альбом, полистать его и услышать воспоминания о людях, память о которых хранят эти фотографии. В альбоме семьи Дябиных их много. Владимир Степанович и Раиса Николаевна прожили долгую жизнь, вместе они были более 70 лет. Их уже нет с нами, но память о них живет в сердцах их родных, друзей, простых ярославцев. Сегодня мы листаем фотоальбом супругов Дябиных с их дочерью Ириной Владимировной Макарченко.
1 / 3

Сороковые роковые

В семейном альбоме общие снимки встречаются не сразу, на фронте – не до фотографий. Владимир Дябин и Раиса Ермолаева познакомились летом 1942-го в освобожденной Калуге. Он 20-летний лейтенант, выпускник Тамбовского Краснознаменного военного кавалерийского училища имени 1-й Конной армии. Ей 19, она медсестра военно-полевого госпиталя. Это такие, как Раиса, сразу после школьного бала шли в военкоматы.

– Мама 21 июня 1941-го танцевала на выпускном в школе города Егорьевска, что под Москвой. А уже 27 июня была медсестрой полевого передвижного госпиталя № 497, – вспоминает Ирина Владимировна. – Мама рассказывала о своем знакомстве с папой так. Она служила медсестрой в госпитале, а он поправлялся после ранения. Молодой лейтенант на танцах, которые устроило руководство, попридержал ее сзади за гимнастерку и строго велел зайти к нему в кабинет. Конечно, это была шутка, но мама, по ее словам, опешила, никто до этого с ней так не говорил. А потом по ночной Калуге он провожал ее в госпиталь, и они говорили, говорили…

Через месяц, 29 июля 1942 года, они расписались.

– Когда вышли из загса, папа сложил вчетверо справку о регистрации брака, положил ее в карман гимнастерки со словами: «Это самое дорогое, что у меня есть…», – говорит Ирина Владимировна.

А дальше их фронтовые дороги разошлись. Владимир Дябин воевал во 2-й гвардейской Крымской ордена Ленина дважды Краснознаменной кавалерийской дивизии, прошел путь от командира пулеметного взвода и командира эскадрона до начальника штаба танкового батальона, окончил войну на берегах Эльбы в звании майора. Он был награжден орденом Ленина, орденом Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды, медалями «За оборону Москвы», «За победу над Германией»…

Для Раисы Дябиной война закончилась в Кенигсберге. Она награждена орденом Отечественной войны 2-й степени, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За освобождение Белоруссии», «За победу над Германией»…

Вместе навсегда

Супруги встретились только в конце декабря 45-го. На пороге квартиры, где жила первокурсница Московского пединститута, под Новый, уже мирный год появился майор «с иконостасом боевых наград».

– В общем, 1946 год они встречали уже настоящей семейной парой. А тот документ, датированный 29 июля 1942 года, отец пронес через всю войну и потом хранил много-много лет, – продолжает рассказывать Ирина Владимировна. – Мама всегда уважала отца за смелость и решительность, за его настойчивость, честность и принципиальность. Но я уверена, в этом они были похожи. Говорить об одном из родителей в отрыве от другого не получается. Они всегда были вместе.

Вместе они и почти на всех послевоенных, еще черно-белых фотографиях. Вместе работали и служили там, куда офицер Дябин получал назначение, вместе воспитывали сына и дочь.

Супруги Дябины и отдыхали всегда вместе, свидетельство тому – фотографии из семейного альбома.

– Из-за ранений папе полагалось лечение в санатории. И когда у нас появился «Москвич», мы всей семьей ездили в Феодосию. Папа довозил нас до моря, ставил палатку и отбывал в санаторий. Пока он лечился, мы дикарями отдыхали неподалеку, а он при любой возможности приходил к нам. Замечательное было время, – говорит Ирина Владимировна.

На одной из фотографий в семейном альбоме военком Тулы Дябин как раз рядом со своим «Москвичом». Кстати, с этой машиной связана интересная история. Владимир Степанович восемь лет стоял на нее в очереди.
Последние пару лет уже и не надеялись. И вот приходит открытка – очередь подошла, нужно забирать машину. А денег на нее нет. Совсем… Когда коллеги по военкомату увидели расстроенное лицо Дябина, за пару часов проблему решили. Составили список, кто сколько может одолжить. Кто-то в очереди на пианино стоял, кто-то еще на что копил – нужную сумму собрали.

О друзьях-товарищах

В альбоме очень много фотографий с друзьями, Дябины умели дружить. Ирина Владимировна рассказала один замечательный случай. Как-то близкий друг пригласил всю семью на свадьбу сына в другой город.

– Родители и брат поехать не смогли, делегировали меня. Я приехала поздно, свадьба уже в разгаре была. А рядом с хозяином четыре стула пустые – для нас приготовлены. Представьте, места мало, гостей много, но никто эти стулья не занял, – говорит Ирина Макарченко.

И в доме Дябиных всегда гостей было много. Если гости неожиданные, картошечка и квашеная капустка обязательно найдутся. А разговоры по душам, воспоминания и партия в шахматы – кто же от такого откажется!
В семейном альбоме есть и обычные тетрадные листки, на них стихи. Почетному гражданину города Ярославля В.С. Дябину посвятил, например, эти строки лучший друг А.Б. Подвойский:

«Ты добился трудом в многолетних исканьях награды.
Ты поставил ту точку, что нужна бойцу в упокой.
Они нынче в граните с звездой надмогильной, как надо.
К той могиле родным прикоснуться своею рукой…»

И эти строки, написанные в мае 2003-го, как итог большой работы Владимира Дябина – работы поисковика, исследователя, энтузиаста, которую он провел именно в Ярославле.

По долгу и совести

В наш город семья Дябиных приехала в 1962 году, Владимир Дябин получил назначение на должность военного комиссара Кировского района. По работе Владимиру Степановичу часто приходилось встречаться с родственниками погибших солдат и офицеров, помогать восстанавливать документы, разыскивать захоронения. И когда в 1974 году он вышел в отставку, свои исследования и поиски продолжил – уже не по обязанности, а по долгу и совести. Он работал в архивах Москвы, изучал документы в Ленинградском военно-медицинском
архиве.

Более 20 лет Владимир Степанович Дябин вел свой поиск, он составил картотеку учетных данных на захороненных в Ярославле воинов, установил имена тысяч солдат и офицеров, которые с тяжелыми ранениями поступали в наш город и умирали здесь. Он установил точную дислокацию всех госпиталей, развернутых в Ярославле в годы войны, списки находящихся на лечении и, а это было особенно трудно, расположение могил на воинском кладбище. В послевоенное время из-за плохого учета и ухода за могилами многие захоронения были, что называется, обезличены, утеряны. Именно полковник Дябин стал инициатором реконструкции этого кладбища. И 9 Мая 1995 года, в день 50-летия Великой Победы, ярославцы увидели настоящий Военно-мемориальный комплекс, вот уже 25 лет для нас всех это святое место.

В том же 1995 году вышла в свет книга «Вечная память», автором-составителем которой является В.С. Дябин. Здесь именные списки в алфавитном порядке: фамилия, имя, отчество, воинское звание, воинская часть последнего места службы, год рождения, дата и причина смерти, место смерти, место нахождения могилы, место нахождения родственников или место призыва.

– У отца часто спрашивали, почему он занимается таким трудоемким, кропотливым, требующим много сил и времени делом. И он всегда отвечал одним словом: «Обещал». Может, тем, кто не дожил до Победы, может, самому себе. А еще каждый год на 9 Мая мы покупали несколько десятков открыток и всей семьей писали поздравления родным тех солдат, которые захоронены на Ярославской земле. На многие годы это стало для нашей семьи великой традицией, – говорит дочь полковника в отставке.

За многолетнюю исследовательскую и поисковую работу, за организационную работу по реконструкции Воинского мемориального кладбища, за подготовку к изданию книги «Вечная память» Владимиру Дябину в 1995 году, одному из первых ярославцев в новейшей истории, было присвоено звание почетного гражданина города Ярославля.

…Супруги Дябины ушли из жизни уже в веке нынешнем. Владимир Степанович умер в 2013 году, Раиса Николаевна – в 2015-м. Они похоронены на Воинском мемориальном кладбище – к 70-летию Великой Победы на Алле героев установили памятную плиту почетному жителю Ярославля, фронтовику Дябину. А на фасаде дома № 26 на проспекте Ленина, где семья Дябиных прожила более 50 лет, есть памятная табличка. Но память не только в этом. Главное – она в сердцах ярославцев.
Автор: Елена Буева
Городские новости, №74

Комментарии

Другие новости раздела «Великой Победе посвящается»

Читать