20 мая 2020
Машины Победы
В День Победы колонна военной техники прошла по улицам Ярославля. Многие ярославцы распахнув окна или выйдя на балкон, смогли увидеть это необычное поздравление ветеранов Великой Отечественной
«Машины Победы» – так называется проект, поддержанный Фондом президентских грантов и предусматривающий восстановление машин военного времени. Некоторые из них были на фронте, с каждым днем приближая Победу. Другие во время войны разрабатывались и проектировались, службу эти машины несли уже в послевоенное время. В рамках проекта реставрационные работы велись несколько месяцев на пяти площадках. Постепенно к проекту подключились ветераны, преподаватели вузов Ярославля, студенты.
Седельный тягач ЯАЗ-221 проходил реабилитацию в мастерских технологического университета. Машину воссоздавали по старым чертежам. Какие-то из них нашли на заводе, другие заказали в техническом архиве Санкт-Петербурга. Седельные тягачи ЯАЗ-221 выпускались на Ярославском автомобильном заводе (моторном заводе) до 1959 года, использовались они с тяжелыми полуприцепами. За годы производства ЯАЗ-221 было выпущено всего 483 экземпляра. В наше время ни одного не сохранилось, поэтому седельный тягач, сделанный практически с нуля в мастерских ЯГТУ, стал 484-м.
Двигатель к нему нашел руководитель клуба классических автомобилей «Медведь» и проекта «Машины Победы» Андрей Лагузов. Три десятка лет мотор просто валялся во дворе у бывшего владельца и имел все шансы отправиться в металлолом.
Разработка и испытания ГАЗ-51 велись в тяжелые дни Великой Отечественной войны. С заводского конвейера машина сошла уже после Победы. Реставрация ГАЗ-51 была непростой: чертежи пришлось искать даже в музее Горьковского автозавода в Нижнем Новгороде. Материал собирали по крупицам, рассматривая старые фотографии.
Полевая кухня, восстановленная руками ярославских энтузиастов, – послевоенного времени. Она была выпущена в 1959 году, но от тех, что кормили бойцов в перерывах между боями, не отличается. В ней есть бак для хлеба, муки, баки для готовой пищи. В День Победы в этой полевой кухне была приготовлена настоящая солдатская каша.
Работы по реставрации ЗИЛ-131 с установкой АРС-14 проходили в ПАТП-1. Авторазливочная станция АРС-14 – машина химзащиты, предназначенная для транспортировки жидкостей химической, радиационной и биологической защиты. Создана она была в послевоенные годы, но сейчас вновь стала актуальной.
– АРС-14 мы нашли в Кукобое, – рассказал Андрей Лагузов. – Когда-то машина работала в лесхозе. Ее планировали сдать в металлолом. В сегодняшней ситуации эти машины актуальны как никогда, они используются для обработки зараженных территорий.
В колонну «Машин Победы» ЗИЛ-131 с установкой АРС-14 попал не случайно: можно сказать, что этот автомобиль был «внуком» легендарного ЗИС-151, который проектировался во время войны. А тот, в свою очередь, имеет сходство с автомобилем «International», поставлявшимся в нашу страну по ленд-лизу. Его использовали для установки «Катюш».
«Катюшу» на базе шасси американского автомобиля «International», пожалуй, можно назвать главной героиней проекта «Машины Победы».
– На сегодняшний день это единственная в мире «Катюша» на шасси «International», – говорит Андрей Лагузов. – Она была редкостью даже во время войны, ведь в Советский Союз было поставлено всего около пяти сотен «International». Подходящее шасси смогли отыскать только в США. История этой «Катюши» связана с ярославским ветераном Михаилом Николаевичем Пеймером.
Во время Великой Отечественной войны Михаил Пеймер командовал батареей реактивных установок «Катюша» 72-го ракетного полка 336-й дивизии. Батарея состояла из четырех таких машин. В день 75-летия Победы ветеран увидел «родную» «Катюшу» и не смог сдержать эмоций.
Седельный тягач ЯАЗ-221 проходил реабилитацию в мастерских технологического университета. Машину воссоздавали по старым чертежам. Какие-то из них нашли на заводе, другие заказали в техническом архиве Санкт-Петербурга. Седельные тягачи ЯАЗ-221 выпускались на Ярославском автомобильном заводе (моторном заводе) до 1959 года, использовались они с тяжелыми полуприцепами. За годы производства ЯАЗ-221 было выпущено всего 483 экземпляра. В наше время ни одного не сохранилось, поэтому седельный тягач, сделанный практически с нуля в мастерских ЯГТУ, стал 484-м.
Двигатель к нему нашел руководитель клуба классических автомобилей «Медведь» и проекта «Машины Победы» Андрей Лагузов. Три десятка лет мотор просто валялся во дворе у бывшего владельца и имел все шансы отправиться в металлолом.
Разработка и испытания ГАЗ-51 велись в тяжелые дни Великой Отечественной войны. С заводского конвейера машина сошла уже после Победы. Реставрация ГАЗ-51 была непростой: чертежи пришлось искать даже в музее Горьковского автозавода в Нижнем Новгороде. Материал собирали по крупицам, рассматривая старые фотографии.
Полевая кухня, восстановленная руками ярославских энтузиастов, – послевоенного времени. Она была выпущена в 1959 году, но от тех, что кормили бойцов в перерывах между боями, не отличается. В ней есть бак для хлеба, муки, баки для готовой пищи. В День Победы в этой полевой кухне была приготовлена настоящая солдатская каша.
Работы по реставрации ЗИЛ-131 с установкой АРС-14 проходили в ПАТП-1. Авторазливочная станция АРС-14 – машина химзащиты, предназначенная для транспортировки жидкостей химической, радиационной и биологической защиты. Создана она была в послевоенные годы, но сейчас вновь стала актуальной.
– АРС-14 мы нашли в Кукобое, – рассказал Андрей Лагузов. – Когда-то машина работала в лесхозе. Ее планировали сдать в металлолом. В сегодняшней ситуации эти машины актуальны как никогда, они используются для обработки зараженных территорий.
В колонну «Машин Победы» ЗИЛ-131 с установкой АРС-14 попал не случайно: можно сказать, что этот автомобиль был «внуком» легендарного ЗИС-151, который проектировался во время войны. А тот, в свою очередь, имеет сходство с автомобилем «International», поставлявшимся в нашу страну по ленд-лизу. Его использовали для установки «Катюш».
«Катюшу» на базе шасси американского автомобиля «International», пожалуй, можно назвать главной героиней проекта «Машины Победы».
– На сегодняшний день это единственная в мире «Катюша» на шасси «International», – говорит Андрей Лагузов. – Она была редкостью даже во время войны, ведь в Советский Союз было поставлено всего около пяти сотен «International». Подходящее шасси смогли отыскать только в США. История этой «Катюши» связана с ярославским ветераном Михаилом Николаевичем Пеймером.
Во время Великой Отечественной войны Михаил Пеймер командовал батареей реактивных установок «Катюша» 72-го ракетного полка 336-й дивизии. Батарея состояла из четырех таких машин. В день 75-летия Победы ветеран увидел «родную» «Катюшу» и не смог сдержать эмоций.
Автор: Ирина Штольба
Фото автора
Фото автора
Другие новости раздела «Великой Победе посвящается»
Великой Победе посвящается
26 марта 2024
Ряд мероприятий к Дню Победы в Ярославской области пройдут в онлайн-режиме
Великой Победе посвящается
06 июля 2020
Как ярославцы в годы Великой Отечественной жили по мобилизационному плану
Великой Победе посвящается
27 января 2020
Ярославцы отмечают день снятия блокады Ленинграда
Великой Победе посвящается
02 сентября 2020
Альбом семейный бережно хранит…
Великой Победе посвящается
07 мая 2015
Под мелодии военных лет
Великой Победе посвящается
09 мая 2022
Ярославль празднует День Победы
Комментарии