15:04 Четверг, 13 Августа 2020
12+
ЭЛ№ФС 77- 75974 от 19.06.2019 +7 (4852) 30-76-08 news@city-news.ru

Машины Победы

20 Мая 2020
В День Победы колонна военной техники прошла по улицам Ярославля. Многие ярославцы распахнув окна или выйдя на балкон, смогли увидеть это необычное поздравление ветеранов Великой Отечественной
«Машины Победы» – так называется проект, поддержанный Фондом президентских грантов и предусматривающий восстановление машин военного времени. Некоторые из них были на фронте, с каждым днем приближая Победу. Другие во время войны разрабатывались и проектировались, службу эти машины несли уже в послевоенное время. В рамках проекта реставрационные работы велись несколько месяцев на пяти площадках. Постепенно к проекту подключились ветераны, преподаватели вузов Ярославля, студенты.

Седельный тягач ЯАЗ-221 проходил реабилитацию в мастерских технологического университета. Машину воссоздавали по старым чертежам. Какие-то из них нашли на заводе, другие заказали в техническом архиве Санкт-Петербурга. Седельные тягачи ЯАЗ-221 выпускались на Ярославском автомобильном заводе (моторном заводе) до 1959 года, использовались они с тяжелыми полуприцепами. За годы производства ЯАЗ-221 было выпущено всего 483 экземпляра. В наше время ни одного не сохранилось, поэтому седельный тягач, сделанный практически с нуля в мастерских ЯГТУ, стал 484-м.

Двигатель к нему нашел руководитель клуба классических автомобилей «Медведь» и проекта «Машины Победы» Андрей Лагузов. Три десятка лет мотор просто валялся во дворе у бывшего владельца и имел все шансы отправиться в металлолом.

Разработка и испытания ГАЗ-51 велись в тяжелые дни Великой Отечественной войны. С заводского конвейера машина сошла уже после Победы. Реставрация ГАЗ-51 была непростой: чертежи пришлось искать даже в музее Горьковского автозавода в Нижнем Новгороде. Материал собирали по крупицам, рассматривая старые фотографии.

Полевая кухня, восстановленная руками ярославских энтузиастов, – послевоенного времени. Она была выпущена в 1959 году, но от тех, что кормили бойцов в перерывах между боями, не отличается. В ней есть бак для хлеба, муки, баки для готовой пищи. В День Победы в этой полевой кухне была приготовлена настоящая солдатская каша.

Работы по реставрации ЗИЛ-131 с установкой АРС-14 проходили в ПАТП-1. Авторазливочная станция АРС-14 – машина химзащиты, предназначенная для транспортировки жидкостей химической, радиационной и биологической защиты. Создана она была в послевоенные годы, но сейчас вновь стала актуальной.

– АРС-14 мы нашли в Кукобое, – рассказал Андрей Лагузов. – Когда-то машина работала в лесхозе. Ее планировали сдать в металлолом. В сегодняшней ситуации эти машины актуальны как никогда, они используются для обработки зараженных территорий.

В колонну «Машин Победы» ЗИЛ-131 с установкой АРС-14 попал не случайно: можно сказать, что этот автомобиль был «внуком» легендарного ЗИС-151, который проектировался во время войны. А тот, в свою очередь, имеет сходство с автомобилем «International», поставлявшимся в нашу страну по ленд-лизу. Его использовали для установки «Катюш».

«Катюшу» на базе шасси американского автомобиля «International», пожалуй, можно назвать главной героиней проекта «Машины Победы».

– На сегодняшний день это единственная в мире «Катюша» на шасси «International», – говорит Андрей Лагузов. – Она была редкостью даже во время войны, ведь в Советский Союз было поставлено всего около пяти сотен «International». Подходящее шасси смогли отыскать только в США. История этой «Катюши» связана с ярославским ветераном Михаилом Николаевичем Пеймером.

Во время Великой Отечественной войны Михаил Пеймер командовал батареей реактивных установок «Катюша» 72-го ракетного полка 336-й дивизии. Батарея состояла из четырех таких машин. В день 75-летия Победы ветеран увидел «родную» «Катюшу» и не смог сдержать эмоций.
Автор: Ирина Штольба
Фото автора

Комментарии

Другие новости раздела «Великой Победе посвящается»


Здесь могла быть ваша реклама

Муниципальные правовые акты

Вы можете ознакомиться с муниципальными правовыми актами.
Подробнее.

Свежий номер

Читать

Пришлось ли вам корректировать планы на отпуск из-за эпидемии коронавируса?

От отпуска отказался из-за невозможности поехать за границу
4 (30.77%)

Провожу отпуск так и там, как и планировал
4 (30.77%)

Летом в отпуск не хожу
4 (30.77%)

Отдыхать летом - это святое. Но пришлось срочно искать вариант отдыха в России
1 (7.69%)

Связаться с редакцией
Приёмная:
+7 (4852) 30-76-08
Эл. почта:
Здесь могла быть ваша реклама