11:18
четверг,
25 апреля 2024 г.
10.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
20 мая 2020

Машины Победы

В День Победы колонна военной техники прошла по улицам Ярославля. Многие ярославцы распахнув окна или выйдя на балкон, смогли увидеть это необычное поздравление ветеранов Великой Отечественной
«Машины Победы» – так называется проект, поддержанный Фондом президентских грантов и предусматривающий восстановление машин военного времени. Некоторые из них были на фронте, с каждым днем приближая Победу. Другие во время войны разрабатывались и проектировались, службу эти машины несли уже в послевоенное время. В рамках проекта реставрационные работы велись несколько месяцев на пяти площадках. Постепенно к проекту подключились ветераны, преподаватели вузов Ярославля, студенты.

Седельный тягач ЯАЗ-221 проходил реабилитацию в мастерских технологического университета. Машину воссоздавали по старым чертежам. Какие-то из них нашли на заводе, другие заказали в техническом архиве Санкт-Петербурга. Седельные тягачи ЯАЗ-221 выпускались на Ярославском автомобильном заводе (моторном заводе) до 1959 года, использовались они с тяжелыми полуприцепами. За годы производства ЯАЗ-221 было выпущено всего 483 экземпляра. В наше время ни одного не сохранилось, поэтому седельный тягач, сделанный практически с нуля в мастерских ЯГТУ, стал 484-м.

Двигатель к нему нашел руководитель клуба классических автомобилей «Медведь» и проекта «Машины Победы» Андрей Лагузов. Три десятка лет мотор просто валялся во дворе у бывшего владельца и имел все шансы отправиться в металлолом.

Разработка и испытания ГАЗ-51 велись в тяжелые дни Великой Отечественной войны. С заводского конвейера машина сошла уже после Победы. Реставрация ГАЗ-51 была непростой: чертежи пришлось искать даже в музее Горьковского автозавода в Нижнем Новгороде. Материал собирали по крупицам, рассматривая старые фотографии.

Полевая кухня, восстановленная руками ярославских энтузиастов, – послевоенного времени. Она была выпущена в 1959 году, но от тех, что кормили бойцов в перерывах между боями, не отличается. В ней есть бак для хлеба, муки, баки для готовой пищи. В День Победы в этой полевой кухне была приготовлена настоящая солдатская каша.

Работы по реставрации ЗИЛ-131 с установкой АРС-14 проходили в ПАТП-1. Авторазливочная станция АРС-14 – машина химзащиты, предназначенная для транспортировки жидкостей химической, радиационной и биологической защиты. Создана она была в послевоенные годы, но сейчас вновь стала актуальной.

– АРС-14 мы нашли в Кукобое, – рассказал Андрей Лагузов. – Когда-то машина работала в лесхозе. Ее планировали сдать в металлолом. В сегодняшней ситуации эти машины актуальны как никогда, они используются для обработки зараженных территорий.

В колонну «Машин Победы» ЗИЛ-131 с установкой АРС-14 попал не случайно: можно сказать, что этот автомобиль был «внуком» легендарного ЗИС-151, который проектировался во время войны. А тот, в свою очередь, имеет сходство с автомобилем «International», поставлявшимся в нашу страну по ленд-лизу. Его использовали для установки «Катюш».

«Катюшу» на базе шасси американского автомобиля «International», пожалуй, можно назвать главной героиней проекта «Машины Победы».

– На сегодняшний день это единственная в мире «Катюша» на шасси «International», – говорит Андрей Лагузов. – Она была редкостью даже во время войны, ведь в Советский Союз было поставлено всего около пяти сотен «International». Подходящее шасси смогли отыскать только в США. История этой «Катюши» связана с ярославским ветераном Михаилом Николаевичем Пеймером.

Во время Великой Отечественной войны Михаил Пеймер командовал батареей реактивных установок «Катюша» 72-го ракетного полка 336-й дивизии. Батарея состояла из четырех таких машин. В день 75-летия Победы ветеран увидел «родную» «Катюшу» и не смог сдержать эмоций.
Автор: Ирина Штольба
Фото автора

Комментарии

Другие новости раздела «Великой Победе посвящается»

Читать