Смерти никогда не боялся
Первый парень на деревне, молодой, отчаянный, задиристый баянист – таким был Николай Микеничев, когда началась война. С фронта вернулся героем, с боевыми наградами.Как и многие подростки того времени, Николай рано узнал, что такое труд. С 14 лет был пастухом. Когда началась вой-
на, отец взял его в свою бригаду сплавщиком на Рыбинское море, где паренек наравне со взрослыми выполнял тяжелую физическую работу.
В 1943 году семнадцатилетнего парня призвали на фронт. По дороге на Вязьму эшелон попал под обстрел, многие до линии фронта так и не добрались. Но наш земляк выжил, и его направили в запасной инженерный саперный полк. Там молодые бойцы обучались военному делу, обезвреживали мины, оставленные отступающими фашистами.
Однажды в полк приехали «покупатели», так между собой солдаты называли военных, которые отбирали рядовых для выполнения боевых заданий. Перед саперами стояла непростая задача – на передовой в поле нужно было разминировать проходы, чтобы смогли пройти наши танки. Несколько дней Микеничев с однополчанами изучали место, делали вылазки, чтобы узнать, какие мины установил враг. В одну из ночей в кромешной темноте на ощупь несколько саперов обез-
вредили мины и расчистили бе-
зопасный коридор для техники. После выполнения этого задания Николай Микеничев был награжден медалью «За отвагу».
– После того как тот коридор сделали, приходит к нам военное начальство. Говорят, за выполнение задания награждаетесь медалью «За отвагу». Но надо еще танки провести по проходу. Поинтересовались, есть ли добровольцы? А чтобы справиться с задачей, надо сесть на первый танк, причем не в кабину, а на броню, и показать путь, – вспоминает ветеран. – Тишина, все молчим, и тут я вышел из строя. Всех распустили, а я – в блиндаж. Наши ребята меня окружили, расспрашивают, по плечу хлопают, молодец, мол, и удивляются моей смелости. Наступление началось ночью. Сел я на танк, только выдвинулись, а немец как начал «хлестать» по нам. Танкисты внутри, а я наверху сижу, показываю. Но все тогда обошлось.
Бережно хранит Николай Иванович документы военного времени: характеристики, армейскую книжку, благодарности от командования – все это прислали матери за хорошее воспитание сына.
В представлении к награде написано: «Красноармеец Микеничев дисциплинированный, находчивый и ответственный боец, боевые задания выполняет точно в срок. Особенно проявил мужество и отвагу при сопровождении танков 422-й танковой бригады через проходы в минных полях, во время сильного артиллерийского и минометного обстрела указывал путь лично, находясь на переднем танке. А после пропуска их через проходы следовал за ними. В результате все семь танков прошли проходы, красноармеец Микеничев задание выполнил отлично. За проявленные отвагу и мужество ходатайствую о награждении его медалью «За отвагу». И подпись: командир – майор Солнышков.
Наград у ветерана хватает: медали «За отвагу» и «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За победу над Японией», значки «Отличный снайпер», «Отличный разведчик».
Долгое время хранил Микеничев государственные секреты от родных и знакомых, про войну старался особо не говорить. Когда вспоминает ветеран военные годы, голос его дрожит, слишком много там осталось боли, сколько друзей-товарищей пришлось похоронить.
– На фронте, чтобы отдохнуть, елок наломаем, кинем на них шинель или фуфайку и ложимся прямо на землю. Утром встаешь – трясешься от холода, погреться негде. А в нашем деле нельзя с дрожащими руками к мине подходить. Да и самому надо быть смелому, не нервничать, – вспоминает Николай Иванович. – Но я никогда не задумывался о том, что страшно, и смерти не боялся, сам на задания напрашивался. Жалею вот только, что отучился всего четыре класса. Было бы образование, мог бы вырасти, а так дослужился лишь до ефрейтора.
Где только не пришлось воевать Николаю Микеничеву: в Белоруссии, Прибалтике. Победу Николай Иванович встретил под Клайпедой. Казалось бы, войне конец. Но для солдата она завершилась на несколько лет позже – только в 1949 году.
На вопрос, неужели домой не хотелось, собеседник отвечает: «Как же, конечно, хотелось, но я солдат, подчиняюсь приказам». После окончания Великой Отечественной войны нашему земляку довелось поучаствовать в боевых действиях против японских войск.
– В Литве нас посадили в поезд, сначала мы и не знали, куда везут. Потом потихоньку выяснилось, что на Дальний Восток. Тогда удалось мне одним глазком взглянуть на родные места. Проезжали мимо Ярославля. Поезд наш на короткое время остановился у станции Приволжье, – вспоминает ветеран. – Я выскочил из вагона и побежал к автозаводу, надеясь встретить знакомых, чтобы передали моим родным, что я живой. Но никого не увидел, у меня слезы на глазах. Вдруг слышу, окликают меня: «Микеничев!» Смотрю, девушка знакомая, но поговорить с ней не успели, поезд тронулся. Двигались через мост, Норское свое увидел. А потом всю ночь ехали без остановки все дальше от родных мест. Прибыли в Комсомольск-на-Амуре. Все чувствовали: случится что-то, были в напряженном ожидании. Вдруг набежала черная туча, хлынул проливной дождь, «заговорили» наши пушки, и нам объявили – началось.
С 1947 года Николай Иванович служил в отдельной роте сопровождения. Сопровождали технику, разные грузы на Сахалин, Курильские острова. Демобилизовался Микеничев в 1949 году. Вернулся домой, женился. Работать устроился на ярославский автозавод, потом он стал моторным заводом. На этом предприятии Николай Иванович трудился 35 лет. За все эти годы – только благодарности, награжден медалью «Ветеран труда».
Николай Иванович живет с женой в Норском, в своем родном доме, где выросли двое его детей, куда приходят теперь в гости его внуки и правнуки.
Комментарии