19:02
четверг,
28 марта 2024 г.
1.06
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
13 декабря 2017

Портрет художника Шилова

До 28 января в Ярославском художественном музее будет работать юбилейная выставка из собрания Московской государственной картинной галереи народного художника СССР Александра Шилова. На ее открытие приезжал сам мастер.

И рисовал, рисовал, рисовал…

Александр Максович – человек деловой. Войдя, первым делом идет в музейный киоск, настойчиво просит передвинуть альбом с его картинами на видное место. С такой же настойчивостью художник «продвигает» свою галерею. 35 картин из нее сегодня в Ярославле.

Галерея мастера открылась в плохие для него времена. От саркомы умерла дочь художника Мария. Последовал развод с женой, сопровождавшийся скандалами по разделу имущества. Об этом тогда писала пресса. Шилов думал, что больше никогда не сможет работать, и предложил передать в дар государству свои лучшие работы, накопленные за творческую жизнь. Галерея открылась 31 мая 1997 года в старинном особняке на улице Знаменка. В ней было 350 работ. Сейчас 1250. Галерея переехала в новое здание у Боровицких ворот.

Мастер трудолюбив и в свои 74 по-прежнему пишет как одержимый. Первую половину светового дня он проводит в мастерской, вторую – в галерее, где «заведует» художественной частью.

Много работать Шилову приходилось с юности. Не секрет, что у художника были бедные детство и юность. Он рос без отца, с мамой, двумя бабушками, младшим братом и старшей сестрой. Чтобы, по его словам, «не стыдно было садиться за стол», в старших классах перешел в школу рабочей молодежи. Днем же работал грузчиком. Сначала на швейной фабрике, потом на мебельной и винзаводе. После работы, превозмогая усталость и боль в натруженной руке, рисовал.

Здесь вся моя жизнь

Шилов привез в Ярославль 32 портрета. Пейзаж, натюрморт и жанровая картина представлены в одном экземпляре. Почему портрет?

– Это как спросить Айвазовского, почему он пишет море, – удивляется Шилов. – Потому что я на это «заточен».

Писать мастер может абсолютно любой персонаж: и положительный, и отрицательный. Лишь бы человек задевал художника «за оголенный нерв».

– Взгляните на портрет монаха Вассиана, – предлагает Александр Максович. – Какие у этого человека глаза? Образ?

– Демонический...

– Вот! Он полон честолюбия, потому что принял высшую степень монашества и теперь может рассчитывать подняться на вершину церковной иерархии.

Александр Максович вообще любит писать священнослужителей. Не все они как монах Вассиан, но у всех точно передан внутренний мир. «Заглянуть под рясу» – называет это Шилов.

Совсем другая – насельница Пюхтицкого подворья монахиня Адриана («За веру и Отечество», 2008 год). В этом портрете сошлись сразу две творческие страсти Шилова: к священно- служителям и военным. Во время Великой Отечественной войны монахиня Адриана была разведчицей в армии Рокоссовского.

Из портретов военных гордость художника – портрет пулеметчика Павла Шорина (1987 год).

– В боях под Псковом он потерял обе ноги, но не спился, хотя мне бы это было понятно, – рассказывает Александр Максович. – Шорин всю жизнь проработал на заводе «Москабель». Женился. Супруга тоже инвалид. У них родился сын. Жил Шорин на пятом этаже «хрущевки». Мучился. Каждый день, держась одной рукой за перила, приходилось спускаться вниз. К счастью, картина попала на всесоюзную выставку. После нее Шорину дали однокомнатную квартиру на первом этаже.

Много на выставке «артистических» портретов. Про каждый своя история. Народного артиста России Михаила Козакова художник долго уговаривал «портретироваться» именно в смокинге. А народный артист Евгений Матвеев, увидев свой портрет, заплакал. «Здесь вся моя жизнь», – сказал он.

С удовольствием Шилов пишет «людей дна». Например, «Судьбы людские» (2012 год).

– Этого скрипача с двумя собаками я заприметил в переходе метро, – вспоминает мастер. – Человек с высшим образованием. Но так сложилась судьба, что он все потерял. Полтора месяца я звал его в мастерскую. Разумеется, вместе с собаками. С ними он не расстается.

– Портрет – это история России в лицах, – считает Александр Максович. – Если человек известный, нам дорого все. Даже пуговица на мундире.

Самым значительным с исторической точки зрения сам Шилов считает портрет епископа православной церкви в Америке Василия Родзянко. Его дед, лидер партии октябристов Михаил Родзянко, был в числе тех, кто принимал отречение от престола императора Николая II в 1917 году.

Великий художник?

Тема, задевающая мастера за живое, – искусство и антиискусство. По мнению Шилова, настоящее искусство – классическое: реализм, великие мастера прошлого Рубенс или Левицкий. Современные направления – авангард и даже импрессионизм – антиискусство, шарлатанство.

– Любой трехлетний ребенок так может мазнуть по холсту. Но если там стоит фамилия Пикассо, публика будет в восторге. А если узнают, что это малыш – раздастся гомерический хохот, – объясняет художник.

С великим испанцем у Шилова свои счеты. В середине 80-х на персональную выставку художника в Манеже приехала газета «Советская культура». Журналист спросил Шилова про Пикассо.

– Я «раздел» Пикассо его же словами, – вспоминает Шилов. – Когда Пикассо исполнилось 85 лет, журналисты поинтересовались, считает ли он себя великим художником. Пикассо ответил, что не настолько глуп. Что он просто «великий комедиант, который воспользовался глупостью, жадностью и тщеславием людей XX века». Пикассо ведь признавался, что успех у публики ему обеспечили коммерсанты, которые раскрутили его имя. Это я и сказал «Советской культуре». Мое интервью тогда запретили к печати. На меня обрушился Союз художников СССР. Им было выгодно делать из Пикассо кумира, чтобы на фоне человека, который ничего не умеет делать, выглядеть хорошо.

– Александр Максович, но вы сами коммерчески успешный художник, обласканы как советскими, так и российскими властями, – вставляю я свои «три копейки». – Ваши картины продаются на аукционах?

– Никогда! Аукционы – торговля, не имеющая отношения к достоинствам художника. Цены на те или другие произведения искусства коммерсанты взвинчивают искусственно. Например, сейчас дорого стоит советское искусство: то, что раньше как ненужное пылилось в подвалах.

Отношение критиков к творчеству Александра Шилова неоднозначное. Например, известный искусствовед, выпускница Московского государственного художественного института им. В.И. Сурикова Мария Чегодаева относила Шилова к «королям китча». На что же ориентироваться нам, простым смертным? Прежде всего на собственные впечатления.

А вот мнение первого заместителя директора Ярославского художественного музея Алексея Федорчука.

– Парадный портрет – старинный жанр русского искусства, – сказал он на открытии выставки. – Увидеть его развитие в современном искусстве очень интересно. Александр Шилов сегодня признанный лидер данного направления в России. Так что эта выставка, безусловно, не рядовая.

На ярославской выставке есть портрет журналистки из Нигерии. Темнокожая девушка в ярко-красной одежде.

– Когда я написал ее портрет, она бросилась ко мне и поцеловала руку. Я не успел отдернуть.

Это воспоминание вызывает на лице Шилова смущенную, довольную улыбку…
Автор: Елена Солондаева
Фото Ирины Штольба

Комментарии

Другие новости раздела «Культура»

Читать