22:27
среда,
28 февраля 2024 г.
-2.26
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
Мы в Telegram
12 февраля 2024
Культура

Ярославцев погрузили в три стихии

Премьера спектакля «Айвазовский. Три стихии» состоялась в Волковском театре 10 января. Мультимедийный байопик, как определен жанр спектакля, – это часть культурного проекта, в котором также выставка картин Ивана Айвазовского в Художественном музее и ролик «Труженики моря» ярославского аниматора, обладателя премии «Оскар» Александра Петрова.
1 / 10
– Три стихии – это живопись, поэзия, музыка. Стали думать, как их соединить. Так появился жанр мультимедийный байопик. А вот что это такое? – задается вопросом режиссер-постановщик Александр Созонов. Но точного ответа не дает.

Каждый спектакль Волковского театра – как метафорическая карта. Все видят одну и ту же причудливую картинку, но каждый воспринимает ее по-своему, исходя из собственного жизненного опыта и состояния души. В этом плане «Айвазовский» не исключение. Александр Созонов наполнил пьесу ярославского драматурга Светланы Гиршон символами, смыслами, образами. Сюжет пьесы – суд над Айвазовским (Эрик Тарханидис) в небесной канцелярии. Айвазовский – гений, а посему суд затянулся с 1900, когда художник умер, аж до 2024 года. На стороне защиты ангел-хранитель (Юрий Круглов). Обвинение поддерживает Адвокат дьявола (Евгений Мундум), тоже ангел, но его задача беспристрастно изложить факты биографии.

– Биография Айвазовского очень насыщенна. Он родился в 1817 году, а умер в начале XX века. Его жизнь вместила множество событий, эпоху романтизма и эпоху реализма. Отбор событий его биографии, конечно, была нелегкая задача, – говорит Светлана Гиршон. – Но просто представить биографию на сцене, ради этого не стоило бы и начинать писать пьесу. Интересно было показать не только человека на пьедестале, но и человеческие страсти. Ведь любое искусство рождается из боли, из страданий.

В спектакле сплетены две части. Одна – предельно четкая, реалистичная. Это судебный процесс в небесной канцелярии с ее ящиками, шкафчиками, тетрадями учета. И однокрылыми ангелами, которые участвуют в процессе в том или ином качестве. Вторая часть – биографическая, жизнь Ивана Айвазовского, она наполнена метафорами, образами, складывающимися из многоплановых видеоизображений, оживших с помощью нейросети картин, музыки и минималистичной декорации, напоминающей одновременно волну и чрево кита (привет «Левиафану»?).

Но в спектакле – не только про Айвазовского и об Айвазовском. Лейтмотивом проходит тема Александра Пушкина, суд над которым продолжается до сих пор – слишком уж масштабная личность, чтобы через 187 лет после его смерти вынести ему вердикт. Звучат стихи Пушкина, звучат песни на его произведения. Пушкин появился в пьесе не случайно. Официально зафиксирована одна встреча художника и поэта – на самую первую выставку, еще когда Айвазовский учился в Академии художеств, пришел Александр Сергеевич с женой. И они даже кратко пообщались.

12+

Суд заканчивается логично – вердиктом. Но вот его выносят зрители. Механизм голосования за то, заслуживает Айвазовский света или нет, – с помощью фонариков. По их количеству и решается, какой финал увидят зрители. То есть на одном показе он может быть один, на втором – другой. Вечный суд над Айвазовским продолжается?
Автор: Ольга Скробина
Фото -Тимофей Васильев

Комментарии

Другие новости раздела «Культура»

Читать