12 февраля 2024
Ярославцев погрузили в три стихии
Премьера спектакля «Айвазовский. Три стихии» состоялась в Волковском театре 10 января. Мультимедийный байопик, как определен жанр спектакля, – это часть культурного проекта, в котором также выставка картин Ивана Айвазовского в Художественном музее и ролик «Труженики моря» ярославского аниматора, обладателя премии «Оскар» Александра Петрова.
– Три стихии – это живопись, поэзия, музыка. Стали думать, как их соединить. Так появился жанр мультимедийный байопик. А вот что это такое? – задается вопросом режиссер-постановщик Александр Созонов. Но точного ответа не дает.
Каждый спектакль Волковского театра – как метафорическая карта. Все видят одну и ту же причудливую картинку, но каждый воспринимает ее по-своему, исходя из собственного жизненного опыта и состояния души. В этом плане «Айвазовский» не исключение. Александр Созонов наполнил пьесу ярославского драматурга Светланы Гиршон символами, смыслами, образами. Сюжет пьесы – суд над Айвазовским (Эрик Тарханидис) в небесной канцелярии. Айвазовский – гений, а посему суд затянулся с 1900, когда художник умер, аж до 2024 года. На стороне защиты ангел-хранитель (Юрий Круглов). Обвинение поддерживает Адвокат дьявола (Евгений Мундум), тоже ангел, но его задача беспристрастно изложить факты биографии.
– Биография Айвазовского очень насыщенна. Он родился в 1817 году, а умер в начале XX века. Его жизнь вместила множество событий, эпоху романтизма и эпоху реализма. Отбор событий его биографии, конечно, была нелегкая задача, – говорит Светлана Гиршон. – Но просто представить биографию на сцене, ради этого не стоило бы и начинать писать пьесу. Интересно было показать не только человека на пьедестале, но и человеческие страсти. Ведь любое искусство рождается из боли, из страданий.
В спектакле сплетены две части. Одна – предельно четкая, реалистичная. Это судебный процесс в небесной канцелярии с ее ящиками, шкафчиками, тетрадями учета. И однокрылыми ангелами, которые участвуют в процессе в том или ином качестве. Вторая часть – биографическая, жизнь Ивана Айвазовского, она наполнена метафорами, образами, складывающимися из многоплановых видеоизображений, оживших с помощью нейросети картин, музыки и минималистичной декорации, напоминающей одновременно волну и чрево кита (привет «Левиафану»?).
Но в спектакле – не только про Айвазовского и об Айвазовском. Лейтмотивом проходит тема Александра Пушкина, суд над которым продолжается до сих пор – слишком уж масштабная личность, чтобы через 187 лет после его смерти вынести ему вердикт. Звучат стихи Пушкина, звучат песни на его произведения. Пушкин появился в пьесе не случайно. Официально зафиксирована одна встреча художника и поэта – на самую первую выставку, еще когда Айвазовский учился в Академии художеств, пришел Александр Сергеевич с женой. И они даже кратко пообщались.
12+
Суд заканчивается логично – вердиктом. Но вот его выносят зрители. Механизм голосования за то, заслуживает Айвазовский света или нет, – с помощью фонариков. По их количеству и решается, какой финал увидят зрители. То есть на одном показе он может быть один, на втором – другой. Вечный суд над Айвазовским продолжается?
Каждый спектакль Волковского театра – как метафорическая карта. Все видят одну и ту же причудливую картинку, но каждый воспринимает ее по-своему, исходя из собственного жизненного опыта и состояния души. В этом плане «Айвазовский» не исключение. Александр Созонов наполнил пьесу ярославского драматурга Светланы Гиршон символами, смыслами, образами. Сюжет пьесы – суд над Айвазовским (Эрик Тарханидис) в небесной канцелярии. Айвазовский – гений, а посему суд затянулся с 1900, когда художник умер, аж до 2024 года. На стороне защиты ангел-хранитель (Юрий Круглов). Обвинение поддерживает Адвокат дьявола (Евгений Мундум), тоже ангел, но его задача беспристрастно изложить факты биографии.
– Биография Айвазовского очень насыщенна. Он родился в 1817 году, а умер в начале XX века. Его жизнь вместила множество событий, эпоху романтизма и эпоху реализма. Отбор событий его биографии, конечно, была нелегкая задача, – говорит Светлана Гиршон. – Но просто представить биографию на сцене, ради этого не стоило бы и начинать писать пьесу. Интересно было показать не только человека на пьедестале, но и человеческие страсти. Ведь любое искусство рождается из боли, из страданий.
В спектакле сплетены две части. Одна – предельно четкая, реалистичная. Это судебный процесс в небесной канцелярии с ее ящиками, шкафчиками, тетрадями учета. И однокрылыми ангелами, которые участвуют в процессе в том или ином качестве. Вторая часть – биографическая, жизнь Ивана Айвазовского, она наполнена метафорами, образами, складывающимися из многоплановых видеоизображений, оживших с помощью нейросети картин, музыки и минималистичной декорации, напоминающей одновременно волну и чрево кита (привет «Левиафану»?).
Но в спектакле – не только про Айвазовского и об Айвазовском. Лейтмотивом проходит тема Александра Пушкина, суд над которым продолжается до сих пор – слишком уж масштабная личность, чтобы через 187 лет после его смерти вынести ему вердикт. Звучат стихи Пушкина, звучат песни на его произведения. Пушкин появился в пьесе не случайно. Официально зафиксирована одна встреча художника и поэта – на самую первую выставку, еще когда Айвазовский учился в Академии художеств, пришел Александр Сергеевич с женой. И они даже кратко пообщались.
12+
Суд заканчивается логично – вердиктом. Но вот его выносят зрители. Механизм голосования за то, заслуживает Айвазовский света или нет, – с помощью фонариков. По их количеству и решается, какой финал увидят зрители. То есть на одном показе он может быть один, на втором – другой. Вечный суд над Айвазовским продолжается?
Автор: Ольга Скробина
Фото -Тимофей Васильев
Фото -Тимофей Васильев
Другие новости раздела «Культура»
Культура
27 ноября 2023
ДШИ имени Балакирева Ярославля отпраздновала юбилей
Культура
21 декабря 2022
Красота русского бисера
Культура
01 марта 2021
Костромские художники показали ярославцам свое искусство
Культура
24 июня 2015
В Ярославле издана «Грешневская тетрадь» Н. Некрасова
Культура
29 сентября 2020
Фестиваль Юрия Башмета в Ярославле пройдет без Башмета
Культура
07 ноября 2023
Ярославские фотографы создали образ педагога и наставника
Комментарии