03:29
суббота,
27 апреля 2024 г.
14.95
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
14 мая 2008

Уроки бюджета

Муниципалитет 4-го созыва на 49-м заседании утвердил отчет об исполнении бюджета города Ярославля за 2007 год.       На подступах к трехлетке       Это означает, что итоговые показатели бюджета обрели статус документа и заняли полагающееся место в структуре бюджетного процесса Ярославля. Это также значит, что бюджетная политика городского самоуправления образца прошлого года признана успешной, а ее важнейшие составляющие – социально ориентированный и созидательный характер, напряженность и сбалансированность, упор на программно-целевые методы – получают дальнейшее развитие.      

Народных избранников заинтересовали причины, по которым город недополучил около 166 млн. рублей из вышестоящих бюджетов. Оказалось, хоть цифра и солидная, а сенсацией не пахнет. Тут отразилось перераспределение средств, связанное с их целевым назначением. Субсидии и субвенции сверху выделяются на реализацию конкретных федеральных законов и льгот, но финансирование происходит только под расчетную потребность. Иначе говоря, больше услуг, чем предписывает этот же федеральный закон, не окажешь. И скопился остаток, который на другие нужды не используешь.
      

Безусловно, самый главный бюджетный итог лежит в совершенно иной плоскости. Работа, проделанная в 2007 году, позитивно сказывается на текущих делах – такой вот напрашивается вывод. Депутатам был представлен отчет о бюджетных результатах первого квартала нынешнего года. Они настолько убедительны, что «единоросс» Сергей Толобов посчитал своим долгом заявить: «Мы впервые имеем бюджет с приличным профицитом!» 
      

Согласно Бюджетному кодексу поквартальные отчеты – в отличие от годовых – утверждаются главой города, что он уже сделал своим постановлением от 16 апреля 2008 года. Но право поддержки, равно как и критики, остается за депутатским корпусом, и муниципалитет реализовал эту возможность, проголосовав за проект решения, предложенный мэрией.
      

Кстати, заместитель мэра – директор департамента финансов Андрей Данц тоже отметил опережающий рост доходов в I квартале 2008 года, однако в контексте задач, которые еще предстоит решать.
      

– В городской бюджет поступило 2,5 млрд. рублей – 30% от годового плана. Продажа муниципального имущества, сюда включаются и акции, выполнена на 37% к году. Разница, как видите, ощутимая. То есть мы стараемся снять излишнее напряжение по денежным средствам, и так мы делаем, чтобы минимизировать привлечение кредитных ресурсов. Нам это удалось и позволило не привлекать банковские кредиты.
      

Как сообщил Андрей Данц, кредиторская задолженность городского бюджета снизилась за I квартал на 60 млн. рублей. Она сведена к минимуму, а стартовал процесс – в прошлом году. Нынче приоритеты остаются прежними: 60% расходов – социально значимые статьи. Это – повышение заработной платы бюджетников. Это – 26 городских программ. Это – строительство домов, помогающее снизить рост цен на рынке жилья, и капитальный ремонт жилищного фонда Ярославля, и другие столь же важные дела.
      

Понятно, что кредитную зависимость надо держать в жестких пределах. Ведь начиная с 2009 года бюджет Ярославля будет формироваться на трехлетний период – муниципалитет утвердил такой порядок, соответствующий требованиям Бюджетного кодекса и решению правительства области, – и роль внешних факторов будет досконально учитываться.
      

Битва за ремонт
      

Как ни мудрен бюджетный процесс, а ярославцам предстоит вникать в детали финансовой и хозяйственной политики органов самоуправления. К этому подталкивает необходимость участия в городской целевой адресной программе капитального ремонта многоквартирных домов на 2008 год.
      

Разъясняя программу, первый заместитель директора департамента городского хозяйства Николай Степанов мотивировал важность ее незамедлительного принятия:
      

– Тогда мы сможем войти в областную программу капитального ремонта. И согласно 185-му федеральному закону после того, как Фонд содействия реформированию ЖКХ примет заявку от области, получим возможность для привлечения на капитальный ремонт жилых домов дополнительно 209 млн. рублей. По адресному списку в нашу городскую программу вошло 404 дома. Собрания собственников жилья решение приняли. Сметы составлены.
      

Зам. директора отметил заманчивую особенность финансовой поддержки фонда. Полученные средства можно осваивать и в следующем году: никаких ограничений не существует. Пока на повестке дня – годовая программа, но вообще фонд будет предоставлять деньги в течение 4 лет. Механизм такой же: решение собственников 2/3 голосов – сметы – городская, затем областная программы – заявка. По словам Степанова, вероятно, уже в июне начнут готовить программу 2009 года.
      

Чтобы не упустить время и деньги, за основу программы 2008 года был взят план капитального ремонта, составленный в департаменте мэрии, и внесены коррективы. Список был расширен за счет зданий, требующих первоочередного ремонта. При этом в ходе собраний жители отдельных домов решили покамест не входить в программу, а присмотреться, как она будет реализовываться. Некоторые – их, правда, очень мало – отказались от участия. Другие напротив – проявили собственную активность. Никому отказано не было.
      

Но ситуация, согласитесь, новая, аналог подобрать трудно, и парламентарии ударились в расспросы: мол, как бы чего не упустить. Слово взял Виктор Волончунас.
      

– Сложность вот в чем. Муниципалитеты, которые не войдут в программу, многим рискуют, – сообщил мэр. – Деньги будут перераспределены другим субъектам федерации. Собственно, поэтому фонд изменил первоначальный формат программы – 4 года. Теперь он состоит из 4 годичных программ. Но потеря 200 млн. рублей это тоже ой как ощутимо! Никаких «вдруг» и «наверное» не должно быть. И, условно выражаясь, размазывать эти деньги на последующие годы – нельзя: у нас 1000-летие впереди. К нему город способен все сделать вовремя. Тем более что по деньгам фонда есть определенная, ну, что ли, положительная тенденция – упрощенный конкурс на делопроизводство. Их осваивать будет легче, чем бюджетные средства. Я на днях разговаривал с мэром Липецка: они уже все определили, и деньги им начисляют.
      

Из депутатских рядов высказывается мнение, что поделенная на объекты, нуждающиеся в ремонте, сумма получается не столь большая. Мэр удивлен:
      

– 404 млн. рублей, запланированные в программе на 2008 год (кроме денег фонда включены средства городского, областного бюджетов и привлеченные средства. – Ред.), – это мелкие деньги?! А вспомните 170 млн. рублей, которые мы в прошлом году впервые выделяли на капитальный ремонт! Второй момент: не будем забывать о пятипроцентном вкладе жителей домов. Эти 5%... – они как отправная точка подсчета суммы ремонта одного дома – минимальная. Мы это учитываем. Поэтому ремонт подъездов в этих домах будет производиться за бюджетный счет, а сети, крыша и т.д. – за счет денег, выделенных фондом. Таким образом, бюджет еще добавляет денег. Так что у жителей есть прямой интерес войти в программу. А появится возможность расширяться – ну спасибо высшему руководству, что хорошо понимает нужды населения!
      

У депутатов тоже с пониманием полный порядок: программу муниципалитет поддержал.
      

Также на муниципалитете был проанализирован ход выполнения программы реконструкции и капитального ремонта наружного освещения; внесены изменения в прогнозный план приватизации муниципального имущества, рассмотрены другие вопросы.
      

Автор: Владимир КИРИЛЛОВ

Комментарии

Другие новости раздела «Экономика»

Читать