06:42
суббота,
27 апреля 2024 г.
14.95
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
22 мая 2013

Охота на мышку-«наружку»

«Анархия – мать порядка». Этот расхожий афоризм добрые граждане воспринимают как шутку или каламбур. Однако порой реальность покруче любого каламбура, и есть много мест, где анархистский лозунг – норма жизни. Например, рынок наружной рекламы в России. Если собрать все протесты ярославцев против засилья рекламных щитов на улицах нашего города – получится собрание сочинений томов в сто.

Кто быстрей законы исполняет?
Но никакие страдания не вечны. «Мать порядка», похоже, вот-­вот прикажет долго жить, наружная реклама в Ярославле обретет новое лицо. И выражение этого лица весьма строгое.
   С 8 мая 2013 года вступили в силу изменения в федеральный закон «О рекламе». До 1 января 2014 года каждый город России обязан разработать четкую схему размещения рекламы. Ни одной рекламной конструкции вне этого плана в городе не будет. Ярославская схема уже готовится. Мэрия определила 53 улицы, на которых имеет смысл размещать рекламу. В основном это ключевые магистрали – проспекты Московский и Фрунзе, улицы Свободы, Магистральная, Городской вал, Промышленное шоссе и др.
   – Я назвал бы происходящее стандартизацией рекламного пространства, – говорит председатель комитета по рекламе, наружной информации и оформлению города мэрии Ярославля Александр Хитров. – Работать мэрии будет легче, порядка должно стать больше.
   Правда, есть «запятая»... Новую схему обязан утвердить специальный орган, который должно создать правительство области. Должно… но пока не создало. Ждем-с.
Сколько их, куда их гонят...
   Как известно, счастье не в деньгах, а в их количестве. И на рекламном рынке так же – проблема не только в стандартизации, но и в количестве. Все мы помним крылатые слова о том, что обилие рекламы в городе показывает – в нем кипит жизнь. Ярославль, кажется, слегка «перекипел»: по свидетельству крупного эксперта рекламного рынка Сергея Малкова, на каждую тысячу ярославцев приходится 5,9 рекламных конструкций, что сравнимо лишь с Екатеринбургом и Сочи. Равняться с такими городами – это на грани бреда, ибо следующая стадия – наставить щитов не меньше, чем в Шанхае или Нью-Йорке. Но при желании можно исправить и такое положение.
   – Возможно, это ненадолго, – уточняет Сергей Малков. – Поскольку местная администрация регулярно проводит демонтажные рейды. Мэрия Ярославля твердо намерена убрать 519 рекламных конструкций, установленных с нарушением
ГОСТа и не вписывающихся в городскую концепцию размещения наружной рекламы.
   Будем точны – не «намерена убрать», а «уберет», это ясно по темпам работы. Только в апреле демонтировано 112 незаконных рекламных конструкций, более 20% от общего числа щитов-«пиратов». Недобросовестные критики любят посудачить о «жесткой» политике мэрии по отношению к малому бизнесу, однако беспристрастные цифры опровергают этот миф. Лишь 38 незаконных конструкций демонтировано принудительно, за счет городского бюджета, остальные убрали сами рекламисты. В мае в небытие уйдет еще 83 рекламных конструкции, а тех, кто рискнет вновь уродовать город, ждет штраф (до миллиона рублей). Очищение будет практически полным.
   – Тенденция ясна, – разъясняет Александр Хитров. – В новую схему будет включено на 20 – 30% конструкций меньше, чем было раньше в городе, а перетяжки и арки над проезжей частью должны исчезнуть совсем. Работа предстоит большая, ведь после 1 июля 2013 года в Ярославле останется всего порядка 60 конструкций по старым договорам. Остальные будут «играть по новым правилам».
Граница на замке
   Цифры, сотни, тысячи… Победные количественные показатели – прекрасно, но душа просит еще и качественных изменений... Оказывается, городские власти могут кое-что и душе предложить. Все до единой крупноформатные рекламные конструкции исчезнут в ближайшее время не только из зоны ЮНЕСКО, но и из так называемой буферной зоны.
   Ее граница проходит по Республиканской улице с выходом на Октябрьскую площадь, по Чайковского до парка 1000-летия, через Которосль, в р-не Малой Пролетарской выходит на Московский проспект, поворачивает в центр и по 1-й Закоторосльной выходит в Коровники. Все, что внутри этой границы, признается сердцем города, а никаким билбордам в сердце не место. Уже сегодня на участке Московского от Кремля до Малой Пролетарской осталось всего два щита. Но, как ни странно, не все это заметили.
Качество глаз и рук – на уровне. Но на каком?
   Простой ярославец не любит рекламу за сам факт ее существования и хочет, чтобы ее было меньше. Так? Не всегда. Возле Выемки на Московском проспекте стоит дом, фасад которого «украшен» аж четырьмя щитами. Красота – отворотясь не насмотришься! Это что, происки мэрии? Отнюдь. К сожалению, руки у многих из нас немножко загребущие, т.е. за деньги мы готовы на все. Пообещает рекламное агентство денежку, а то и просто десяток банок краски на ремонт – и люди согласны что угодно и в любых количествах на своем доме развесить. А потом ругаться, что реклама город заполонила.
   – Рекламы на зданиях у нас больше, чем отдельно стоящих конструкций, – отмечает Александр Хитров. – Пока в большинстве случаев мэрия не имеет законных оснований не разрешить жильцам уродовать собственные дома. Хотелось бы, чтобы люди в погоне за мизерной выгодой не забывали о красоте родного города. Заботиться о ней должна не только власть, но и каждый ярославец. К сожалению, люди не всегда сознательны и внимательны к уже происходящим положительным процессам. Мне до сих пор говорят: «Да у вас весь Московский заставлен арками!» А там одна арка осталась из десяти.
   Да, в будничной суете «глаз замыливается». Исчезли призматроны на Красной площади, Красном съезде, площади Волкова, но мы этого как бы не замечаем… Что ж, предстоит учиться быть достойными жителями чистого города – чуть менее корыстными, чуть более внимательными.
Казанские «грабли»
   Создание рекламного пространства по новым принципам, введение рекламы в правовое поле – несомненный позитив, но у всякой медали есть обратная сторона. «Чисто и по понятным стандартам» и «эстетично, красиво, творчески» – не всегда синонимы. Рекламовладельцы в большинстве своем живут категориями 90-х годов прошлого века и, кроме до смерти надоевших «3 на 6», ничего не хотят знать. Они расширяют и расширяют рекламное поле, вместо того чтобы делать его качественнее. Способ оптимизации рынка один – повышение стоимости размещения рекламных конструкций на городских рекламных местах на 15 – 20%. После введения этой меры щиты прекратят плодиться как кролики.
   Впрочем, не будем строги к рекламистам, потому что именно они и страдают больше, чем кто бы то ни было. Депутаты Ярославского муниципалитета – люди решительные и порой изрядно «перегибают палку».
   Шестикратное (!) увеличение единого налога на вмененный доход для наружной рекламы в 2012 году привело к серьезным потерям для города – рекламисты массово начали переходить на «упрощенку», а этот налог уходит не в городскую, а в областную казну. А полное неприятие депутатами самой идеи проведения творческих конкурсов и упорное желание распределять рекламные места только через электронные торги также грозит немалыми проблемами. Опыт проведения электронных аукционов в Казани довольно печален. Там произошел рост стартовой цены рекламного места в 6 раз. Хорошо, казалось бы, деньги будут. Да, но только поначалу. Из 39 игроков рынка на казанском аукционе остались 10, и в первую очередь ушли местные бизнесмены, а выстояли федеральные агенты. И налоги с рекламы теперь получает не Казань, а Москва, поскольку они платятся по месту нахождения головной организации. Надо ли нам наступать на грабли, о которые уже споткнулась Казань? Если после принятия схемы Ярославль также пойдет по «строго электронному» пути, встанет вопрос выживания нашего, местного бизнеса. А заплатившие в шесть раз больше победители аукциона, во-первых, включат свою переплату в конечные цены, а во-вторых, ни в коем случае не будут «вкладываться» в создание новых красивых, эстетичных рекламных конструкций.
   Это печальный, но объективный процесс – мы идем в русле законодательства и начинаем жить в стандартизованном и очень дорогом мире, где все решает Москва и ничего – мы сами. Как «смягчить удар»? Наверное, разрешить проведение не только электронных торгов, но и творческих конкурсов, хотя бы для индивидуальных рекламодателей вроде аптек и АЗС, или в случаях, где нужно больше думать об эстетике и меньше – о быстрой прибыли. Однако мечты о таком «теплом» человеческом решении, видимо, пока останутся мечтами. Упорядочение рекламного рынка в понимании некоторых депутатов муниципалитета накрепко связано с политическими, партийными интересами. Впрочем, это уже другая история…

 

Автор: Вадим ОРЕХОВ

Комментарии

Другие новости раздела «Экономика»

Читать