09:42
пятница,
26 апреля 2024 г.
14.95
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
11 июня 2013

Виртуальный транспорт

Много тысяч лет назад человечество изобрело колесо, и оно очень сильно ускорило технический прогресс. Похоже, ситуация повторяется. Инновации снова приходят к людям через колеса. На этот раз машин

В последнее время ярославский транспорт внедряет много инноваций. Это электронные проездные, информационные табло, видеонаблюдение и наконец электронная транспортная карта. О ней и других новинках стоит рассказать подробнее.

Навигатор-контролер
Виртуальная карта проста и удобна. Заходишь на сайт, выбираешь любой маршрут (или несколько) общественного транспорта, и на карте города появляется схема пути. По этому маршруту передвигаются в режиме реального времени зеленые стрелочки, обозначающие машины. Щелкаешь мышкой на значок транспорта, и появляются номер маршрута, марка машины и прогнозируемое время ее прибытия на остановки. А если нажать на желтый кружочек, обозначающий остановку, то вырисовываются названия остановок и все маршруты, которые проходят через них.
– Последние три года мы интенсивно занимались модернизацией навигационной системы. К концу 2012 года весь подвижной состав был оборудован современными навигаторами. Это позволило вплотную подойти к созданию сервиса отображения положения общественного транспорта в режиме реального времени, – рассказывает директор «Яргортранса» Анатолий Суриков.
Ярославцы не стали брать готовые решения, а использовали способности своих программистов.
– Мы создали тему на одном из ярославских городских интернет-форумов. И предложили людям, близким к транспортной сфере, высказываться, что бы они хотели видеть на этой карте. Большинство пожеланий мы реализовали, однако от выполнения некоторых пришлось отказаться. Примерно через месяц карта была готова, и мы ее выложили в Интернет. Люди стали отправлять друг другу ссылки на нее, и через несколько дней про нее знал весь город, – пояснил начальник отдела технического обеспечения радионавигационных систем «Яргортранса» Максим Иртюга.
Карта сразу приобрела популярность среди ярославцев, поскольку доступна даже с сотовых телефонов. Например, родители, зная время окончания уроков у детей, теперь могут рассчитать, во сколько те сядут на автобус и когда будут дома.
Интересно, что адепты транспортной карты появились и среди пенсионеров.
– Моей маме 60 лет, и она с мобильного телефона даже эсэмэски отправлять не умеет. А тут попросила телефон с выходом в Интернет. Мама часто ездит к нам в центр из Брагина в гости. И никогда на маршрутки не тратится, поскольку у нее льготный проезд на общественном транспорте. Я ей свой старый телефон отдал, к Интернету подключил, сказав, что он бесплатный. Теперь мама подругам хвастается, как она вовремя к остановке подходит. Так ей соседки по дому звонят и спрашивают: «Михайловна, глянь в Интернете, когда мой автобус подойдет», – смеется Алексей Клемешев.
– Первый вопрос, который
возникает у всех: когда же на картах появятся и маршрутки? Увы, не в ближайшее время, хотя все маршрутные такси и оснащены навигаторами. Дело в том, что есть ряд технических сложностей, которые на данный момент не решены. Например, из-за большого количества перевозчиков, а их более 80, трудно оперативно отслеживать переключение автобусов с маршрута на маршрут. А это значит, что информация на сайте может быть неточной – автобус реально идет по 73-му маршруту, а на стрелке отображается 37-й. Это только внесет путаницу и приведет к жалобам пассажиров. «Яргортранс» работает над решением этих проблем, и мы надеемся увидеть и маршрутные такси в этом сервисе, – говорит Анатолий Суриков.

Зашифрованная карта
Весь парк ярославских маршруток общественного транспорта подключен к новой навигационной системе, ставшей инструментом управления. На машине установлен специальный прибор, который с помощью сотовой связи передает сигнал со своими координатами на сервер. Все это обрабатывается в режиме реального времени, и любой человек может посмотреть на электронной карте, где находится автобус. Правда, пока за этим постоянно наблюдают лишь владельцы маршруток и специалисты из «Яргортранса». На каждого оператора приходится 70 – 80 машин, и уследить за ними на карте – сто глаз будет мало. А уж понять, правильно машины движутся или нет, и вовсе невозможно. Поэтому все маршруты отображены в сухих цифрах в табличных столбиках, понятных лишь специалистам: номер контрольного пункта, время прибытия и время отклонения от расписания. Если машина приходит не по расписанию, то вся строка загорается голубоватым или зеленоватым светом. И сбоку появляются цифры. «+2», к примеру, означает, что контрольная точка пройдена с двухминутным опозданием.

Электронное табло
Первое информационное табло установили на Богоявленской площади еще в 2003 году. На нем люди могли видеть плановое время прибытия на остановку каждого автобуса или троллейбуса. Девять лет это табло оставалось единственным, поскольку не существовало решения для постоянного мониторинга положения транспортных средств. Но эту проблему удалось решить, и за полтора года установили еще 8 табло: на остановках «Богоявленская площадь», «Улица Большая Федоровская» (при движении из центра города), «Московский вокзал» (при движении в центр города), «Торговый переулок» и «Площадь Карла Маркса», а также «Ярославль-Главный», «Крестобогородская», «Шинный завод» и «Улица Гудованцева». Примечательно, что последнее табло в Красноперекопском районе установила за свои деньги частная автотранспортная компания, хотя такое удовольствие стоит 50 тысяч рублей.
– Деньги не главное, важна забота о людях. Кроме того, мы это делаем для создания конкуренции маршрутным такси. Подойдет человек, посмотрит расписание, увидит, что автобус скоро подходит, и на маршрутку уже не сядет, чтобы свои лишние 2 рубля сберечь, – говорит руководитель частного автотранспортного предприятия Андрей Воронин.
Информационные табло и дальше будут идти в массы. В ближайших планах – установка еще нескольких. Кстати, вариант электронного табло доступен в Интернете с мобильного телефона. Можно выйти с сотового телефона на сайт yartr.ru, выбрать интересующую вас остановку и увидеть время прибытия ближайших трех автобусов.

Большой брат автобуса
Говорить о двух видах электронных проездных, которые уже давно воспринимаются как нечто само собой разумеющееся, не стоило, если бы не внедрение в Ярославле универсальной электронной карты. На нее запишут электронный проездной. Сразу возникает вопрос, не появится ли сервис, который позволит видеть, в каком автобусе едет обладатель УЭК. Ведь карта-то именная. Если бы валидаторы обладали встроенным модемом, то реализовать мечту родителей, желающих знать, где их ребенок едет, было бы пара пустяков. Но наши считывающие устройства еще не столь совершенны, поэтому папы-мамы и опасающиеся «большого брата» могут спать спокойно. Кстати, о тотальном контроле. Несколько лет назад в Ярославле установили видеокамеры в автобусе 41-го маршрута и в салоне одной маршрутки ПАТП-1. Пытались смотреть в режиме реального времени, что происходит в салоне транспорта, но передача трафика оказалась слишком дорогой, и от затеи массового внедрения камер отказались. А вот некоторые частники стали устанавливать в своих маршрутках видеорегистраторы, которые пишут на жесткий диск, что происходит в салоне. Это из-за недобросовестных пассажиров, пытающихся стрясти деньги с водителей по причине якобы резкого торможения и полученных из-за него ушибов и синяков.

Автор: Ольга Скробина

Комментарии

Другие новости раздела «Экономика»

Читать