16:22
пятница,
26 апреля 2024 г.
14.95
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
27 августа 2013

Первый шаг… он трудный самый

Начало нового учебного года для многих школяров всегда сопряжено с определенными трудностями, но тем, кто переступает порог школы впервые, сложнее вдвойне.

О том, как помочь первокласснику адаптироваться в новых условиях, мы говорим  с Анной СЕМЕНОВОЙ, педагогом­психологом высшей категории ГОУ ЯО «Центр помощи детям». 
Если пугают перемены
– Анна Александровна, как правильно настроить первоклашку на деловой лад и помочь ему быстрее привыкнуть к школе?
– Если вы не ходили на подготовительные курсы для будущих первоклассников, то самое время сегодня вместе с ребенком просто прийти в школу. Покажите ему класс, где он будет учиться, столовую, где все ребята завтракают, туалеты. Пройдите вместе по этажам, загляните по возможности в другие кабинеты. Главное, чтобы ваш малыш научился ориентироваться, тогда ему проще будет привыкнуть к новой обстановке. Такая экскурсия снимет у него определенную тревогу.
Задача родителей максимально устранить фактор неопределенности и сделать все, чтобы ребенок понял, куда он идет и что его ждет.
– Все детки разные. Кто-то спокойно относится к переменам, кого-то все новое пугает…
– Правильно. Никто лучше мамы и папы не знает своего ребенка. Если уровень тревожности у него высокий, повышена нервная возбудимость, или он просто соматически ослаблен, обязательно накануне учебного года проконсультируйтесь и со своим педиатром, и с детским психологом. Кому-то достаточно просто беседы со специалистом, а кому-то, чтобы справиться с нагрузкой, не помешает прием специальных адаптогенов. В любом случае нервной системе помощь не повредит.
Днем такому малышу показан сон, а вечером расслабляющие процедуры – от стакана теплого молока с медом и специальных травяных сборов до теплой ванны с ароматическими маслами. И побольше тактильного контакта с ребенком: обнимайте, целуйте его, введите сеансы материнского массажа – после школы или перед сном погладьте спинку, ноги, руки ребенка, это поможет ему расслабиться.
Что делать с непоседой?
– А как быть с непоседами? Ведь не все первоклашки в состоянии провести в неподвижности 45 минут, да еще при этом внимательно слушать учителя, отвечать на его вопросы…
– Адаптационный период – это то время, когда у ребенка идет перестройка всего организма, занимает он не день и не два, как считают многие родители. Не зря физиологи говорят, что у первоклассников начинается перестройка всей сердечно-сосудистой системы, и продолжается она две-три недели. Специалисты сравнивают ее с «физиологической бурей».
Как вы думаете, что самое тяжелое для ребят, впервые перешагнувших школьный порог? Многие отвечают на этот вопрос не задумываясь: «Привыкание к новому режиму дня, к новым впечатлениям, знакомство с одноклассниками». Это так, но в действительности первоклашке тяжелее всего заставить себя находиться в состоянии неподвижности в течение бесконечно долгих 45 минут. Поверьте, это такая нагрузка, которую выдержать очень нелегко. Больше всего страдают от нее непоседы.
Нейрофизиологи говорят: когда ребенок только начинает учиться, у него нагрузка на правое и левое полушария головного мозга распределяется неравномерно. Поэтому, чтобы устранить данную проблему, постарайтесь с ним регулярно заниматься плаванием. Вода – мощный антистрессовый фактор, она максимально снимает напряжение. Очень хорошо также поиграть с мячом, причем стараться ловить его как левой, так и правой рукой.
Школа музыкальная, секция спортивная
– Многих деток родители уже водят на занятия в спортивные секции, кто-то посещает языковые курсы. Не помешает ли это учебе?
– Здесь все индивидуально, надо смотреть, насколько велика нагрузка на ребенка. Если родители его определили в шахматный кружок, где требуется много времени проводить в неподвижности, как и в школе, то, может быть, лучше заняться какими-то активными видами спорта. Но если вы задумали еще куда-нибудь определить первоклашку, этого делать не стоит. Я всегда предупреждаю родителей, что первый класс – это не самое подходящее время для разводов, появления в семье второго ребенка и начала какого-то нового дела. Решили, что у вашего отпрыска появились музыкальные или художественные способности, начните занятия либо за год до школы, либо уже тогда, когда он перейдет во второй класс. Поберегите ребенка, он и так испытывает стрессовые нагрузки!
Режим – это святое
– Многие мамы, детки которых пошли в 1-й класс, взяли отпуск, чтобы помочь им адаптироваться к новым условиям. Как использовать это время с пользой?
– В первую очередь приучите ребенка к соблюдению режима дня. Это действительно очень важно.
Второе. Надо помочь малышу в перестройке стереотипов, ведь в детском саду они были одни, а здесь совершенно другие. Все это также связано с режимными моментами. Мама должна проконтролировать, во сколько малыш вернулся из школы, во сколько сел обедать, когда ушел гулять… Короче, надо выработать стереотип поведения, в котором мудро сочетались бы нагрузки и время для отдыха. В этом возрасте самоконтроль у малыша развит слабо, поэтому помощь мамы просто необходима.
У всех детей разная мотивация к учебе, кому-то нравится выполнять домашние задания, кому-то не очень. И многое зависит от того, как себя поведет в это время мама, ее задача усадить первоклашку вовремя за стол, а самой быть неподалеку. Но не старайтесь делать уроки за ребенка, не спешите бежать ему на помощь и делать все вместе с ним. Ваша задача должна свестись к внешнему контролю, но доброжелательному и поддерживающему.
– Звучит красиво. Но, как правило, в восьми случаях из десяти новоявленные школяры, едва сев за стол, начинают канючить: «Я ничего не понимаю, а это упражнение у меня вообще не получается…». Что делать в таких случаях?
– Неуверенность в себе у детей впервые появляется отнюдь не в первом классе. Еще в детском саду, когда им предлагали что-то сделать дома, они наверняка проявляли определенное беспокойство. Именно тогда родителям и надо было задуматься, почему у ребенка появились к себе столь завышенные требования. Чаще всего высокую планку устанавливают сами взрослые, зачастую неосознанно делая малышу какие-то замечания и тем самым показывая ему: «Мы тебя любим за то, что ты достигаешь чего-то».
Но если в саду домашние задания давались эпизодически, то в школе они становятся частью постоянной работы, с которой надо справляться хорошо, иначе не только Мария Ивановна, но и мама с папой будут недовольны. Эта боязнь собственной несостоятельности, страх быть отвергнутым и нелюбимым близкими у первоклашек особенно усиливаются. Заметили нечто подобное? Успокойте малыша, поговорите с ним, объясните, что и у вас не сразу все получалось, но постепенно всему можно научиться, особенно если тебе помогают мама и папа. Вместе все можно преодолеть. А вообще, есть одна аксиома: если родитель спокоен, то и ребенок тоже. Во многом поведенческие проблемы детей – это проявление проблем родителей.
Истина познается в игре
– Зачастую многие мамы первоклассников подмечают, что их чадо стало много внимания уделять игре. Из дальних углов на свет извлекаются позабытые машинки, куклы, мишки, и начинается…
– Ни в коем случае не мешайте этой игре! Это одна из форм проявления новых эмоций и знаний, полученных ребенком в школе. Он многого еще не понимает, не осознает и в игре пытается вновь и вновь пережить все случившееся с ним. Это, если хотите, своеобразный сеанс самопсихотерапии, поэтому отнеситесь ко всему происходящему с пониманием.
– В течение какого периода ребенок должен окончательно адаптироваться к новым условиям?
– В течение первой четверти. Если по истечении этого времени он по-прежнему испытывает дискомфорт, жалуется на плохое самочувствие, плохо ест, беспокойно спит, обязательно посоветуйтесь со школьным психологом и решите вместе, что делать дальше.

Автор: Ольга Скробина

Комментарии

Другие новости раздела «Здоровье»

Читать