21:42
пятница,
26 апреля 2024 г.
14.95
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
2 июня 2021

Как жили ярославцы 100 лет назад

Начало XX века – один из ярких периодов в жизни Ярославля. Подтверждение тому мы находим в облике города, в названиях улиц, в памятниках истории и культуры. При этом интересны и житейские вопросы. Где же работали и как отдыхали ярославцы? Что они любили читать и чем питались? Об этом шла речь в Ярославской областной библиотеке имени Некрасова, где с научно-популярной лекцией «Интересные факты из жизни ярославцев начала XX века» выступила кандидат исторических наук, заместитель директора по инновационной деятельности Университетского колледжа ЯрГУ имени Демидова Наталья Панина.

По 49 квадратных саженей

Если сейчас площадь Ярославля, включающего в себя 6 городских районов, составляет около 205 квадратных километров, то на рубеже XIX – XX веков она составляла менее 17 квадратных километров (1517 казенных десятин). Судя по Плану Ярославля 1911 года, эти 17 квадратных километров не имели плотной застройки: было много территорий-пустырей, садов, водных объектов. Исторический центр был застроен более плотно, окраины – менее. На одного жителя города в среднем приходилось 49 квадратных саженей (223 квадратных метра). В Ярославле на рубеже XIX – XX веков было 8 площадей и 82 улицы. Для сравнения: сейчас их 1064. При этом лишь 44,7% улиц было замощено, остальные представляли собой практически проселочные дороги.

В 1870 году открылось железнодорожное движение по линии Ярославль – Москва (через Ростов), в 1887 году – Ярославль – Кострома, а в 1872-м железнодорожные пути достигли Вологды.

Лучшие зодчие

Ярославль был гостеприимным городом. В начале XX века у нас насчитывалось 25 отелей, а их звучные названия поражали воображение: «Англия», «Белград», «Парижские номера» и другие. Для местных купцов гостиничный бизнес становился не только доходным делом, но и саморекламой. Владелец «Балканской звезды» Иван Дунаев вложил средства в гостиницу «Царьград», а купец Градусов открыл «Метрополь» на Большой Московской.

К строительству отелей привлекались лучшие зодчие: роскошная «Европа» возводилась академиком Александром Никифоровым, а элегантный «Бристоль» по проекту Григория Саренко по сей день остается признанным шедевром провинциального модерна. Стоимость номеров в «Бристоле» колебалась от 1 до 5 рублей в сутки.

Однако необходимо заметить, что к началу XX века Ярославль был большей частью деревянным городом. Оценщики Городской оценочно-раскладочной комиссии (1898 года) выяснили материал постройки 11736 строений. Из них из камня (кирпича) были возведены всего 1384 строения, то есть около 12%. Почти десять тысяч остальных строений были построены из дерева.

И водопровод, и фонари

30 января 1883 года в Ярославле был открыт водопровод. Событие стало грандиозным для всего города. В основе системы был забор воды из Волги, а не использование подпочвенных вод, как это практиковалось в других российских городах. А вечером 30 декабря 1900 года ярославцы впервые увидели электрические фонари. Это событие произошло на Власьевской улице. Вот как описывают электрические фонари современники событий: «У них были очень высокие столбы..., которые заканчивались улиткообразно закрученным подвесом, с которого спускалось большое сияющее яйцо молочного стекла, охваченное тонкой проволочной сеткой. Внутри столба заключалось подъемное устройство. Каждое утро фонарщик опускал маленькой внутренней лебедкой это яйцо почти до земли, вынимал из зажимов внутри него и бросал тут же на тротуар обгоревшие угли, в виде крепко спрессованных палочек толщиной в палец взрослого мужчины, и вставлял новые. И каждый раз вокруг него толпились мальчишки, кидаясь, как коршуны, на эти огарыши.... Вечером эти фонари загорались уже без фонарщика, все сразу...сначала в них что-то начинало потрескивать, слегка посверкивать. Потом молочно-белые яйца становились слегка лиловатыми, и сверху на головы проходящих начинало литься вместе с чуть-чуть сиреневым трепещущим светом задумчивое, на что-то намекающее пчелиное жужжание».

Электрические фонари быстро распространялись по городу, что свидетельствует об интенсивном развитии городского пространства.

Работай не хочу

Ярославль как крупный промышленный центр давал возможность его жителям иметь постоянную оплачиваемую работу. Ведущее место занимало текстильное производство, представленное в первую очередь крупнейшим предприятием региона – Ярославской Большой мануфактурой. К 1890 году число рабочих на предприятии достигло 7 тысяч человек. Фабрика имела 200 тысяч прядильных и крутильных веретен, 1,5 тысячи ткацких станков. Она считалась одной из передовых. Владельцы мануфактуры Карзинкины построили для рабочих предприятия кирпичные казармы, открыли больницу, детские ясли, училище.

Второе место занимала пищевкусовая промышленность, которая объединяла мельницы, маслобойные, крахмальные, винные заводы, табачные, цикорные и колбасные фабрики, хлебопекарни, а также кондитерские предприятия.

На рубеже XIX – XX веков в Ярославле существовало более десятка кондитерских фабрик и заведений. В 1902 году была открыта первая кондитерская фабрика В.П. Кузнецова – крупнейшая в Ярославле и Северном крае. На предприятии выпускались конфеты, шоколад, ирис, пастила, пряники, мармелад, монпансье, карамель, халва, печенье. Годовое производство кондитерской фабрики В.П. Кузнецова в разные периоды составляло 180 – 200 тысяч рублей.

Химическая промышленность стояла в губернии на третьем месте. По темпам роста она опережала остальные отрасли. Почти все химические предприятия – спичечные, нефтехимические, свинцово-белильные заводы, заводы по производству красок – находились в губернском центре. Самой большой из них была спичечная фабрика акционерного общества «Наследников И.Н. Дунаева».

Грамотная публика

Ярославцы не только хорошо трудились, но и умели отдыхать. В канун Нового года излюбленной забавой горожан становились катки, главным из которых и наиболее популярным считался каток Бутлера. Там играл духовой оркестр, и в праздничные дни его заполняли более тысячи ярославцев. Проводились праздничные елки для рабочих и их детей на Норской мануфактуре, табачной фабрике Дунаева, Ярославской Большой мануфактуре. Устраивались платные катания на лошадях на Духовской (ныне ул. Республиканская), Рождественской (ныне Большая Октябрьская), Ильинской, Пробойной (ныне Советская) и Дворянской (ныне проспект Октября) улицах.

После Нового года открывались народные гулянья и ярмарки. Центр Ярославля в эти дни был наводнен балаганами с кукольными представлениями. Позднее стали устраиваться цирковые представления, а на Сенной площади (ныне площадь Труда) открылся синематограф. Дворяне и чиновники устраивали балы и собрания, часто благотворительные. Другой ярославской традицией стали гулянья. Празднично одетые семьи совершали променады. Особым местом для прогулок был Казанский бульвар. Публика в Ярославле была грамотной и читающей. Об этом говорит обилие книжных магазинов и лавок. Для детей выписывали журнал «Пчелка», для подростков – «Друг детей». Существовали и специализированные детские издания, такие как «Домашний театр», «Юный физик», «Друг животных». Ну а взрослые читали в первую очередь «Ярославские губернские ведомости», которые имели официальную и неофициальную части, как и «Ярославские епархиальные ведомости». Среди периодики можно отметить газету «Голос», где было очень много объявлений различного плана, и популярный «Северный край».

И любители поесть

Ярославцы всегда отличались благочестием, поэтому новогодний стол в большинстве семей был постный. Особо готовились к празднованию Рождества. На столах ярославцев наблюдалось обилие снеди, большое количество мучных блюд. Ценились капуста, соленые огурцы. Фрукты даже в купеческих семьях появлялись нечасто, по большим праздникам, как раз на Рождество.

Популярностью пользовалась свежая и соленая рыба, которая на постном столе заменяла мясо. В литературных памятниках часто упоминаются куры, гуси и зайцы, приготовленные на вертеле. Широко использовались студень и ушное (блюдо, похожее на современное рагу из бараньей грудинки и репы.
Автор: Анастасия Соловьева
Городские новости, №40

Комментарии

Другие новости раздела «Из истории»

Читать