10:29
пятница,
26 апреля 2024 г.
14.95
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
19 июля 2011

Заступница Руси

21 июля Русская православная церковь отмечает день обретения чудотворного образа Казанской Божией Матери. Эту знаменитую икону глубоко почитали на Руси. Изображения ее были практически в каждом православном доме, да и сейчас нет, пожалуй, русского человека, кто не знал бы Богоматери Казанской. У ярославцев есть и еще один особый повод отмечать этот праздник: со времен Средневековья в нашем городе бережно хранится чтимый список Казанской иконы, а самый центр города вот уже четыре столетия украшает великолепный Казанский монастырь.

Чудотворный образ
По преданию, чудотворный образ был обретен в Казани в 1579 году, вскоре после завоевания Казанского ханства Иваном Грозным. После пожара, уничтожившего христианскую часть города, Богородица трижды являлась во сне маленькой девочке Матроне и велела обрести на пепелище ее икону. Девочка с матерью стали копать и на глубине двух локтей обнаружили образ Богородицы. Одним из первых очевидцев чуда был казанский священник – впоследствии Патриарх всея Руси Гермоген. День явления иконы – 21 июля – стал отмечаться по всей Руси как большой православный праздник.
Казанская икона Божией Матери издавна считалась заступницей и покровительницей Руси. В годы Смуты она воодушевляла народ на победу против иноземных захватчиков. В марте 1612 года по распоряжению патриарха Гермогена эта икона была доставлена в Ярославль, где ее встретило ополчение Минина и Пожарского. С Казанской иконой ополченцы отправились в Москву и, освободив столицу от поляков, вошли на Красную площадь с крестным ходом, впереди которого несли помогавший им чудотворный образ. Впоследствии день освобождения столицы – по новому стилю 4 ноября – также стал отмечаться как престольный праздник Казанской иконы. В XVII веке на Красной площади был построен величественный Казанский собор, а не так давно памятный знак о событиях 1612 года появился и у нас в Ярославле. Часовня Казанской Богоматери, возведенная в 1997 году на берегу Которосли, знакома сегодня каждому. А стоит она на том месте, где в 1612 году ополченцы встречали Казанскую икону.

Икона-путешественница
Почитаем на Руси и чудо­творный образ Ярославской Казанской иконы Божией Матери. По преданию, он был привезен жителем города Романова (ныне это город Тутаев) Герасимом Трофимовым. Будучи по торговым делам в Казани, он «в сонном видении» получил от Богородицы веление купить ее икону в казанских торговых рядах. Так Герасим и поступил и вскоре почувствовал силы в усохшей руке. Романовцы поставили в честь чудесной иконы церковь, где велась запись произошедших от нее чудесных исцелений.
В 1609 году город захватили поляки. Они безжалостно грабили церкви, не жалея православных икон. И все же список Казанской иконы был спасен! В рядах захватчиков оказался один «литвин греческой веры». Он­то и спрятал чудесную икону от поляков, привез ее в Ярославль и после долгих уговоров согласился отдать ярославцам. Правда, перед этим литвин собирался снять с иконы драгоценный оклад, и тогда купец Василий Лыткин выкупил у него икону со всем ее убранством. Поначалу Лыткины поставили икону в своем приходе – в церкви Дмитрия Солунского, но перед приходом польских войск святыню перенесли в более безопасное место – на подворье купцов Назарьевых­Гурьевых, в церковь Рождества Христова.
В разгар 24­дневной осады Ярославля одному дьячку было видение: Богородица повелела построить для ее образа храм. Как только поляки ушли из Ярославля, горожане принялись за дело. Деревянный Казанский храм положил начало Казанскому монастырю, а в память о чудесном обретении иконы в Ярославле долгие годы существовала красивая традиция. Каждое лето Ярославская Казанская икона «уходила» c крестным ходом по деревням Рыбинского и Романовского уездов. На летнюю Казанскую чудотворный образ возвращался «домой», а затем вновь путешествовал – до осенней Казанской. C 2002 года эта традиция возрождена, и ярославцы, как и прежде, могут по­участвовать в старинном крестном ходе в Тутаев.

Казанский монастырь
Скромная Казанская церковь, возведенная в 1610 году для чудотворной Ярославской Казанской иконы, была очень почитаема в городе, ведь именно этому образу ярославцы приписывали избавление от врага. Возле храма были построены кельи для 72 монахинь сожженного поляками Рождественского монастыря (он находился на месте нынешней Богоявленской площади). Так началась история Ярославского Казанского монастыря. Постепенно обитель росла и отстраивалась. В 1649 году Казанский собор был перестроен в камне, в 1766 году вокруг монастыря была возведена невысокая ограда, а над святыми воротами была устроена двухшатровая церковь во имя Иоанна Предтечи.
Тем не менее долгое время Казанский монастырь не имел собственных владений. По указу царя Алексея Михайловича ярославский воевода должен был ежегодно выдавать монастырю жалованье из казенных средств – «по рублю на старицу». Только в конце XVIII столетия монастырю были пожалованы земли, доход с которых позволил обустроить обитель.
Подлинный расцвет монастыря начался в XIX веке при игуменье Маргарите. Благодаря ее энергии и целеустремленности облик монастыря за несколько десятилетий преобразился: были возведены три корпуса каменных келий, новая ограда c четырьмя башнями. В 1827 году появился теплый храм Покрова Богородицы, а рядом – колокольня высотой 60 метров! Венцом ансамбля стал большой Казанский собор, возведенный к 1845 году в стиле классицизма. По одной из версий, автором проекта являлся известный петербургский архитектор А. Мельников. Величавый Казанский монастырь стал одной из самых ярких доминант города, и, конечно, чудотворная икона по­прежнему привлекала к себе сотни паломников.

Возрождение обители
При игуменье Маргарите Казанский монастырь стал общежительным: до этого монахини жили в отдельно стоящих кельях и общая трапеза не совершалась. Начинается неуклонный рост обители. Если в XVII – XVIII веках здесь было лишь полторы сотни насельниц, то к концу XIX столетия их было более 300. К началу XX века число обитательниц монастыря составляло почти четыре сотни. Работала при монастыре и церковно­приходская школа, где учились девочки 7 – 12 лет.
Казанская обитель славилась на всю Россию школой иконописного и золотошвейного мастерства, а также церковным пением. Ярославцы ценили и отменную выпечку, что традиционно продавалась в монастырской лавке. Здесь всегда можно было купить удивительно вкусные просфоры самых разных размеров, и для маленьких ярославцев начала XX века это было не только самое доступное, но и желанное лакомство.
После событий белогвардейского мятежа 1918 года монастырь был упразднен и вновь открыт только в 1998 году. C 1928 года в Казанском соборе монастыря располагался Государственный архив Ярославской области, а в Покровском храме – сначала библиотека, а с 1948 года – планетарий. В монастырской колокольне хотели поначалу устроить обсерваторию, но затем ее попросту взорвали. Покровский храм был возвращен церкви сразу, как построили и открыли новый планетарий.
Сегодня Казанская обитель хорошеет на глазах, привлекая многочисленных гостей нашего города. Именно здесь пребывают мощи святителя Агафангела, а главная святыня обители – Ярославская Казанская чудотворная икона, как и века назад, защищает нас от бед и несчастий.

Автор: Мария АЛЕКСАНДРОВА

Комментарии

Другие новости раздела «Из истории»

Читать