07:50
суббота,
27 апреля 2024 г.
14.95
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
22 июля 2009

Валерий ВЕЛИЧКО: Перемены необходимы и на марше

Кадровые перестановки в мэрии и благоустройство города, футбол и новые критерии эффективности чиновников – это далеко не все темы состоявшейся 15 июля в редакции «Городских новостей» традиционной встречи «за чашкой чая». На этот раз нашим гостем стал заместитель мэра Ярославля по вопросам развития городского самоуправления и взаимодействия с органами власти Валерий ВЕЛИЧКО. – Валерий Васильевич, большой интерес общественности вызвали недавние структурные и кадровые перестановки в городской власти. В чем их идеология и стратегия?    

– Да, это действительно острый вопрос. Я изложу свое видение ситуации. Оно может совпадать или не совпадать с мнением моих коллег, но, думаю, для нас с вами очевидны следующие моменты. В ходе подготовки к тысячелетию города мы за семь лет уже сделали многое: всем доступна информация о строительстве жилья и физкультурнооздоровительных комплексов, других объектах. Раньше раздавались голоса о том, что времени еще достаточно и можно не торопиться, ведь в активе уже много полезных дел. Но сейчас стало очевидно, что неплохо бы, так скажем, и еще годик прихватить. В последний год перед тысячелетием на первый план вышли проблемы благоустройства города. Это закономерно: каждый предъюбилейный год проходил под знаком того или иного самого важного проекта. И вот сейчас нужно подготовиться к тому, чтобы гости юбилея увидели в 2010 году красивый, современный, европейского уровня город. Можно привести аналогию: когда мы готовимся встречать гостей, то уборку квартиры оставляем на последний день. Проблематика благоустройства остро обсуждалась на последнем заседании областного оргкомитета по подготовке к юбилею города. И эта озабоченность понятна, она стала одним из стимулов к нужным для города переменам.

– Вероятно, и отсрочка даты начала работ по реконструкции уличнодорожной сети вызвала острую реакцию?

– Первоначально работы должны были стартовать в мае, но именно в этот месяц мы проводили два серьезнейших международных мероприятия – сессию Международной ассоциации городов (МАГ) и заседание Центра ООН по населенным пунктам (ХАБИТАД). А завершилось все это традиционным Днем города. После этого и начались аукционы по определению подрядчиков, которые, к сожалению, проходили очень трудно.

– Но почему потребовалась столь масштабная реорганизация в мэрии?

– Пришло понимание того, что нельзя распыляться, иначе задачи подготовки к юбилею выполнены не будут. Кроме того, серьезным стимулом стало и совещание мэров городов ЦФО в Белгороде. Опыт этого города по благоустройству был нами тщательно изучен. Но нужно было должным образом «заточить» структуры мэрии и районных администраций для решения главной задачи – благоустройства. Напомню, что еще три года назад была поставлена цель централизовать основные службы мэрии. И было решено довести эту работы до логического завершения, оставив районным администрациям связь с населением и благоустройство. Но изменить функционал было мало, и потому теперь главы районов персонально отвечают за обустройство территорий. Конечно, рано говорить о результатах, но отношение глав районов к работе меняется прямо на марше. В лучшую сторону. Это показатель и своевременности, и правильности проведенной реорганизации.

– Как возникла кандидатура Владимира Слепцова на роль куратора блока ЖКХ и благоустройства?

– И раньше было заметно, что у него душа лежит к конкретным делам. Когда он работал главой администрации Ленинского района, на территории чувствовалась рука умелого хозяйственника. Вот раньше, в советские времена, было понятие «организационщик», «орговик». Когда так называли человека – это была высокая похвала. Говоря языком военных, это серьезная штабная работа, в которой нужно уметь учитывать, держать в голове абсолютно все детали. И когда было принято решение разделить посты заместителя мэра и директора департамента городского хозяйства, которые ранее совмещал Валерий Пенкин, возникло понимание того, что Владимир Слепцов наиболее подготовлен для того, чтобы стать первым заместителем мэра, возглавляющим это направление. Поясню, почему необходима приставка «первый». Дело в том, что главы районов приравнены по статусу к заместителям мэра и, чтобы эффективно проводить линию по благоустройству, нужны весомые полномочия. Ими Владимир Витальевич и был облечен.

– Сразу после того, как вы лишились должности первого заместителя мэра, стали курсировать слухи о том, что вы не сработались с мэром…

– С моей стороны это была никакая не жертва, и я бы даже не акцентировал внимание на небольшом уточнении в названии моей должности, если бы не реакция недоброжелателей. Им всегда хотелось внести разлад в руководство мэрии. Отсюда и пошли слухи. Совершенно беспочвенные.

– Подбор управленцев на руководящие должности – процесс во многом интригующий и малопонятный для непосвященных. Известно, что вы возглавляете рабочую группу мэрии по выработке критериев оценки работы чиновников. Когда будут результаты?

– Действительно, группа работает по заданию мэра Виктора Волончунаса. Для завершения работы потребуется еще около месяца. Без преувеличения, перед нами поставлена увлекательнейшая задача. В ней участвуют многие специалисты, в том числе работники правового управления мэрии и эксперты из Государственной академии промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова. Можно было бы пойти по пути наименьшего сопротивления: есть федеральные критерии оценки, от них можно было и оттолкнуться. Мы же выбрали другой алгоритм – более трудоемкий, но, главное, сулящий гораздо больший эффект. Начали с поиска всех законодательных актов, по которым работают структуры мэрии. А уже на их основании нужно будет разработать интегрированные показатели для каждого руководителя структурного подразделения, а также для заместителей мэра. В идеале таких критериев должно быть несколько: кто же будет отслеживать эффективность по 15–20 или даже 8 – 10 показателям?! И вычленить их – самая сложная часть задачи. Меня эта проблематика интересует очень давно. Еще работая генеральным директором фабрики «Североход», я выбрал для повышения квалификации тему «Оценка работников управления». До сих пор храню привезенные из Москвы материалы лекций. И все это пригодилось, хотя сложность нынешней задачи на два порядка выше.

– Скоро в нашем городе пройдет Международная конференция по глобальной безопасности. Может ли это ускорить темпы подготовки к юбилею?

– Мы под руководством правительства области тщательно готовимся к этому беспрецедентному для области и города форуму. Возможно, что тогда на нашей земле состоится и заседание государственной комиссии по подготовке к тысячелетию, которую возглавляет Президент России Дмитрий Медведев. Это было бы очень полезно с точки зрения мониторинга подготовки к юбилею – за один год до праздничных торжеств.

– Недавно вы высоко оценили проект по подготовке кадрового резерва, инициированный «Единой Россией». Чем подкреплена такая оценка?

– У меня сложилось мнение, что это не бумажный, а настоящий резерв. Раньше были подобные проекты, и все они оказались однодневками. Здесь же подход государственный: участники проекта будут иметь возможности оказаться на тех должностях, к которым их сейчас и готовят.

– А насколько востребованы на муниципальной службе выпускники наших вузов? Скажем, одна студентка факультета политологии ЯрГУ считает, что их уже сейчас ориентируют на поиск других способов приложения своих сил.

– Здесь есть один не очень приятный нюанс. Дело в том, что федеральный закон разрешает принимать на муниципальную службу только людей с опытом работы. Но на практику в мэрию мы берем ежегодно по 15–20 студентов, и мне доставляет большое удовольствие общаться с ними. Многие из них имеют высокий уровень подготовки и обучаемости. Их можно было бы брать на работу сразу после окончания вузов, если бы не буква закона. 

 – О вас говорят, что вы много помогаете людям? Кто может на это рассчитывать?

– Может быть, я удивлю вас, но скажу: незнакомым людям я порой готов помочь больше, чем знакомым. Мне иногда припоминают некоторые эпизоды. Например, несколько лет назад я в выходной день был дежурным по мэрии. Пришел мужчина и рассказал свою историю: приехал издалека с дочерью, которой нужно было сделать операцию. Пока находился в Ярославле, цены на билеты подорожали. Денег на обратную дорогу ему не хватило. Я дал недостающую сумму, довольно приличную, записал его координаты и попросил вернуть мне долг почтовым переводом. Деньги­то для меня не лишние. Жду до сих пор… Но я не жалею даже о таких случаях. И вообще уверен, что в любой ситуации человеку можно помочь. Было бы желание и умение грамотно подойти к ситуации. Работа в течение многих лет меня этому научила.

– Вы продолжаете играть в футбол? Помнится, возглавляя фабрику «Североход», вы даже создали футбольную команду.

– Вот в позапрошлую субботу играл на туристическом слете работников мэрии. Правда, до этого долго не играл изза давней травмы мениска, которая время от времени дает о себе знать. Но не мог же я не выйти на поле и не сыграть за своих! Замечу, что везде, где приходилось работать, создавал футбольную команду. Могу сказать, что футбол для меня – больше чем игра. Это образ мышления и даже образ жизни. Кстати, по тому, как человек играет, можно определить и его деловые качества. Умеет ли он играть в команде? Держать удар? Отдавать себя работе, интересам коллектива вплоть до самопожертвования? Хотя, конечно, этот критерий эффективности сугубо неформальный. Но и он важен, ведь, чтобы управлять, принимать важные решения в интересах людей и города, нужно очень хорошо разбираться в людях. 
    

Автор: Игорь ВЕЛЕТМИНСКИЙ

Комментарии

Другие новости раздела «Политика»

Читать