11:11
пятница,
26 апреля 2024 г.
14.95
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
8 февраля 2012

Виктор Волончунас: Уверен в завтрашнем дне

1 февраля гостем нашей традиционной рубрики «За чашкой чая» стал мэр Ярославля Виктор Волончунас. Понятно, что мэра всегда есть о чем спросить, но на этот раз вопросов было особенно много, и это объяснимо: через месяц с небольшим Виктор Владимирович Волончунас, возглавляющий город в общей сложности 22 года, оставляет свой пост.

– Виктор Владимирович, 4 марта предстоят выборы мэра Ярославля, и эта тема сейчас обсуждается очень горячо. Самая распространенная точка зрения: действующий мэр должен отличать стояк от лежака. А вы как считаете, среди кандидатов на этот пост у нас есть такие?
– Действующий мэр должен уметь отличать не только стояк от лежака, но и цоколь от парапета. На всякий случай поясняю, что цокольная панель – внизу, на фундамент крепится, а парапетная плита сверху кладется. А что касается кандидатов в мэры, то я свою позицию уже высказал. У нас есть кандидаты, которые добились успеха в малом бизнесе, в среднем бизнесе, а есть и те, которые прошли все стадии бизнеса от малого до крупного и доказали свою способность в деле. Я бы даже сказал, были проверены на больших делах в городе, на серьезных объектах, которые сейчас служат горожанам и всем, кто приезжает в наш город. Но выбор – за ярославцами. Очень надеюсь, что в городской власти сохранится преемственность и все, что нашей командой начато, будет продолжено и завершено, а главное, будет взят курс на созидание. Основания для такой надежды у меня есть. Корабль истории вместе с людьми все время должен двигаться вперед.

– А чем вы займетесь, можете сказать по секрету? И будете ли баллотироваться в муниципалитет Ярославля?
– И не по секрету могу сказать, что 4 марта я приму участие в выборах, а затем уйду в отпуск. У меня 78 дней неиспользованного отпуска, больше двух недель мне отдыхать не удавалось: то стройки, то дороги, то отопительный сезон, сами понимаете. А там видно будет. Не буду скрывать, что сидеть на лавочке и «щелкать семечки» я не собираюсь: есть силы, знания, опыт и желание работать. Опять же не секрет, что все члены моей команды, которые достигли пенсионного возраста, скорее всего, уйдут, но многие из них – не отдыхать. С таким опытом люди без работы не остаются. Но «крыши» в виде фирм или даже фирмочек ни у кого из нас не было и нет, и у меня, конечно, тоже. Иной раз разговоры слышишь: дескать, бизнес у нас про запас есть. Никакого бизнеса. Суток не хватает, чтобы все дела, запланированные на день, решить. Хочу подчеркнуть: никакого чемоданного настроения нет. Я работаю, не расслабляясь, и команда тоже. Работаем много, напряженно, как всегда, контроль строгий и спрос с моей стороны. Город – механизм сложный, и вся команда должна четко работать, тем более нам погода, сами видите, сюрпризы все время преподносит. Невзирая ни на что общественный транспорт должен четко ходить, тепло и вода в дома поставляться без перебоя, словом, вся «коммуналка», как и другие сферы жизнедеятельности города, должны быть отлажены и действовать как часовой механизм.

– Так в муниципалитет вы пойдете?
– Муниципалитет – это не бизнес. Ближе к октябрю – а выборы в муниципалитет Ярославля именно в октябре – мы увидим. Сейчас у нас другие задачи, и первая из них – достойно избрать президента страны. Это дело эпохальное, не побоюсь так сказать. Я разделяю программу, выдвинутую премьер-­министром России Владимиром Путиным. Что бы ни говорили о трудностях нашей жизни, сделано за последние десять лет много. Проводить реформы всегда очень тяжело. Отмечу, что многое удалось провести, причем без репрессий, без «гулагов», как это бывало, к сожалению, в прежние периоды нашей истории. Да, есть недоработки, социальная защита населения оставляет желать лучшего. Это все наладить и поправить нужно и можно!

– А что самое сложное в управлении людьми?
– Людям очень сложно изменить свои убеждения, взгляды на те или иные процессы. Менталитет человека не поспевает за современными изменениями в обществе, в жизни в целом. У нас в городе безработица сейчас примерно 0,5 – 0,7 процента. Есть суждения, что много безработных, трудно работу найти. Действительно, экономика претерпела большие изменения. Но посмотрите, какая сейчас высокая безработица в Италии, Испании, Греции – до 20 процентов, а в Германии – 7 процентов безработица, и они говорят, что у них все хорошо. И все-­таки властям города и области надо трепетно заниматься созданием новых рабочих мест, занятостью молодежи. А вспомните, как еще недавно у нас целые заводы закрывались и десятки тысяч людей оказывались на улице. Многие пробовали себя в бизнесе, открывались разные курсы по переобучению специалистов и профессиональной переориентации. И в ближайшее время предстоят большие испытания для экономики России, кризис Запада дышит нам в затылок.

– Но никто не будет спорить, что на Западе значительно выше социальная защита людей, оставшихся без работы, поэтому там 20 процентов, безработных для общества, и людей прежде всего, – не так болезненно, как у нас один процент.
– Но вы же не будете отрицать, что ни Италия, ни Франция, ни Испания не подверглись таким разрушениям в годы Второй мировой войны, как наша страна. Сколько сил, средств пришлось потратить для восстановления хозяйства, городов, заводов и т.д. Да и 80е – 90е годы в России прошли в череде перемен и перестроек политической и экономической систем.

– Виктор Владимирович, что вы как мэр не успели построить в Ярославле – хотели, планировали, но не хватило времени? Может быть, аквапарк?
– С аквапарком вопрос уже точно решен. Переговоры с инвесторами проведены успешно, площадка определена. Думаю, через год у ярославцев будет аквапарк. Мы инвестору на выбор предлагали две площадки: в Дзержинском районе на улице Панина и во Фрунзенском районе в микрорайоне Судостроительного завода. Инвесторы и их строители из Турции, которые в Ярославле уже возводили объекты, выбор сделали в пользу площадки у судостроительного завода, обосновывая тем, что там площадка просторнее и удобнее. И в дальнейшем там можно решить и другие вопросы по развитию территории, то есть сделать аквапарк многофункциональным с развитым спортивным комплексом. Думаю, это правильно. И с экономической точки зрения выгодно, да и самим ярославцам тоже лучше будет, если рядом с аквапарком будут другие спортивно­-развлекательные объекты.
Что еще я не построил? По детским садам вопрос практически предрешен. Председатель правительства страны Владимир Путин дал регионам три года, чтобы решить вопрос с детскими дошкольными учреждениями, а мы с вами его уже решаем: за счет уплотнения групп и возвращения незанятых помещений в самих же садиках в этом году немало малышей пошли в детские учреждения. Конечно, проектируем и будем строить новые сады.
А уплотнение групп не надо понимать буквально, никто не собирается сажать детей друг на друга. Просто практика показывает, что ежедневно 10 – 15 процентов детей по разным причинам не посещают детские сады, а некоторых вообще регулярно только на четыре часа приводят, что называется, для развития. Бабушкам-­дедушкам тоже надо чем-­то заниматься, и хорошо, что они воспитывают внуков. Кстати, у нас треть населения Ярославля – люди пенсионного возраста.

– Так много?
– А что вы хотите? 176 тысяч пенсионеров получают транспортные льготы, а еще есть так называемые молодые пенсионеры: бывшие военные, служащие силовых структур, с ними – более 180 тысяч.

– Вернемся к непостроенным объектам: помните, ходили разговоры о том, что в Ярославле появится самое большое «чертово колесо», а в каждом районе города будут бассейны?
– Что касается «чертова колеса», которое действительно одно время думали установить в городском парке на Даманском острове, то оно совершенно не нужно. Пока думали, запросы у людей изменились. Молодежь предпочитает «горки», гигантские качели, а для малышей там есть «колесо», но небольшое. Надо ориентироваться на запросы людей. Бассейны обязательно будут и в Дзержинском районе, и в Заволжском – это пожелание жителей. Во время выборной кампании в Государственную думу России в ноябре­декабре прошлого года я провел много встреч с ярославцами, если быть точным, – 194, и в пользу бассейнов говорили жители всех районов города. Это будут не муниципальные бассейны, а частные, но ничего страшного. У нас есть хорошие примеры: бассейны «Атлант», «Автомобилист» в частных руках, и востребованы они ничуть не меньше, чем бассейн «Лазурный», который является муниципальным.
Если честно, мы ожидали, что комплекс, который сейчас строится в Заволжском районе на Дачной улице, будет иметь бассейн. Но это дорогое удовольствие, теннисный корт построить реальнее инвестору, и он тоже будет востребован.
Успешно мы с вами возвели спортивные сооружения – ФОКи, и сейчас в Ярославле спорт действительно доступен каждому. Буквально на днях завершается подготовка к сдаче конно-­спортивной школы с хорошим манежем. Появляется возможность проводить в Ярославле соревнования по конному спорту высокого уровня.
Хотел бы сказать еще об одном объекте, который обязательно должен появиться в Ярославле, – это океанариум. Расположен он будет около зоопарка и станет прекрасным подарком для любителей природы. Представляете: ходит человек, а вокруг него под стеклянным куполом разные рыбы и морские обитатели плавают. Это позволит нашему городу быть по-настоящему привлекательным туристическим центром. Мы должны быть впереди соседних городов, и тогда к нам поедут. При условии, конечно, что все эти новые современные объекты будут включены в туристические маршруты. Это тоже, понимаете, вопрос непростой!

– Ярославль вернул бренд «главная Масленица страны», в этом году праздник заявлен очень широко. Что вы ожидаете от главной Масленицы страны?
– Блинов, конечно! А если серьезно, Масленицу удалось вернуть благодаря участию бизнеса. На протяжении многих лет мы приучили горожан к двум масштабным праздникам – Дню города и Масленице. Но нельзя за счет бюджета праздники проводить, а сегодня бизнес не только вышел с инициативой вернуть главную Масленицу страны в Ярославль, но и взял все затраты на себя. Мы помогаем организационно. Возвращение Масленицы и открытие новых гостиниц – вот только что туристический центр «Алеша Попович» в Ярославле открылся – и другие подобные инициативы создают уверенность в том, что Ярославль станет достойной столицей туристического маршрута Золотое кольцо России. Нам надо торопиться, чтобы в таких делах мы были лидерами. Почему у нас внутренний туризм, несмотря на обилие интересных архитектурных памятников, нелегко идет вперед? Да потому что Ярославль слишком долго был полузакрытым городом, а Рыбинск вообще закрытым. Вспомните, какие заводы у нас в Ярославле были: судостроительный, радиозавод, «Машприбор», «Резинотехника», «Техуглерод» и другие, которые работали на оборону страны. Сегодня мы открыты! У нас много привлекательных традиций, объектов, которые с большим интересом посещают туристы. Одна Волжская набережная со Стрелкой чего стоят! Сколько было споров, ставить или не ставить памятник 1000летия на Стрелке. И время показало, что мы были правы. Начиная от Успенского собора и заканчивая Стрелкой – это место в Ярославле стало популярным и любимым для встреч, прогулок как горожан, так и наших гостей. Даже зимой здесь много людей, а уж летом, когда фонтаны включаются, и говорить не приходится.

– Появится ли колокольня у Успенского собора?
– Уверен, что да. Но ярославцам надо договориться, чего мы точно хотим. Если исходить из требований времени, то это должна быть высокая колокольня с лифтом и смотровой площадкой, чтобы можно было подняться наверх и обозреть весь город. Нечто подобное есть в разных странах – Эйфелева башня в Париже, в Москве есть «Седьмое небо» в Останкино, откуда можно полюбоваться городом. А у нас ничего подобного пока нет. Сейчас ярославцы, проживающие во Фрунзенском районе, с удовольствием заселяют верхние этажи, потому что видно Волгу, теплоходы, Стрелку – вид на город сверху очень красивый. Но, повторяю, надо сначала договориться, какую именно колокольню мы хотим видеть.

– Исходя из вашего огромного опыта управления городом как вы считаете, мэр – это политик или хозяйственник?
– Исходя из реалий времени мэр должен быть и хозяйственником, и политиком. А вот сколько сроков может мэр избираться – два срока или больше, или меньше, должны определять горожане, избиратели при голосовании. И все же, наверное, мэр больше хозяйственник. Но если исходить из того что мэр должен быть публичным человеком, выходить к горожанам и разъяснять политику администрации, значит, и политиком быть обязан.

– За 22 года, которые вы стоите во главе города, вам было чаще сложно или интересно?
– Да, бывало сложно, и мои седины тому подтверждение. Когда я в 39 лет пришел первым заместителем председателя горисполкома, волосы были черные, а сейчас седые. Да и время какое мы с вами за эти 20 лет пережили, вспомните: август 1991го, октябрь 1993го, финансовые реформы, экономические потрясения, жилищно-­коммунальные реформы… Конечно, сложностей хватало, особенно когда экономику лихорадило и многие заводы работали в трудных условиях, росла и социальная напряженность, многие ярославцы оставались без работы. Но мы с вами город сохранили, не позволили развалиться его инфраструктуре. На протяжении этих лет бывали очень непростые моменты. Подготовка к 1000летию Ярославля, как вы понимаете, тоже была нелегкой задачей. Все время слышал, как часики тикают. И сколько бессонных ночей было: а вдруг не успеем с дорогами, а вдруг не успеем с набережной?..
И все­-таки работать мне было интересно. Интересно включаться во все новые федеральные программы, интересно видеть, как развивается город, участвовать в этой разносторонней работе. Мы, ярославцы, очень часто оказывались первыми и там, где надо. Мы приняли участие в федеральной программе по капитальному ремонту жилищного фонда, успев отчитаться по двенадцати критериям, и получили из федерального бюджета более 1 миллиарда 600 миллионов рублей. На эти средства отремонтировали 25 процентов жилых домов. Мне интересно было вникать в реформы ЖКХ. И когда сейчас говорят, что неправильно передали в ЖКХ управляющие компании в частные руки, я не соглашаюсь. Нам надо учиться работать с частниками. Не только командовать, используя административный ресурс, но и уметь договариваться, уметь убеждать за столом переговоров, в рамках действующего, хочу подчеркнуть, уже поправленного законодательства.

– Если бы вы были мэром Ярославля 2112 года, каким объектам вы бы присвоили имя Волончунаса?
– Скромнее надо быть и ближе к народу, чему я и следовал все эти годы.

– Виктор Владимирович, многие читатели нам звонят и высказывают сожаление по поводу того, что вы не идете на выборы. Вам, наверное, об этом тоже говорят? И как вы реагируете?
– Конечно, говорят, и на встречах, и так, что называется, в рабочем порядке. Хочу вспомнить поговорку: каждому овощу свое время. Главное, есть чувство выполненного долга перед родным городом, перед моими земляками, есть уверенность в завтрашнем дне Ярославля. Про себя скажу: есть силы, знания, большой опыт. И я постараюсь их использовать и дальше на благо нашего города. Работаю и живу неизменно с любовью к родному Ярославлю и верой в его достойное будущее.

Автор: Ирина ВАГАНОВА

Комментарии

Другие новости раздела «Политика»

Читать