7 мая 2020
Город нашей славы трудовой…
К 9 Мая ожидается принятие решения о присвоении Ярославлю почетного звания «Город трудовой доблести». Нашему городу действительно есть чем гордиться.
Ярославские предприятия буквально с первых дней Великой Отечественной войны перестроились на выпуск продукции для фронта. На заводах и фабриках к станкам встали женщины, старики и подростки. В годы войны ярославцы вместе с остальными советскими людьми делали добровольные пожертвования для помощи фронту. На эти средства были построены звено истребителей «Ярославский пионер», танковая колонна «Ярославский колхозник», подводная лодка «Ярославский комсомолец» и даже бронепоезд.
31 декабря 1942 года делегация ярославской молодежи выехала на Ленинградский фронт, чтобы вручить 20 боевых самолетов. В ответ летчики написали: «От всей глубины сердца мы благодарим вас, славные сыны Ленинского комсомола, за заботу о Вооруженных силах Красной Армии. Нас тоже воспитал Ленинский комсомол, закалил нашу волю. Мы черпаем силы и волю к победе у нашей партии большевиков, в беспредельной любви к своей Отчизне. Клянемся вам, дорогие товарищи, что, приняв замечательные самолеты, не щадя своих сил и самой жизни, будем истреблять немецких оккупантов. Мы понесем на этих крыльях смерть фашизму!»
Самолеты с надписью «Ярославский комсомолец» на бортах били врага на Ленинградском фронте. Летчики 448-го штурмового авиаполка сдержали клятву, они смогли уничтожить тысячи фашистских захватчиков.
7 апреля 1943 года «Ярославский комсомолец» вышел в свой первый боевой поход. За шесть походов субмарина потопила четыре транспорта общим водоизмещением 29060 тонн, уничтожив при этом около пятисот человек из состава экипажей и находившихся на кораблях войск. Общий срок боевой службы подлодки на Баренцевом море – 13,2 месяца, из которых 46 суток она провела в боевых рейдах.
Надо отметить, что «Ярославский комсомолец» – подводная лодка, первая получившая настоящее имя, а не просто номер. В июле 2014 года на Тверицкой набережной была установлена копия рубки подводной лодки «М-104 «Ярославский комсомолец».
Бронепоезд строился в столичном депо. Но тут ярославцы решили, что было бы неплохо не ограничиваться одним поездом, а создать дивизион из двух бронированных составов. Второй начали строить уже в Ярославле в январе 1942 года. На него ярославцам удалось собрать 1 миллион 220 тысяч рублей!
Рабочие локомотивного депо станции Всполье обшили броней паровоз Оп-7593. Конструкции бронепоездов были практически одинаковы: между двумя бронированными платформами – паровоз серии «О» – «овечка», а на площадках были установлены башни танков Т-26, Т-28 или Т-40, зенитные орудия, пулеметы или минометы. В состав входили еще платформы с комплектом запасных шпал и рельсов. Длина бронепоезда была около 58 метров, а весил он около 400 тонн. Такая махина на стальных путях развивала скорость до 45 километров в час.
К февралю 1942 года оба ярославских бронепоезда были готовы. 54-й отдельный дивизион бронепоездов нес службу на линии Брянского фронта, отражал налеты вражеской авиации, прикрывал тульское и воронежское направления, принимал активное участие в ликвидации орловско-болховской группировки противника, громил вторую армию вермахта.
Кроме двух бронепоездов, построенных на средства, собранные ярославцами, в нашем городе на паровозоремонтном заводе строили и ремонтировали другие бронированные составы. Здесь был отремонтирован легендарный «Неуловимый». С начала войны этот бронепоезд был отправлен в Эстонию, потом он воевал в районе Чудова озера, на Волховском фронте. Получил в боях тяжелые повреждения и был отправлен в Ярославль. На паровозоремонтном заводе бронепоезд отремонтировали и вновь заковали в броню. К тому же поставили на него дополнительные зенитные установки. Интересно, что свое имя он получил уже после ремонта зимой 1943-го: немцы три раза в военных сводках писали, что бронепоезд уничтожен, но он был цел и продолжал героически бить врага.
На ярославских крыльях
В сентябре 1941 года ярославские комсомольцы решили выпустить сверх плана вооружение для Красной Армии, а ребята из Дворца пионеров собрать средства для строительства самолетов. Так было построено звено истребителей «Ярославский пионер». В 1942 году это дело было продолжено. На этот раз комсомольцы совхоза «Заря свободы» Брейтовского района начали собирать средства для создания эскадрильи «Ярославский комсомолец». Добровольные взносы перечислялись на счет в банке. В итоге были построены две эскадрильи штурмовиков ИЛ-2.31 декабря 1942 года делегация ярославской молодежи выехала на Ленинградский фронт, чтобы вручить 20 боевых самолетов. В ответ летчики написали: «От всей глубины сердца мы благодарим вас, славные сыны Ленинского комсомола, за заботу о Вооруженных силах Красной Армии. Нас тоже воспитал Ленинский комсомол, закалил нашу волю. Мы черпаем силы и волю к победе у нашей партии большевиков, в беспредельной любви к своей Отчизне. Клянемся вам, дорогие товарищи, что, приняв замечательные самолеты, не щадя своих сил и самой жизни, будем истреблять немецких оккупантов. Мы понесем на этих крыльях смерть фашизму!»
Самолеты с надписью «Ярославский комсомолец» на бортах били врага на Ленинградском фронте. Летчики 448-го штурмового авиаполка сдержали клятву, они смогли уничтожить тысячи фашистских захватчиков.
Бить врага и под водой
Ярославцы, побывавшие на Ленинградском фронте, так воодушевились увиденным, что решили собрать средства на постройку подводной лодки. И сделали это в рекордно короткие сроки, всего за месяц. 6 января 1943 года члены обкома комсомола одобрили идею сбора средств для подлодки и подали пример остальным, собрав больше двух тысяч рублей. Они обратились через газеты к ярославцам: «Личными сбережениями мы помогли нашей авиации. Поможем же и нашим морякам пускать на дно фашистскую мразь». В отделении государственного банка вновь был открыт счет, и вновь на него стали поступать деньги. Взносы делали колхозники и рабочие, трудовые коллективы предприятий и организаций. Собрали немалую сумму – 5 миллионов 800 тысяч рублей! Имя «Ярославский комсомолец» было присвоено подводной лодке «М-104», которую только что спустили на воду. Подводная лодка прошла испытания в Полярном в феврале 1943 года. 22 февраля, накануне Дня Советской Армии и Военно-Морского флота, нарком ВМФ адмирал Николай Кузнецов присвоил субмарине название и приказал установить на ней доску с надписью «Смерть немецким оккупантам! Подводная лодка «Ярославский комсомолец» построена в дни Великой Отечественной войны на средства, собранные комсомольцами Ярославской области».7 апреля 1943 года «Ярославский комсомолец» вышел в свой первый боевой поход. За шесть походов субмарина потопила четыре транспорта общим водоизмещением 29060 тонн, уничтожив при этом около пятисот человек из состава экипажей и находившихся на кораблях войск. Общий срок боевой службы подлодки на Баренцевом море – 13,2 месяца, из которых 46 суток она провела в боевых рейдах.
Надо отметить, что «Ярославский комсомолец» – подводная лодка, первая получившая настоящее имя, а не просто номер. В июле 2014 года на Тверицкой набережной была установлена копия рубки подводной лодки «М-104 «Ярославский комсомолец».
И наш бронепоезд…
К началу Великой Отечественной войны в СССР существовало лишь четыре десятка исправно действующих поездов. Для обороны железнодорожных магистралей страны этого было мало. Партия призвала строить новые. Ярославские железнодорожники призыв услышали и поддержали, организовав в октябре 1941 года сбор средств.Бронепоезд строился в столичном депо. Но тут ярославцы решили, что было бы неплохо не ограничиваться одним поездом, а создать дивизион из двух бронированных составов. Второй начали строить уже в Ярославле в январе 1942 года. На него ярославцам удалось собрать 1 миллион 220 тысяч рублей!
Рабочие локомотивного депо станции Всполье обшили броней паровоз Оп-7593. Конструкции бронепоездов были практически одинаковы: между двумя бронированными платформами – паровоз серии «О» – «овечка», а на площадках были установлены башни танков Т-26, Т-28 или Т-40, зенитные орудия, пулеметы или минометы. В состав входили еще платформы с комплектом запасных шпал и рельсов. Длина бронепоезда была около 58 метров, а весил он около 400 тонн. Такая махина на стальных путях развивала скорость до 45 километров в час.
К февралю 1942 года оба ярославских бронепоезда были готовы. 54-й отдельный дивизион бронепоездов нес службу на линии Брянского фронта, отражал налеты вражеской авиации, прикрывал тульское и воронежское направления, принимал активное участие в ликвидации орловско-болховской группировки противника, громил вторую армию вермахта.
Кроме двух бронепоездов, построенных на средства, собранные ярославцами, в нашем городе на паровозоремонтном заводе строили и ремонтировали другие бронированные составы. Здесь был отремонтирован легендарный «Неуловимый». С начала войны этот бронепоезд был отправлен в Эстонию, потом он воевал в районе Чудова озера, на Волховском фронте. Получил в боях тяжелые повреждения и был отправлен в Ярославль. На паровозоремонтном заводе бронепоезд отремонтировали и вновь заковали в броню. К тому же поставили на него дополнительные зенитные установки. Интересно, что свое имя он получил уже после ремонта зимой 1943-го: немцы три раза в военных сводках писали, что бронепоезд уничтожен, но он был цел и продолжал героически бить врага.
Автор: Ирина Штольба
Другие новости раздела «Великой Победе посвящается»
Великой Победе посвящается
07 мая 2023
Военная техника проедет по всей территории Ярославля
Свежий номер
Великой Победе посвящается
27 апреля 2016
Молодость, пришедшая с войной
Великой Победе посвящается
03 декабря 2019
В Ярославле прошли мероприятия памяти Неизвестного солдата
Великой Победе посвящается
12 марта 2021
В мясорубке вяземского котла
Великой Победе посвящается
08 сентября 2023
В Ярославле почтили память жертв блокады Ленинграда
Свежий номер
Великой Победе посвящается
23 января 2019
Мяукающая дивизия
Комментарии