00:39
суббота,
27 апреля 2024 г.
14.95
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
21 мая 2014

Бизнес–миссия Ярославля

В свое время Ярославль заслуженно носил звание флагмана промышленности Российского Нечерноземья. В конце прошлого и начале нынешнего десятилетия наш город включился в процесс модернизации, в  Ярославле начали появляться предприятия новых технологий. Сумеет ли город выдержать темп, взятый несколько лет назад? Экспертом в этом вопросе выступил заместитель мэра Ярославля по экономике Борис ТАМАРОВ.

 

– Борис Владимирович, существует мнение, что Ярославль взял некую планку в части освоения новых технологий – и теперь крупный бизнес  сам ищет пути в наш город, чтобы основать здесь свои производства. Насколько это мнение истинно?
– Оно имело бы право на жизнь, если бы мировая экономика развивалась линейно. Но сегодня в ней преобладают несколько иные тенденции. На смену поиску «быстрых» денег пришло желание бизнесменов минимизировать риски, особенно при старте новых проектов. Бизнес ждет инициативы от партнеров, в том числе видит их в лице региональных и муниципальных властей. Для нас это означает необходимость изменения стратегий. В частности, формирование конкурентного предложения и условий реализации, причем делать это необходимо на территории потенциальных партнеров. Отсюда потребность в организации целевых мероприятий в формате бизнес-миссии, например, в Австрию и Германию, с целью предложения конкретных проектов для развития их промышленных производств на территории Ярославля. Одновременно необходимо выделять преимущества города в отдельных производственных отраслях, а одной из основных традиционных отраслей является производство автокомпонентов.

– Смогут ли наши площадки их заинтересовать, или они готовы начинать создание своих производств, что называется, в чистом поле?
 – Речь сейчас идет не только о производстве и не о площадке реализации. Мы хотим заинтересовать партнеров возможными схемами реализации проектов на базе контрактных производств и совместных предприятий с участием действующих предприятий города. Такой способ реализации производственных проектов, кстати, типичен для европейцев, он позволяет значительно минимизировать риски, разделить их с «местным» бизнесом.
   С одной стороны, у нас огромная производственная база автомобильных компонентов – двигатели (в том числе самые современные), автохимия (краски, масла, фрикционные материалы), резинотехнические изделия (шины, автоуплотнители), элементы шасси и тормозных систем. С другой стороны, мы равноудалены от всех автомобильных производителей Европейской части России – до предприятий санкт-петербургского автокластера, до подмосковных заводов и до заводов «Группы ГАЗ» не более тысячи километров. Это позволяет задуматься о создании в Ярославле не только производственных площадок, но и межрегионального логистического центра автокомпонентов.  Естественно, предложение это может заинтересовать в первую очередь те страны, где производство автомобилей является наиболее мощным и технологичным.

– Принято считать, что с момента открытия новых предприятий  в городе начинается заметный промышленный рост. Тогда полностью исчезнет проблема безработицы?
– Нужно смотреть на ситуацию шире – и станет понятно, что она не проста. С одной стороны, новые предприятия требуют меньше трудовых ресурсов, чем традиционные производства. Несколько сотен человек, создающих двигатели пятьсот тридцатой серии на новой площадке «Автодизеля», или несколько тысяч, работавших на их традиционной базе, – этот пример говорит сам за себя. Проблема же в том, что наши инвесторы, которые организуют производства, вынуждены пока завозить рабочую силу, чтобы обеспечить свои предприятия кадрами или тратить ресурсы на их переподготовку… Это касается даже тех из них, кто предлагает сотрудникам доходы значительно выше среднего по городу уровня.  И наша задача вместе с региональными властями содействовать совместной работе бизнеса с образовательными учреждениями, формировать необходимый объем и направления дополнительного профессионального образования. Если для сравнения взять сферу услуг, например, там не настолько большие доходы – но и требования куда меньше… Хотя и здесь город испытывает серьезный дефицит подготовленных кадров для гостиничного бизнеса и в общем в сфере туризма.

– Не о том ли мечталось в начале реформ 1990-х,  когда говорилось о необходимости задействовать большое количество рабочих рук в сфере услуг?
– У нас действительно развита торговля. Но у каждой медали две стороны, и мы постепенно становимся импортоориентированным городом – торгуем тем, что сами не производим. Эту ситуацию можно компенсировать  выделением  торговых площадей для наших региональных товаропроизводителей, прежде всего сельскохозяйственной продукции. У нас уже работают в городе сети торговых точек предприятия «Атрус», Рыбинской птицефабрики, Даниловского молокозавода, тутаевского «Мясославля», несколько новых торговых точек открыты на ярмарках города крупным хозяйством «Вощажниково» из Борисоглебского района.

– Выдержат ли они конкуренцию с ретейловскими сетями?
– Сети конкурируют не столько с местными товаропроизводителями, сколько друг с другом. Потому и цены находятся приблизительно на одном и том же уровне. Есть, кстати, примеры областных центров, где деятельность крупного ретейла ограничена законодательно. Гораздо важнее, повторюсь, создавать условия, при которых местный товаропроизводитель может успешно конкурировать с сетевиками, вынуждая их либо снижать цены, либо сотрудничать с производителем.

– Сетевики берут масштабами – что могут противопоставить им наши производители, умеющие, наверное, создавать продукцию, но не вполне уверенно чувствующие себя на рынке? Чем могут помочь местному товаропроизводителю городские власти?
– К примеру, мы прорабатываем с энергетиками возможность сокращения сроков подключения к энергоносителям малых и средних предприятий, формируя муниципальный стандарт по данному направлению (кстати, в Москве такой стандарт действует уже второй год). Данная мера может позволить сократить сроки подключения наших бизнесменов (чьи предприятия потребляют до 15 киловатт-час) к электроэнергии не до пятидесяти дней, как в Москве, но хотя бы до двух-трех месяцев.

– У нас имеются огромные пустующие цеха с одной стороны и свободные рабочие руки, применение которым находится только в торговле и охране, – с другой. Как завести новый бизнес на старые промышленные площади, которые сегодня задействованы, по оценкам городских властей, процентов на двадцать?

– Сделать это волевым решением не получится. Хотя бы потому, что  эти производственные площади имеют хозяев. И, надо признаться, хозяева часто оценивают их в несколько раз дороже реальной стоимости. Выход, по сути, один – формирование альтернатив. Одна из них – создание производственных технопарков, муниципальных и частных, с адекватной ценой и выстроенной системой поддержки бизнеса. Примером может быть частный промышленный технопарк «Синергия», в котором работает несколько десятков малых промышленных предприятий. Конечно, это только первый шаг, и пока в малом бизнесе нет того количества производственных сил, которые могли бы конкурировать друг с другом. Тем не менее планомерная и последовательная работа городских и областных властей в этом направлении позволит прийти к тому положению, когда владельцы пустующих промышленных площадок поймут: их активы на самом деле являются пассивами. И они будут вынуждены либо продать эти площади, либо привлечь арендаторов. Естественно, что и в том и в другом случае уровень цены будет определяться уже не столько желанием владельца, сколько объективными факторами: расположением объекта, его логистикой, энергоэффективностью, возможностью привлечения соответствующих кадров…

– Многое из того, о чем мы сегодня говорим, реализуемо только при общем изменении отношения федеральной власти к вопросам малого бизнеса. Могут ли усилия городских властей что-то изменить в этом вопросе в отдельно взятом Ярославле?
– Наш город находится на лидирующих позициях в Центре России по созданным предпосылкам к развитию промышленности. Это положение необходимо сохранить, что является первой нашей задачей. Дальнейшее развитие промышленного потенциала – задача как городских, так и региональных властей. Она вполне решаема, поскольку в руководстве области осознают, что именно Ярославль – главный «двигатель» нашей промышленности. Здесь есть понимание, как нам взаимодействовать и в стратегической перспективе, и в решении злободневных проблем. Что касается взаимодействия с федеральным руководством, то важна наша инициатива – как законодательная, так и предпринимательская. Мы уже говорили, что крупный инвестор реагирует на предложения из регионов. Но и руководство страны анализирует предпринимательскую активность на местах. Оно будет исходить из наших результатов, и мы прикладываем максимум усилий, чтобы их добиваться.
Беседовал  Анатолий КОНОНЕЦ
Фото с сайта city­yaroslavl.ru

Автор: Ольга Скробина

Комментарии

Другие новости раздела «Экономика»

Читать