8 ноября 2017
Как выбрать профессию?
Учеба в старших классах – время для размышлений о будущей профессии. О трудностях, поджидающих выпускников школ на этом пути, мы беседуем с заместителем декана факультета психологии ЯрГУ, кандидатом психологических наук Юлией Филипповой и ассистентом кафедры психологии труда и организационной психологии ЯрГУ Анастасией Кулаковой.Престиж превыше всего?
– Вы проводили исследование, как человек выбирает профессию. В нем участвовали ярославские школьники. Какие мотивы двигали ими при выборе профессии и вуза?Анастасия Кулакова: Главный – престиж. Много лет престижными среди старшеклассников считаются профессии экономиста и юриста – прекрасные профессии, но только если у человека лежит к ним душа. Это в обычных классах. В профильных, например с углубленным изучением иностранного языка или программирования, престижным считается именно профиль.
– Распространенные в обществе профессии учитель – врач – военный школьники сегодня не считают престижными?
А.К.: Профессию учителя, к сожалению, нет. Медиками и военными часто становятся те, у кого в семьях уже есть военные или врачи. Образуются так называемые профессиональные династии.
– Во время визита в Ярославль Валентина Терешкова говорила, что дети больше не хотят быть космонавтами и суперпопулярные в советское время профессии геолога, инженера они тоже не выбирают. Ваши исследования это подтверждают?
А.К.: Да. Образы советских профессий остались в прошлом. Но, возможно, они еще вернутся.
– А что вы скажете о мечте? Есть ли школьники, которые мечтают перевернуть мир или посмотреть на землю с высоты птичьего полета?
А.К.: Давно такого не встречалось. Сейчас дети стали более приземленными. После престижа идут утилитарный и материальный мотивы. Они делят второе и третье место.
– Чем эти мотивы отличаются?
Юлия Филиппова: Утилитарный – это качество будущего труда. Где я буду работать? В офисе, в цехе, на улице? Сколько времени? Будут ли переработки? И прочее. Материальный – сколько буду зарабатывать. Для одних детей важны оба мотива. Для других ведущим становится один из них.
Уровень притязаний
– Что-нибудь еще влияет на выбор профессии?Ю.Ф.: Кроме мотивов есть личные качества ребенка. Они объединяются в так называемые профессиональные установки. Основные из них – самооценка, оптимизм, решительность, уровень притязаний...
– Поясните, пожалуйста.
Ю.Ф.: Нерешительный ребенок при профессиональном выборе будет прислушиваться к мнению родителей, учителей, друзей. Родители говорят: «У тебя хорошо идет математика. Иди, программируй». И ребенок послушно идет. А он, может, архитектором хотел быть. Но из-за нерешительности его личный вклад в выбор оказался минимальным. Оптимизм профессионального выбора – это видение своего будущего. Оптимист уже на стадии выбора уверен, что найдет себя в профессии. И действительно, находит работу, становится профессионалом.
Самооценка во многом определяет уверенность профессионального выбора. При хорошей самооценке первокурсник говорит себе: «Я все сделал правильно». При низкой – терзает себя: «Я ошибся. Надо было поступать не сюда».
Уровень притязаний – планка желаний и задач, которые человек себе ставит. Например, школьник хочет выучить иностранный язык и потом получить хорошую работу. При невысоком уровне притязаний он выбирает вуз попроще. При высоком – престижный столичный или уезжает за границу.
Профессиональные установки вместе с мотивами складываются в профессиональную осознанность личности. Это знание будущей профессии, своих интересов и личных способностей в выбранной профессии. Например, медлительному, рассеянному человеку сложно стать автогонщиком.
Практику в школы!
– Достаточно ли современные 11-классники зрелые для осознанного профессионального выбора?Ю.Ф.: По возрасту достаточно. Но у них мало знаний о профессиях, так как они не получили возможности попробовать разные сферы деятельности. Потому часто и выбираются модные профессии вроде юриста.
– Но ведь профориентационную работу ведут в каждой школе…
А.К.: Да, в 9-11-х классах. Но она больше теоретическая. И школьники относятся к урокам по профориентации как к возможности отдохнуть – то есть несерьезно. Они вспоминают об этих уроках только через год-полтора, когда возникает проблема поступления.
– Пофантазируем: у вас появились неограниченные возможности по изменению российской школьной системы профориентации. Что бы вы сделали?
Ю.Ф.: Развивали бы практику из серии «показал», а не только «рассказал». Чем больше школьник сможет увидеть и поделать собственными руками, тем больше он почувствует и поймет профессию. Сейчас производственная практика доступна только со студенчества.
– В СССР это было и в школе. Мальчиков, например, учили токарному, слесарному делу. В нашей школе девочки работали на молокозаводе в цехе мороженого. Значит, надо вернуть советскую систему?
Ю.Ф.: Сложно сказать. Время было другое. В моей школе, например, девочки работали помощницами воспитателя детского сада. Из-за ограничения законодательства по несовершеннолетним сейчас многое из прежнего невозможно. Но прийти на экскурсию на тот же молокозавод – допустимо. Это лучше, чем ничего. Завод вообще интересная модель для профориентации. Там есть бухгалтерия, юридическая служба, снабжение, менеджмент. То есть можно посмотреть, как работают не только руками, но и головой.
Карт-бланш – родителям
– Как родителям помочь ребенку выбрать профессию?Ю.Ф.: С ребенком надо говорить. Необязательно «сейчас я два часа буду тебя учить выбирать профессию». Это можно делать попутно и ненавязчиво. Покупаем хлеб в магазине – рассказываем, как пекут хлеб. Едем на экскурсию – объясняем, как работает экскурсовод. В обыденной жизни мы сталкиваемся с массой профессий. Задача родителей – сделать их для ребенка «выпуклыми». Все это надо делать с самых маленьких лет.
– Согласна, когда моя дочь была маленькой, она хотела стать стоматологом, потому что лечила зубы и была очарована врачом…
Ю.Ф.: Да, дети берут информацию из взаимодействия с миром. Роль родителей – помочь ребенку разобраться в его интересах. Сейчас много кружков, и на ранних этапах нужно их пробовать как можно больше. Позаниматься и танцами, и лепкой, и пением, и лыжами… Но потом обязательно выбрать то, к чему есть тяга.
– А если интерес даже к концу школы не возник ни к чему?
А.К.: Безвыходных ситуаций не бывает. Знакомый мальчик ушел из школы после 9-го класса и долго не мог определиться, что делать в жизни. Немного его интересовали механизмы: маленьким он разбирал машинки, подростком ковырялся в двигателях мотоциклов. Это и стало ориентиром профессионального выбора – автомеханика. Ему помогли определиться родители.
– А если ребенку и машинки не интересны? Он в компьютере!
Ю.Ф.: Давайте посмотрим, что он там делает.
– В соцсетях сидит.
Ю.Ф.: Прекрасно! Расскажем, как устроены соцсети и какие они дают возможности. Если он играет, поговорим о том, как устроены компьютерные игры и что их можно придумывать самому. Ребенка надо зацепить! А уж потом направлять. Разумеется, все это требует от родителей компетентности, свободного времени и желания заниматься своими детьми.
– Наверное, еще не нужно давить?
А.К.: Безусловно. Задача родителя не заставить, а показать разные возможности и предоставить выбор. Например, мне легко давалась математика. Я хотела стать экономистом, так как это была популярная профессия. А поступила на психологию, потому что это было интересно. Родители мне объяснили: «Экономистов сейчас много, потому что это модно, да, к математике у тебя есть способности, но к психологии лежит душа». Некоторым моим знакомым такого выбора не дали. В результате они пошли учиться туда, куда сказали родители, с грехом пополам закончили вуз и только потом занялись любимым делом.
– Как еще можно помочь школьнику определиться?
А.К.: Желательно больше узнавать об образовательных возможностях, которые дает общество. Например, приходить в вузы на дни открытых дверей. Полезно участвовать в олимпиадах, в образовательных проектах, где школьники углубленно изучают какую-нибудь тему. Например, знакомая мне девочка в проекте малой академии наук изучала пищевые добавки в хлебобулочные изделия: зачем они нужны, что в них вредного. Хлебопеком она не стала. Но проект научил ее искать информацию. Это важно, так как при выборе профессии надо уметь находить и анализировать информацию. А еще с малых лет надо развивать так называемую рефлексивность, так как она очень влияет на уровень профессиональной осознанности. Самооценка и уровень притязаний со временем меняются, а рефлексивность остается.
– А что такое рефлексивность и как ее развивать?
А.К.: Говорить с ребенком. Стимулировать его рассуждать, анализировать происходящее. Посмотрели спектакль, спросили: «Что понравилось, почему?» Подрался с одноклассником: «Что тобой двигало?» То есть нужно прививать желание осмысливать каждый свой поступок. И опять здесь не должно быть давления и осуждения со стороны родителей. Это общение «глаза в глаза».
Автор: Елена Солондаева
Другие новости раздела «Образование»
Образование
14 апреля 2021
Одной левой!
Свежий номер
Образование
13 июля 2016
И это была победа
Образование
22 августа 2019
Под Ярославлем до конца года появится новый детский сад
Образование
12 мая 2015
Ярославна Юлия Кислова успешно выступила на всероссийской олимпиаде школьников
Образование
15 августа 2019
Ярославские школьники в этом году сядут за парты 2 сентября
Образование
25 февраля 2021
Первоклассная готовность
Комментарии