04:27 Четверг, 23 Января 2020
12+
ЭЛ№ФС 77- 75974 от 19.06.2019 +7 (4852) 30-76-08 news@city-news.ru

Город, которого не было...

21 Ноября 2012
Пейзаж «Ночной крестный ход в Ярославле» стал одним из топ-лотов аукциона Christie’s, который пройдет 26 ноября в Лондоне. Картина примечательна не только своей ценой, а ее предварительная стоимость 300 – 500 тысяч фунтов стерлингов, но и загадкой, которая в ней скрыта.


По Волге с этюдником
Автор работы художник Алексей Боголюбов (1824 – 1896) хорошо известен любителям живописи всего мира, но этот его атмосферный пейзаж они вряд ли когда-нибудь видели. Что неудивительно: полотно вот уже более 100 лет принадлежит американской семье, и все это время оно находилось в частной коллекции в Германии.
Вид ночного Ярославля на картине художника появился не случайно. В 1861 году судоходная компания «Самолет» предложила братьям Боголюбовым совершить путешествие по Волге от истока до устья и составить путеводитель. Николай Боголюбов, писатель и моряк, должен был написать текст, а Алексей – сделать иллюстрации для книги.
«Путешествие было интересное, а тем более для меня, который и моряком, и художником столько прожил за границей, не имея понятия о своем Оте-честве...» – так позже писал Боголюбов в своей автобиографической книге «Записки моряка-художника». Виды родной природы так впечатлили живописца, что на выставках наряду с его морскими пейзажами, видами Венеции, Амстердама, Константинополя стали появляться и совсем другие полотна: «Нижний Новгород с Колокольного базара», «Ипатьевский монастырь близ Костромы», «Вид Казани в разлив»...
А в 1862 году был издан прекрасный иллюстрированный путеводитель «Волга от Твери до Астрахани». Из 432 страниц книги почти 20 посвящено описанию Ярославля.
В 1863 году Боголюбов снова путешествовал по Волге и задержался в Ярославле на пять дней – любовался архитектурой и вновь много работал. Из двух волжских поездок он привез сотни рисунков, набросков и этюдов, которые потом служили ему материалом для создания больших полотен. Скорее всего, именно так и была написана картина «Ночной крестный ход в Ярославле» – эксперты считают, что художник нарисовал ее в период с 1861 по 1865 год.

Неопознанный объект
А теперь от проверенных исторических фактов перейдем к обещанной интриге. На первый взгляд в картине нет ничего необычного: вдали видны Стрелка и Успенский собор, подсвеченные утренним солнцем, а на переднем плане священники и прихожане с зажженными свечами в руках идут в церковь на праздничную службу. Вот как раз именно эта церковь и вызвала недоумение у ярославских краеведов и просто любителей истории. На форуме yarportal.ru, где мы попросили идентифицировать объект, развернулась большая дискуссия.
– Единственно возможный такой ракурс у нас в городе – это вид от церкви Иоанна Златоуста в Коровниках, – отмечает Александра Шуникова, модератор секции «История и краеведение Ярославля и области» на форуме. – Но на картине явно не она. Да и вообще, формы церкви совершенно не наши, не ярославские. Многие художники до революции и не только ездили в вояжи, во время которых писали наброски интересных мест, сооружений, а потом зимними вечерами перерабатывали набранный материал в полотна. Поэтому легко можно представить ситуацию из серии «фон от Тульской губернии, мужики на переднем плане из Самарской, а церковь вообще из соседнего села». Почему автор решил подписать это Ярославлем? Тайна.
Но некоторые участники дискуссии считают иначе. На картине, говорят они, может быть нарисована Николо-Тропинская церковь 1660 года постройки, она стоит на берегу Которосли рядом с Туговой горой и Коровниками. Правда, проверить эту версию невозможно: в 1869 году (то есть после того, как была написана картина) церковь была перестроена. А в 30-х годах ее и вовсе переделали под общежитие – купола снесли, колокольню разрушили. Сейчас в здании бывшего храма склад. Территория огорожена и для посещения закрыта.
– Я склоняюсь к версии, что это Николо-Тропинская церковь, – говорит Ян Левин, краевед, автор книги «100 деталей Ярославля». – Почти каждую весну она оказывалась как бы на острове, со всех сторон окруженная водой. Да и контуры колоколенки знакомы по фотографиям. Фотографий церкви до перестройки, скорее всего, не сохранилось, так что мы можем с учетом субъективной точки зрения художника увидеть, как она выглядела раньше. Колоритно выглядела!
Картины Боголюбова пользуются спросом на Западе. Так, в прошлом году на аукционе Sotheby’sего пейзаж «Базилика Санта-Мария делла Салюте накануне празднества» ушел с молотка за 881,3 тысячи фунтов стерлингов при эстимейте в 400 – 600 тысяч. Скорее всего, «Ночной крестный ход в Ярославле» тоже будет оценен очень высоко. Даже если город, который нарисовал художник, никогда не существовал на самом деле.

Что нарисовано на картине на самом деле – перестроенная и разрушенная Николо-Тропинская церковь или абстрактный город, плод фантазии художника, неизвестно. Впрочем, для участников предстоящих лондонских торгов это, наверное, не столь важно.

Автор: Виктор КОРНИЛОВ

Комментарии

Другие новости раздела «Из истории»


Из истории  Удивительная улица Нетеча 11.05.2012 В прошлом номере газеты мы начали рассказ об улице Собинова. Сегодня разговор пойдет о ее южной части, той, которую многие горожане до сих пор по привычке называют улицей Циммервальда. А вот ярославцы минувших столетий величали это место в городе удивительным именем – Нетеча. Из истории  Воплощение души русской 24.03.2010 Редкий гость Ярославля не обратит внимание на нарядную часовню Александра Невского на улице Андропова, не поднимет взгляд на главы Сретенской церкви, что в Депутатском переулке. Две сестрицы–красавицы, будто из русской сказки, радуют нас задорным великолепием, напоминая о своем создателе – замечательном ярославском архитекторе Николае Ивановиче Поздееве.В конце XIX столетия лозунги самодержавия, православия, народности еще казались панацеей от социальных зол, и русская архитектура, будто пытаясь задержать неумолимый бег времени, возвращалась в глубины истории. Губернский Ярославль возводил затейливые особняки в народном стиле, богатое купечество щедро жертвовало деньги на церковное благолепие, и возрождение традиций воплощало незыблемость патриархальной России. Однако в октябре 1888 года страну облетела страшная весть – на станции Борки под Харьковом потерпел крушение железнодорожный состав, в котором на отдых в Крым ехала царская семья. В катастрофе погибли 20 человек, император Александр III, спасая жену и детей, вынужден был на своих плечах держать крышу искореженного вагона, пока не подоспела помощь. По стране поползли слухи о новом народовольческом заговоре, но еще до начала следствия царь высказался о причинах инцидента коротко и ясно: «Красть надо меньше». Действительно, по заключению известного юриста А.Ф. Кони, виной всему были не козни террористов, а преступная халатность чиновников и неисправность вагона. Не решаясь наказать высокопоставленных лиц, император впоследствии простил всех причастных к катастрофе, а по русским городам в память о спасении царской семьи выросли храмы в честь небесного патрона того злополучного дня – Андрея Критского. Ярославль поступил патриотичнее, приписав спасение государя святому Александру Невскому – покровителю всех Александров и при этом нашему земляку, уроженцу Переславля­Залесского. Богатые горожане предоставили средства на сооружение памятной часовни, а ее проект поручили Николаю Поздееву, недавно занявшему должность городского архитектора. В конкурсе на эту вакансию талантливый выпускник Академии художеств сумел обойти более 20 претендентов, и Ярославль не разочаровался в своем выборе. В середине 80­х годов XIX века Николай Иванович уже успел проявить себя при строительстве Спасских казарм (ныне военный госпиталь) и реконструкции Ионафановского училища (главный корпус ЯГПУ). Часовня Александра Невского, возведенная в 1888 – 1892 годах на Мытном рынке, стала воплощением творческого кредо Николая Поздеева. Красноречие кирпичного «узорочья» на все лады повторяло напевы народного зодчества, обращаясь к наследию золотого века ярославской архитектуры. Здесь воплотилось все, чем славились средневековые мастера, – хороводы милых кокошников, пузатые столбики­ «кубышки» и, конечно, пятицветные поливные изразцы. Силуэт часовни напоминал скромные церквушки деревянной Руси, а щедрое убранство фасадов воспевало Русь купеческую, богатую.
Реклама.

Вы можете разместить вашу рекламу на сайте или в газете.
Подробнее.

Опрос

Вы выписываете бумажные издания?

Связаться с редакцией
Приёмная:
+7 (4852) 30-76-08
Эл. почта: